В помощь классному руководителю
Раздел 1. Общие сведения о ребенке.
I. Анкетные данные:
- фамилия, имя;
- дата рождения;
- школа, класс;
II. Сведения о состоянии здоровья:
1. часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. хронические заболевания (какие);
3. особенности функционирования нервной системы:
- быстро утомляется, утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроений, стабилен в проявлении настроений;
- преобладает возбуждение, возбуждение и торможение уравновешены, преобладает торможение.
III. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная).
IV. Внешкольные занятия (систематические):
- занятия общественно-полезным трудом (каким);
- занятия художественной самодеятельностью;
- занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах;
- занятия спортом;
- занятие организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
А. Отношение к делу.
1. Общественная активность:
- активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;
- принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое свободное время;
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
- редко принимает участие в общественных делах;
- отказывается принимать участие в общественных делах.
- любую работу ученик выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо;
- как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположенного характера редки;
- редко охотно берется за работу;
- чаще всего старается уклониться от любой работы;
- всегда уклоняется от выполнения любого дела.
- всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
- в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело;
- очень редко выполняет порученное дело;
- никогда не доводит до конца порученные ему дела
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
- довольно часто выступает зачинателем нового дела;
- редко сам начинает новое дело;
- никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
- всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет ее согласно плану;
- в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
- умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за нее надо отчитываться;
- чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени;
- не умеет распределять свою работу во времени, тратит его зря.
- постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры;
- в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;
- редко стремиться узнать что-то новое, интересуется одной ограниченной областью знаний;
- как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
- равнодушен ко всякого рода новым знаниям;
- всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, одет опрятно, подтянут, бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;
- содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные вещи, помогает приводить в порядок общественное имущество скорее по обязанности;
- не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество;
- часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей, не бережет общественное имущество, иногда даже портит его;
- не заботится о своих и общественных вещах, всегда неопрятен, неряшлив, портит имущество, не задумываясь.
Б. Отношение к людям.
1. Коллективизм:
- всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь и поддержку любому;
- склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;
- нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;
- равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает;
- считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях.
2. Честность, правдивость:
- всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
- почти всегда правдив;
- часто говорит неправду ради собственной выгоды;
- почти всегда говорит неправду, если ему выгодно;
- склонен всегда говорить неправду.
- активно борется с тем, что считает несправедливым;
- не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
- редко выступает против того, что считает несправедливым;
- не добивается справедливости;
- совершенно равнодушен к проявлением несправедливости.
- в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
- почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;
- редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды;
- в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
- в поступках руководствуется соображениями собственной выгоды.
- всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими,
- с удовольствием общается с людьми;
- стремится общаться с ограниченным кругом людей;
- предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
- замкнут, необщителен.
- всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни,
- как правило, помогает товарищам,
- помогает товарищам, когда просят,
- очень редко помогает товарищам, если просят – может отказать;
- никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
- всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами,
- искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами,
- поглощен только своими думами,
- почти не сочувствует другим,
- не умеет сочувствовать другим.
- все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям,
- почти всегда проявляет уважение к другим людям,
- часто бывает невежлив и нетактичен,
- часто недопустим резок, груб,
- всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.
В. Отношение к себе.
1. Скромность:
- никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг,
- иногда рассказывает по просьбе товарищей о своих действительных достижениях,
- сам рассказывает о своих действительных достижениях,
- часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем принимал очень малое участие,
- хвастает даже незначительными достижениями, преувеличивает достоинства.
2. Уверенность в себе:
- никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать,
- все задания и поручения выполняет без помощи других, обращается только в случае необходимости;
- иногда обращается за помощью других, хотя мог бы справиться сам,
- часто просит о помощи, даже если сам справляется,
- постоянно нуждается в одобрении и помощи других.
3. Самокритичность:
- всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков,
- в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам,
- порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать,
- к замечаниям и советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки,
- отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
4. Умение рассчитывать свои силы:
- трезво оценивает собственные силы, выбирая для себя реальные задачи,
- верно соизмеряет свои силы и трудности задания,
- иногда плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела,
- в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела,
- почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности дела.
5. Стремление к успеху, первенству:
- стремится быть первым и настойчиво этого добивается,
- стремится быть первым во многих областях, но особое внимание уделяет одной,
- стремится добиться успеха в чем-то одном, особо его интересующем,
- очень редко стремится к успеху, легко довольствуется положением «середничка»,
- никогда не стремится быть первым.
6. Самоконтроль:
- всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки,
- не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки,
- большей частью поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя,
- постоянно поступает необдуманно, в расчете на везение.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на везение.
Г. Волевые качества личности.
1. Решительность:
- всегда самостоятельность, без колебаний принимает ответственное решение;
- в большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение;
- иногда колеблется перед ответственным решением;
- редко решается принять какое-либо решение;
- не в состоянии самостоятельно принять какое-то решение.
2. Настойчивость:
- всегда добивается выполнение намеченного, не отступает перед трудностями;
- как правило, старается выполнять намеченное;
- доводит до конца задуманное, если трудности незначительные;
- очень редко доводит до конца задуманное;
- столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается выполнять намеченное.
3. Самообладание:
- всегда умеет подавить нежелательные эмоции;
- как правило, умеет справляться со своими эмоциями;
- порой не умеет справляться с эмоциями;
- часто не может подавить нежелательные эмоции;
- плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности.
Д. Положение ребенка в детском коллективе.
1. