МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
Открытый
урок
по литературному чтению
в 4 - Б классе
Тема
урока:В. М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе»
Учитель: Ягодкина Т.В.
2019
Тема : В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Цели: - создать условия для развития синтаксического строя учащихся; - способствовать пополнению словарного запаса; - отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; - содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль,
самооценку учебной деятельности; - учить анализировать поступки и характеры главных героев; - воспитывать чувство сострадания, сопереживания и противостояния злу.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
· формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое
отношение друг к другу, расширить знания детей о понятиях «добро» и «зло»;
закрепить знания об истинных ценностях ;
Предметные:
· формировать представление детей о разнообразии окружающего мира,
расширить знания детей об авторских сказках ; закрепить знания о жанрах
литературы;
Метапредметные:
Регулятивные: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать
помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить
закономерности
Познавательные: активизация самостоятельности учения, развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия .
Тип урока : приобретения новых знаний
Методы обучения :
ü побуждение к поиску;
ü информационно-рецептивный метод и метод проблемного изложения
ü репродуктивный метод
ü исследовательский
ü словесный
ü наглядный
ü практический
Средства обучения: компьютер, ИКТ – презентация к уроку, карточки для групповой работы, сигнальные карточки, мультимедиа
Использованные источники:
Ø Википедия. Гаршин Всеволод Михайлович
Ø Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций 4 класс 2 часть. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
Ход урока.
l. Мотивация учебной деятельности учащихся. СЛАЙД 1
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
На уроке не зеваем,
Слушаем, запоминаем,
И, конечно, отвечаем!
ll. Актуализация опорных знаний. СЛАЙД 2
-Сегодня у нас путешествие в сказку.
АССОЦИАЦИЯ СКАЗКА
( Сказка – произведение, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном.Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.)
1.Слово о писателе. СЛАЙД 3
Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в семье
офицера, часто переезжавшего с места на место.
Мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать.
С детства Всеволод был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком, любил науку о растениях, собирал гербарии...
Во время войны России с Турцией Всеволод Михайлович участвовал в походе, отважно воевал, был ранен в ногу, отправился на лечение, тогда и начал писать рассказы и сказки.
Гаршин прожил короткую трагическую жизнь.
2. И сегодня мы познакомимся со сказкой Всеволода Гаршина «Сказка о жабе и розе»
-Как вы думаете, почему у Всеволода Гаршина возникло желание написать эту сказку ?
Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть глаза и попробовать представить то, о чем я буду рассказывать. СЛАЙД 4
(Тихо звучит музыка)
Перенесемся сейчас на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь Всеволода Гаршина.
А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.
Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки. (Смолкает музыка)
- Что бы вы хотели сегодня узнать, читая эту сказку? (постановка целей).
( «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…» ,«Почему жаба общается с розой?» и др.)
lll .
1. Речевая разминка. СЛАЙД 5
Цветок розы распустился,
Нежный запах издает.
На него шмель опустился
И нектар вкуснейший пьет.
2. Постановка темы и целей урока.
- Кто ее главные герои?СЛАЙД 6
- Что подразумевал автор под образами главных героев?( мир добра и мир зла)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
- Что же нам сегодня предстоит выяснить?
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)
-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)
- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)
- Какой мы видим розу?
- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно.Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)
- Что для нее главное? (Счастье жить)
- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)
- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет.Эти душевные переживания присущи человеку)
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену?(Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- КАК вы думаете, какой финал будет у сказки ?
Ø С.175 ( второй абзац)
Ø Инсценирование–диалога
Ø - Смогли ли вы предугадать финал сказки ? Почему ?
Ø - Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)
Ø -Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)
Ø - В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?
(Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика.
Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)
6.Работа с иллюстрацией (выборочное чтение) СЛАЙД 8
7. В чем смысл жизни жабы и розы?(работа в группах ) СЛАЙД 12- 13
Распределить ЖАБА РОЗА
ЗавистьСостраданиеРадость окружающимСмысл жизни только в еде
Любовь к окружающему мируЛеньНаслаждение жизнью
ЗлостьСветКрасотаДоброНеумение выразить нежных чувств
Ненависть к окружающему мируНежность
8. - Составим стихотворение – синквейн. (работа в группах)СЛАЙД 14
1.Роза.
2.Добрая, счастливая.
3. Любит, наслаждается, жертвует.
4. Роза плачет от счастья жить.
