В ГОСТЯХ У КОНВЕНЦИИ
(занятие-игра)
Подготовка к занятию: участники разбиваются на группы по 5-6 человек. К занятию подготовлены задания для групп.
Ход занятия
I. Проблема прав человека
Воспитатель: Послушайте притчу: «В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерз-нуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в преж-нее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».
В чем смысл этой притчи? Чему она учит?
Какими должны быть взаимоотношения между людьми?
Можно ли построить такие отношения в наши дни? Что этому помогает?
Всегда ли удавалось людям найти такое «умеренное расстояние друг от друга», чтобы учитывались интересы каждого?
Как в истории утверждались права человека, какой тернистый путь они проделали, мы узнаем, сделав остановку на станции «Страницы истории». Нас здесь встретит Правовед. Он задаст группам вопросы
Ученики выступают агитбригадой (у ребят в руках таблички с датами, можно выступление сопровождать презентацией в Power Point).
Одной из основополагающих проблем, которую призвано решать мировое сообщество, является проблема прав человека. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Уже в самые древние, доисторические времена, объединяясь по признаку рода, племени, люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государства стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых, норм, за соблюдением которых государство строго следило, а за нарушение наказывало (законы Хаммурапи в Вавилоне XVIII век до н.э.).
В Древней Греции появилась идея права как всеобщей принадлежности. «Права не являются чем-то, предоставляемым каждому человеческому существу, где бы оно ни было, уже на том основании, что оно является человеческим и разумным», - утверждали философы-стоики. Однако Древняя Греция и Древний Рим были рабовладельческими государствами, где идея всеобщих и равных прав человека была неосуществима, равно как и в Средние века, когда главенство прав феодалов над правами их вассалов было так же неоспоримо.
Первым шагом, приблизившим торжество прав человека, стало принятие английской Великой хартии вольностей в 1215 году. В ней говорилось: «Ни один человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен имущества, ни объявлен вне закона, или изгнан... иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Хартия провозглашала некоторые привилегии рыцарства, верхушки свободного крестьянства и горожан. После Великой хартии вольностей в европейских государствах был принят ряд документов, расширявших права высших слоев населения (Хабеас Корпус; Акт 1676, «Билль о правах», 1689).
Только в XVIII веке вначале в США была принята Декларация независимости (1776), а затем во Франции провозглашена Декларация прав человека и гражданина (1789). В этих документах утверждалось равенство всех людей в правах, принадлежащее им от рождения. Эти документы положили начало реализации идеи правового государства, для которого понятия «достоинство личности», «права человека», «свобода» являются основополагающими.
Необходимость создания такого государства - как гаранта прав и свобод человека - показала история XX века, в частности две мировые войны и многочисленные локальные военные конфликты, следствием которых было нарушение самого главного права человека - права на жизнь. А потому созданная 24 октября 1945 года Организация Объединенных Наций сделала важный вывод о том, что если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, то весь мир может быть вовлечен в новый кровавый конфликт. Подавление прав человека в отдельных странах - это очаг пожара, который может охватить весь мир или его значительную часть. Главной своей задачей ООН провозгласила поддержание и укрепление международного мира и безопасности, обеспечение прав человека во всем мире. С этой целью были приняты важные международно-правовые акты, в которых были обозначены основные стандарты прав и свобод человека.
Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, рекомендовавшая всем странам имплементировать стандарты этих прав в национальную правовую базу, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социально-экономических и культурных правах и др. В этих документах были воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности. Среди них появились документы, в которых впервые нашла свое отражение мысль о защите прав и интересов детей, нуждающихся в особом внимании общества. Ни в одном созданном до XX века документе не упоминались дети как самостоятельные субъекты права. Подразумевалось, что их интересы естественным образом совпадают с интересами родителей, более того, взрослые лучше знают, в чем нуждается ребенок, поэтому выделять их в отдельную категорию граждан нет необходимости.
Однако постановка проблемы прав ребенка, ее изучение показало, что именно дети - это та часть населения нашей планеты, которая в большей степени страдает от войн, голода, эпидемий, подвергается дискриминации, различным формам эксплуатации и насилия. Стало очевидным, что существуют специфические потребности детей, что интересы детей не всегда совпадают с взглядами взрослых.
1989 год - рабочая группа представляет Комиссии по правам; человека ООН окончательный проект Конвенции по правам ребенка, и 20 ноября, в тридцатилетие со дня утверждения Декларации 1959 года, Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка.
2 сентября 1990 года - Конвенция о правах ребенка вступает в силу.
Российская Федерация, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права и важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая для нашего государства вступила в силу в 1990 году.
Присоединившись к Конвенции, Россия, как субъект международного права, заявила о своем обязательстве пересмотреть национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции.
