Муниципальная общеобразовательная средняя школа №5
В гости к лесу
2009 год
Оглавление
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 3
Конспект мероприятия.. 5
Дополнительный материал.. 13
Список ресурсов.. 15
Методические рекомендации
Раздел: Экология
Для учащихся 4-5 классов
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы: гумманизация, научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии. Экологическое образование играет интегративную роль во всей системе общего среднего образования. Оно выполняет следующие педагогические функции: способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся; является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;
формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей; расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
Данное мероприятие актуально и современено: учащиеся должны знать и понимать экологические проблемы Родины. Мероприятие предусматривает интеграцию нескольких учебных предметов: информатики, литературы, экологии. Применение ИКТ позволит учащимся наглядно, образно увидеть экологические проблемы. Презентация даст общее представление об экологических проблемах которые не прописаны ни в одном из учебников экологии. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности за нашу Землю. .На мероприятии в качестве основных источников знаний используется различный дидактический материал, мультимедиа. Мультимедийная поддержка мероприятия, видео, презентации, иллюстративный материал, игровые карточки.
Конспект мероприятия
Форма мероприятия: познавательно-развлекательное
Тема: В гости к лесу
Цель: Видение и понимание экологических проблем и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи: Познакомить учащихся с экологическими проблемами и раскрыть сущность понятий “экологическая проблема”, “экологический кризис”; научить анализировать, размышлять, делать выводы; воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру
План:
Природа – это дом, в котором мы
живём.
Видеосюжет «Малая Сосьва»
Игра «Лесная школа»
Видеосюжет «Хопёрский заповедники»
Награждение победителей
Ход мероприятия:
Этап мероприятия |
Цель этапа |
ЦОР |
Организация начала мероприятия |
Проверить готовность к мероприятию |
|
Вступительное слово |
Познакомить с темой мероприятия и настроить на игру |
DVD-диск, презентация, CD-диск, микрофон |
Показ видеосюжета о заповеднике «Малая Сосьва» |
Познакомить с деятельностью работников заповедника и показать красоту природы |
Мультимедиа, DVD-диск, ноутбук |
Основной этап мероприятия Игра «Лесная школа» |
Выявить знатоков природы |
Презентация, карточки, микрофон |
Показ видеосюжет «Хопёрский заповедник» |
Знакомство с заповедником, с новыми видами растений и животных |
Мультимедиа, DVD-диск, ноутбук |
Подведение итогов мероприятия |
Награждение победителей игры и активных участников |
CD-диск, микрофон, буклеты, листовки |
Информация по экологическому образованию |
Оказать консультативную помощь тем, кто далее желает продолжить своё экологическое образование |
Указать ссылки для поиска доп. материала http://festival.1september.ru – сайт фестиваля «Открытый урок» http://www.ecosystema.ru/04materials/manuals/20.htm пособия и руководства по исследовательской работе в природе http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/teachers/database/metodika/intro.html - информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания |
Этап 1. Организация начала мероприятия
Проверить готовность всех технических устройств .
Этап 2.Вступительное слово
Видео-песня «Спасти и сохранить»
Слайд «В гости к лесу»
Посмотрите, вокруг какой прекрасный, удивительный мир нас окружает лес, поле, речка. Это-природа.
Слайд Пришвин 1
Наша жизнь неотделима от нее. Природа дает нам все для жизни, она требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, взрослые и дети, в ответе за нее.
СЛАЙДЫ 16 «Природа» (меняются после каждой строчки)
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить во веки.
Природа это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нем крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Природа – это дом, в котором день за днем
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один для всех,
Другого дома нет на целом свете.
Природа – это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем.
На этот мирный дом имеем право.
Ученые предупреждают, если человечество не изменит свое бездумное, безжалостное отношение к природе, то его ждет экологическая катастрофа.
Трудно представить себе Землю без леса. Лес - чудесное творение природы. Лес украшает землю. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса.
(Звучит музыка).
Березы желтою резьбою |
Блестят в лазури голубой, |
Как вышки, елочки темнеют, |
А между кленами синеют |
То там, то здесь в листве сквозной |
Просветы в небо, что оконца |
Лес пахнет дубом и сосной. |
За лето высох он от солнца. |
Лес точно терем расписной, |
Лиловый, золотой, багряный |
Стоит над солнечной поляной |
Завороженный тишиной. |
Люди не могут обойтись без леса. Лес поглощает углекислый газ, который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили.
Лес выделяет кислород, которым мы дышим. Люди могут обойтись без пищи - больше месяца, без воды - пять дней, без кислорода - не более трех минут. Лес это легкие нашей планеты.
Лес помогает сохранять в почве влагу, в лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины делают бумагу, ткани, дома, мебель, карандаши.
Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зелёный – друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод –
Всем сластенам хватит на год.
В зной пошлешь ты полю тучи,
Лес зеленый – друг наш лучший. (В.Татаринов)
Этап 3. Показ видеосюжета Заповедник «Малая Сосьва»
Этап 4. Основной этап мероприятия Игра «Лесная школа»
Слайд «Лесная школа"
Лесная сказка самая прекрасная, в ней тишина, и шорох, и покой,
Вода в ручье прозрачная и ясная
И пень покрытый нежною листвой.