5. Добро.
1. Мальчик.
2. Тихий, кроткий.
3. Болеет, переживает, умирает.
4. Беззащитный маленький хозяин цветника.
5. Ребенок.
9. Работа с пословицами СЛАЙД 15
Красота спасет мир.
О хорошем всегда помнят.
Добро победит зло.
Доброе дело два века живёт.
Добрые дела и после смерти живут.
Приноси добро и радость другим,
и о тебе будут помнить.
10. Проблемный вопрос
А Жаба – она плохая или хорошая? СЛАЙД 13
Жабы поедают очень много разных видов вредителей
Она видит прекрасную розу и любуется красотой цветка.
Если лягушка живет в саду или огороде, значит там хорошая почва
lV. Итог урокаСЛАЙД 14
Мне понравилось …..
Я считаю ….
Сегодня я узнал(а) …
Урок заставил меня задуматься …
Я хотел(а) бы предложить …
V. Дом. заданиеСЛАЙД 15
ü Переписать концовку сказки
ü Подготовить вопросы по тексту и его содержанию
ü Написать несколько слов в защиту Жабы
Vl. Рефлексия. СЛАЙД 16
Пусть
ваша душа будет также прекрасна,
как этот
удивительный цветок.
Учитесь у мира
только хорошему.
Сегодня роза дарит вам свои лепестки с посланиями:
ü Будь красива не только внешностью,
но и душой.
ü Будь нежна и великодушна.
ü Будь ласкова и терпелива
ü Будь милой и доброй.
ü Будь щедра и дружелюбна
ü Будь вежлива и скромна.
ü Будь радостной и счастливой.
ü Будь сильным.
ü Будь честным.
ü Будь сдержанным.
ü Будь смелым.
ü Будь щедрым.
ü Будь выносливым.
ü Прославься добрыми делами.
ü Умей дарить радость другому.
ü Умей сопереживать.
ü Умей противостоять злу.
ü Всегда помоги немощному.
Приложения:
1 . Тестирование.Проверка усвоения содержания сказки.
Каким созданием стала роза?
А) самым несчастным в цветнике;
Б) самым красивым в цветнике;
В) самым печальным в цветнике.
2) Кто пел розе песни?
А) жаворонок
Б) шмель
В) соловей
3) Как жаба очутилась около розы?
А) спрыгнула с крыши;
Б) розу пригнул ветер;
В) жаба влезла несмотря на все трудности.
4) Кто спас розу от жабы?
А) мальчик
Б) сестра
В) птица
5) Что сделал мальчик, когда увидел розу?
А) в первый раз после долгого времени улыбнулся;
Б) в первый раз после долгого времени поднялся на ноги;
В) в первый раз после долгого времени сел в кровати.
6) Что сделали с розой?
А) положили в гроб;
Б) выбросили;
В) засушили в толстой старой книге.
Ответы: 1 – Б), 2 – В), 3 – В), 4 – Б), 5 – А), 7 – В).
|
1 слово – понятие или тема (существительное).______________________________________________________ 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).______________________________________________________ 3 слова – действия (глаголы). _____________________________________________________________ Фраза или предложение, показывающее отношение к теме _______________________________________________________________________ 1 слово – синоним____________________________________________________
|
|
1 слово – понятие или тема (существительное).______________________________________________________ 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).______________________________________________________ 3 слова – действия (глаголы). _____________________________________________________________ Фраза или предложение, показывающее отношение к теме _______________________________________________________________________ 1 слово – синоним____________________________________________________
|
|
1 слово – понятие или тема (существительное).______________________________________________________ 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).______________________________________________________ 3 слова – действия (глаголы). _____________________________________________________________ Фраза или предложение, показывающее отношение к теме _______________________________________________________________________ 1 слово – синоним____________________________________________________
|
|
1 слово – понятие или тема (существительное).______________________________________________________ 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).______________________________________________________ 3 слова – действия (глаголы). _____________________________________________________________ Фраза или предложение, показывающее отношение к теме _______________________________________________________________________ 1 слово – синоним____________________________________________________
|
2.
Красота
|
Злость |
Добро
|
Свет |
Неумение выразить нежных чувств |
Ненависть к окружающему миру
|
Нежность
|
Сострадание |
Зависть
|
Лень |
Радость окружающим
|
Смысл жизни только в еде |
Любовь к окружающему миру |
Наслаждение жизнью |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.