В связи с этим 24 июля 1998 года был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который не только закрепил правовой статус ребенка, как самостоятельного субъекта правоотношений, но и определил принципы государственной политики в отношении детей, а также установил обязанности государственных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций и граждан в области защиты прав и законных интересов детей.
Проблема защиты прав и законных интересов детей поставила мировое сообщество перед необходимостью выяснить наиболее уязвимые стороны их жизни. Информация о проблемах детства, о нуждах и интересах детей, о защите их прав отражается в регулярных докладах Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Положение детей в мире». Эти издания содержат данные о политической и экономической ситуации в разных точках планеты, состоянии окружающей среды, темпах прироста, т.е. обо всех социально-экономических факторах, влияющих на положение детей.
Вопросы Правоведа
· Перечислите документы о правах в порядке их возникновения.
· В каком документе впервые были изложены стандарты прав человека?
· Какой документ непосредственно рассматривает права ребенка?
· Какие причины привели к возникновению прав человека (ребенка)?
II. Заполните схему
Международно- правовые пакты
|
?
|
Конвенция |
? |
Декларация, пакт, билль |
? |
Карточка 1. Эти документы принято называть международно-правовыми актами, т.е. это документы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, которые содержат стандарты прав и свобод и имеют универсальный, всемирный характер.
Карточка 2. Это документы, не имеющие обязательной силы. Это рекомендация, в которой содержатся общепринятые (общепризнанные) права и свободы, рекомендуемые для реализации во всех странах.
Карточка 3. Международные соглашения по какому-то специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к ним присоединились.
III. Экспресс-викторина
Каждый ученик получает карточку с одним вопросом викторины. В течение 5 минут следует опросить как можно больше ребят в группе и записать ответы на обратной стороне карточки. По истечении времени ученики объявляют результаты опроса. Учитель выписывает (или прикрепляет карточки с ответами) на доску.
Примерные вопросы викторины:
· Что такое право человека?
· Кто предоставляет права человеку?
· Можете ли вы назвать:
· какое-либо право человека;
· фильм или книгу о правах человека;
· право, которого вы лишены в школе;
· право, которое должны иметь все дети;
· право, которое имеют ваши родители и которого нет у вас;
· ваше право, которое никогда не было нарушено.
Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем в воображаемой стране. Название этой страны вы придумаете сами. Что же это за особенная страна? Каждой группе предлагается следующая ситуация: «Представьте, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека и где нет ни законов, ни правил. Члены вашей группы будут первыми поселенцами на этой новой земле. Вы не знаете, какое социальное положение будете занимать там.
Каждый участник группы должен самостоятельно перечислить три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой новой стране. Затем обсудите в группе выбранные каждым права, отберите 10 прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными, затем на большом листе бумаги напишите 10 выбранных вами прав.
Пользуясь сокращенными вариантами Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о правах ребенка, сопоставьте включенные вами в список права с положениями Декларации и Конвенции, раскройте смысл статьи, на которую вы ссылаетесь.
IV. Презентация работы групп
Каждая группа в творческой форме (рисунок на бумаге с записанными правами, стихи, девизы и т.д.) представляет свой список прав. По мере их представления ведущий на доске составляет сводный список «Права жителей планеты Земля».
Воспитатель: Следующая остановка - «Игровая площадка». Предлагаю всем сесть, образовав круг. Нас на этой остановке встречает Затейник. Он проведет свои игры.
Игра «Трамвай»
Для этого необходимо один стул оставить свободным. Сидящий от свободного стула справа садится на него и произносит:
- А я еду.
Следующий за ним садится на освободившийся стул, произнося:
- А я тоже.
Следующий за ним садится на освободившийся стул, произнося:
- А я зайцем.
Следующий за ним садится на освободившийся стул, произнося:
- А я рядом с ... (называет кого-нибудь сидящего в круге в любом месте, последний садится на свободный стул).
Игра повторяется снова.
Игра «Что общего»
Эта игра настроит ребят на сотрудничество в рассмотрении проблем правового характера.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Поменяйтесь местами те, кто обладает правом на образование», «Кто хорошо знает свои обязанности», «Кто знает признаки правового государства», «Кто осуществляет право на труд во время летних каникул». При этом тот, кто останется в центре круга без места, продолжит вести игру.
Инсценировка сказки
Воспитатель: А вот и Сказочник ждет нас на своей остановке. Вы станете участниками его игр сказок.
Разыграем представление по мотивам известной народной сказки «Репка». (Участники распределяют роли.)
Автор: Посадил дед Репку.
Дед: Было это, как сейчас помню, 20 ноября 1989 года.
Автор: Выросла Репка большая-пребольшая, ростом удалась в 54 статьи.
Репка: Нарекли меня Конвенцией о правах ребенка.
Автор: Тянет Дед Репку, потянет, а вытянуть не может. Позвал Дед Бабку.