В ней солнце озаряет детство радостью,
В ней столько непонятного порой,
Манит черника свежей-свежей сладостью.
И гриб уводит в чащу за собой.
В ней столько трелей звонких, шумных, радостных,
В ней счастью нет предела и добру.
И если хочешь наслаждений сладостных,
То в лес наш отправляйся поутру.
Солнце глазки открывает, лес притихший оживает,
Дверь лесную отворим, с лесом мы поговорим.
1. Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб). |
2. Какое дерево цветет летом? (Липа, белая акация). |
3. Самое популярное дерево в России? (Береза). |
4. Какие наши деревья "плачут" весной? (Клен, береза). |
5. Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной из его родственниц? (Сосна). |
6. Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком? (Осина). |
7. Какие деревья зацветают весной первыми и почему? (Лещина, тополь, ольха). |
8. Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (Липа, черемуха, боярышник, рябина). |
9. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? |
(Сирень, белая акация). |
10. Что можно узнать по свежеспиленному пню? |
(Возраст дерева, стороны света). |
11. Как узнать стороны света по стволу дерева? (Северной стороны ствола. Где больше тени и влаги, растет мох. На отдельно растущих деревьях с южной стороны веток больше и листва гуще). |
1. Древнегреческая легенда повествует: бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана. (Сирень).
2. Жили-были муж с женой, и было у них двое детей. Старшая дочь, нелюбимая, и имя носила неласковое - Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково назвали Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то его в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно - постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. (Рябина).
3. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств - Аполлону. Ветвь этого дерева означала могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд, суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до Сотворения мира. В старинной песне поется: "В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море - среди этого моря стояло два дерева, а на них сидели два голубя, голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создалась земля, небо и небесные светила". Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии - Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли "Перуновым деревом". (Дуб).
Леса и воды - краса природы. |
Лес невысок, а от ветра защита. |
Возле леса жить - голодному не быть. |
Лес богаче царя. |
Лесная сторона не одного волка, но и человека накормит. |
Что в лесу родится - во дворе годится. |
В степи простор, в лесу-угодье. |
Нет милей чудес, чем наш русский лес. |
Лесу нет - земля не ярится, хлеб не родится. |
Вырублены леса - разлетелись птицы. |
Лес воду бережет, из-за лесу и тучка идет. |
Много леса - береги, мало леса - не руби, нет леса - посади. |
Лес по топорищу не плачет. |
Класс "Устами младенца''
Задача попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее.
Детские высказывания:
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его необходимо компостировать.
(Навоз.)
1.У меня очень много игрушек сделано из нее.
2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5.Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса.)
1.Ее изобрели китайцы.
2.У нас ее получают из дерева.
3.Она легко горит.
4.Из нее получается очень много мусора.
5.На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага.)
1.Его делают из песка.
2.Чаще всего оно прозрачное.
3.Когда падает, оно разбивается.
4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло.)
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум.)
1.Этого почти не видно.
2.Этого - очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
3.От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
5.В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы.)
1.Это получается, когда становится старым или ломается.
2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3.Это можно сдать и получить деньги.
4.Из этого можно сделать что-то новое.
5.Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом.)
1.Всегда черного цвета.
2.Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
3.Это очень вредно.
4.У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
5.Этого много при горении.
(Сажа.)
1.Это то, без, чего уже не можем прожить.
2.Этим мы пользуемся каждый день.
3.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4.Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5.С помощью этого все становится чище.
(Синтетические моющие средства.)
1.Это легче воды.
2.Это может плавать на воде и не тонет.
3.В речке этого много, когда в ней моют машины.
4.Это мешает дышать рыбам.
5.Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло.)
Из конверта нужно достать десять одинаковых карточек, на которых написаны буквы А, В, Д, Е, З, И, К, Н, О, П. Используя их, командам необходимо составить слово ЗАПОВЕДНИК.
Ведущий делает подсказку, говоря, что это слово обозначает название одной из территорий, специально созданной человеком для охраны природы.
СЛАЙДОВАЯ ПРОГРАММА Елизаровский заповедник
1. Оно может жить до 2000 лет. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче. Из него делают бочки и паркет. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб).
2. Оно всегда зеленое или голубое. Из него делают струнные музыкальные инструменты. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель).
3. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. Из него самые лучшие дрова. Из его коры делают много полезных вещей. Это самое любимое русское дерево. (Береза).
4. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые. Оно "отсасывает" отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять. Оно быстрее всех заселяет гари. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина).
5. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе. Про нее сложено много песен. Кора целебней ягоды. У нее есть родственница с блестящими черными плодами-городовина. (Калина).
6. С его цветков лучший мед. Из него делают ложки и лапти. Цветет летом и очень душистая. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа).
Этап 5. Показ видеосюжета «Хопёрский заповедник»
Этап 6. Подведение итогов мероприятия
Награждение победителей, вручение дипломов и подарков. Раздача буклетов и листовок.
Дополнительный материал
Использованные иллюстрации.
Берёзовая роща. И.Левитан
Пруд в роще.Преображенское. И.И. Шишкин
Белые кувшинки. Живерни.Клод Моне
Вид на Абрамцево. Василий Поленов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.