В ходе ежедневных целенаправленных упражнений каждый ребенок постепенно научится хотя бы немного изменять высоту своего голоса
Но это требует времени и целенаправленной работы.
Хотя упражнения в изменении высоты голоса предлагаются с первого года обучения, первые результаты могут появиться значительно позже.
Начиная с ясельной группы, когда уже вызван голос нормальной высоты, детей учат говорить высоким и низким голосом.
Работа проводится ежедневно.
В первую очередь предлагаются упражнения, связанные с обыгрыванием различных игрушек.
Именно при их проведении, как правило, впервые появляется произвольное повышение и понижение голоса.
Можно рекомендовать следующие упражнения:
- изображать большого и маленького мишку (зайку, собаку): большой медведь идет медленно — А-А-А (низкий голос), маленький бежит — а-а-а (высокий голос);
- изображать кошку, большую собаку, птичку; педагог (или ребенок) предлагает угадать, кого он изображает (Кто я?): идет «кошка», произнося голосом нормальной высоты ляляля, лает «большая собака» — АВ-АВ-АВ (низкий голос), летает «птичка» — пипипи (высокий голос).
Также детям предлагается произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные и слоги.
При этом низкие звуки произносятся при расслабленных движениях, направленных вниз, высокие — с очень напряженными движениями, направленными вверх, например: стоя разводить опущенные руки в стороны — о (низкий голос), у груди — о (нормальный), вверху — о (высокий); так же проводятся упражнения и с сочетаниями (та, то, ту).
Следует помнить, что если кто-то из детей срывается на фальцет, ему предлагается произносить гласные и слоги только низким и нормальным по высоте голосом;
- упражнения по повышению голоса проводятся индивидуально и начинаются лишь после того, как удается устранить фальцет.
Когда дети научатся произвольно произносить слоги низким, нормальным и высоким голосом, их учат постепенному повышению и понижению голоса (как правило, начиная со старшей группы).
Предлагаются упражнения такого типа:
- «самолет» едет, а затем взлетает: а(низкий голос)
А(высокий; «самолет» летит высоко и садится:
А(высокий голос)
а(низкий);
«самолет» едет, поднимается, летит и садится: а А а;
- стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося а
(па) вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается; такие упражнения проводятся и с другими гласными;
- стоя развести руки нешироко в стороны внизу— у (низкий голос), у груди — о (средний), вверху—А (высокий); при этом движения и гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно; аналогично можно проводить упражнения и со слогами ла_ло_лу_ и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.