Бабка: Ишь, про ребенка подумали!
Автор: Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.
Внучка: Мне 14 лет, а я ещё ребенок!
Автор: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку.
Жучка: Не допустим дискриминации! Гав!!!
Автор: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.
Кошка: Индивидуальность - правило номер один. Мяу-у-у!!!
Автор: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку.
Мышка: Свободу ассоциациям!
Автор: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Тянут, потянут - и вытянули Репку!
Конкурс «Сказочный калейдоскоп»
Сказочник: У меня цветик-разноцветик, на лепестках которого записаны задания для групп.
1 лепесток: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Вопросы:
· Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
· Чьи права были нарушены в этой сказке?
· Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
2 лепесток: Сказка «Лиса и заяц».
Вопросы:
· Какое право нарушила лиса?
· Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
· Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
3 лепесток: Сказка «Лягушка-путешественница».
Вопросы:
· Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения?
· Есть, ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
4 лепесток: «Дедушка Мазай и зайцы».
Вопросы:
· Какое право зайцев обеспечил Дед Мазай?
· Найдите в стихотворении строку, в которой говорится о жестоком обращении с зайцами. Какое в данном случае право было нарушено?
· Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
5 лепесток: «Аленький цветочек».
Вопросы:
· Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца?
· Каким правом пользовался купец, отправляясь по торговым делам?
· Есть ли в Конвенции статьи, предусматривающие подобные права ребенка?
Конечная остановка на станции «Театральная». Для вас следующие задания.
Задание «Пантомима». Прошу подняться самых артистичных ребят из команд. Вам нужно будет изобразить для своей команды то право, которое написано на карточке. А команда должна отгадать его. (На карточках: право на жизнь; право на отдых; право на имя; право на образование; право на жилище; право на свободу слова; право на имущество.)
Задание «Перевертыши». Вы получаете листы с названиями сказок и перевертыш. Ваша задача — разгадать название сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.
«Курочка Ряба» - «Петух одноцветный»
«Гуси-лебеди» - «Утки-селезни»
«Красная Шапочка» - «Зеленая Кепочка»
«Золотой Ключик» - «Медный замок»
«Кот в сапогах» - «Пес босиком»
«Золушка» - «Белоснежка»
«Дюймовочка» - «Великанша»
Памятка
Сокращенный вариант Декларации прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их I является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и принимая во внимание необходимость охраны прав человека властью закона, как и необходимость содействия развитию дружеских отношений между нациями, Генеральная Ассамблея заявляет о том, что народы ООН, подтвердив свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, преисполненные решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, дали обет содействовать уважению этих прав и всеобщему их признанию и осуществлению.
Резюме Всеобщей декларации прав человека
1. Каждый человек свободен, и ко всем нам должно быть одинаковое отношение.
2. Все люди равны, несмотря на различия, например в цвете кожи, пола, религии, языка.
3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.
5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.
6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом.
7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.
8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.
9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.
10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.
11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена.
12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить ему вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины.
13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.
14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.
15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.
16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.
17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.
18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право при желании менять свою религию.
19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.
20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.
21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.
22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.
23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы.
24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.
26. Каждый имеет право ходить в школу.
27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.
28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.
29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество.
30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определённых настоящей Декларацией.
Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка
Целью Конвенции является установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми, в различной степени, они ежедневно сталкиваются во всех странах. Она учитывает культурные, политические и другие различия государств. Первостепенное внимание уделено наилучшему обеспечению интересов ребенка. Права, определенные Конвенцией, могут быть подразделены на следующие три группы: обеспечение, защита, участие.
Обеспечение: право владеть, получать или иметь доступ к определенным вещам или услугам (например, имя и гражданство, медицинский уход, образование, отдых и игры, забота об инвалидах и сиротах).
Защита: право на защиту от наносящих ребенку ущерб актов и действий (например, разлучение с родителями, вовлечение в военные действия, экономическая или сексуальная эксплуатация, физическое и психологическое насилие).
Участие: право ребенка быть заслушанным в ходе любого решения вопросов, затрагивающих его интересы. Ребенок, по мере роста своих умственных и физических способностей, должен получать больше возможностей участвовать в жизни общества в качестве подготовки к взрослой жизни (например, свобода речи и мнений, культуры, религии и языка).
Преамбула
Преамбула определяет тон, в котором должны толковаться все 54 статьи Конвенции. В ней указываются основные документы ООН, принятые до Конвенции и имеющие непосредственное отношение к детям, подчеркивается важность семьи для гармоничного развития ребенка, важность особых гарантий и заботы, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения, важность традиций и культурных ценностей каждого народа для развития ребенка.
Статья 1. Определение ребенка
Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2. Недопустимость дискриминации
Каждому ребенку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права. Государство должно защитить ребенка от всех форм дискриминации.
Статья 3. Наилучшие интересы ребенка
Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4. Осуществление прав
Государство обязано обеспечить осуществление прав, определенных Конвенцией.
Статья 5. Родители, семья, права и обязанности общества
Государства обязаны уважать родителей и семью применительно к их функции воспитания ребенка.
Статья 6. Жизнь, выживание и развитие
Обязанность государства - обеспечить выживание ребенка и его всестороннее развитие.
Статья 7. Имя и гражданство
С момента рождения у ребенка есть право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8. Сохранение своей индивидуальности
Государство обязано оказывать помощь и защиту ребенку для восстановления его индивидуальности, если он незаконно лишен ее.
Статья 9. Недопустимость разлучения с родителями
Право ребенка поддерживать контакт со своими родителями в случаях разлучения. В том случае, когда разлучение вытекает из таких обстоятельств, как арест, тюремное заключение или смерть годного или обоих родителей, государство предоставляет родителям или ребенку информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена семьи.
Статья 10. Воссоединение семьи
Заявления ребенка на въезд в государство или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться гуманным образом. Ребенок имеет право поддерживать на регулярной основе прямые контакты с обоими родителями, если они живут в различных государствах.
Статья 11. Незаконное перемещение и невозвращение детей
Государства принимают меры для борьбы с похищением ребенка со стороны одного из родителей или третьего лица.
Статья 12. Выражение своего мнения
Право ребенка выражать свое мнение и право на то, чтобы оно принималось «о внимание.
Статья 13. Свобода слова и информации
Право искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме.
Статья 14. Свобода мысли, совести и вероисповедания
Государства должны уважать права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении этого права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.
Статья 15. Свобода ассоциаций
Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация
Право ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Статья 17. Доступ к информации и СМИ
Ребенок должен иметь доступ к различным источникам информации; поощряется особое внимание к языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств, а также разработка принципов защиты ребенка от информации, наносящей вред его благополучию.
Статья 18. Родительские обязанности
Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребенка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.
Статья 19. Злоупотребление и небрежное обращение (со стороны родителей или опекунов)
Государства должны обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Должны быть разработаны социальные программы с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся.
Статья 20. Замена ухода за детьми ввиду отсутствия родителей
Ребенок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны. При рассмотрении вариантов замены ухода за детьми государство должно учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную, культурную и языковую принадлежность.
Статья 21. Усыновление
Государства обязаны обеспечить, чтобы усыновление ребенка осуществлялось только компетентными органами. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если все способы ухода в стране его происхождения исчерпаны.
Статья 22. Дети-беженцы
Детям-беженцам должна быть обеспечена надлежащая защита. Государства должны оказывать содействие международным организациям по предоставлению такой защиты, а. также в воссоединении детей с их семьями.
Статья 23. Дети-инвалиды
Право на особую заботу и образование, обеспечивающие активное участие в жизни общества.
Статья 24. Медицинский уход
Доступ к услугам системы здравоохранения, принятие государствами эффективных и необходимых мер с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.
Статья 25. Периодическая оценка
Ребенок, помещенный на попечение с целью ухода за ним, его защиты или лечения, имеет право на периодическую оценку условий, связанных с таким попечением.
Статья 26. Социальное обеспечение
Право ребенка на социальное обеспечение.
Статья 27. Уровень жизни
Родители несут ответственность за обеспечение ребенку уровня жизни, необходимого для его гармоничного развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране.
Статья 28. Образование
Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.
Статья 29. Цели образования
Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, к культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Статья 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению
Право ребенка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.
Статья 31. Отдых и досуг
Право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. ,
Статья 32. Экономическая эксплуатация
Право ребенка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.
Статья 33. Наркотики и психотропные вещества
Защита ребенка от незаконного употребления этих веществ, от использования детей в их противозаконном производстве и торговле ими.
Статья 34. Сексуальная эксплуатация
Защита ребенка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защита от использования детей в порнографических материалах.
Статья 35. Похищение детей, торговля детьми или их контрабанда
Государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.
Статья 36. Другие формы эксплуатации
Статья 37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы.
Обязательства государства в отношении детей, заключенных под стражу.
Статья 38. Вооруженные конфликты
Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях. Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооруженные силы.
Статья 39. Восстановление и реинтеграция
Обязательства государства по физическому и психологическому восстановлению и реинтеграции детей, ставших жертвами эксплуатации, пыток или вооруженных конфликтов.
Статья 40. Правосудие по делам несовершеннолетних
Ребенок, обвиняемый в нарушении уголовного законодательства, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства.
Статья 41. Права ребенка в других документах
Статья 42. Распространение Конвенции
Обязательство государства по информированию о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
Статья 43-54. Применение положений
Эти статьи предусматривают контроль Комитета по правам ребенка за применением положений Конвенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.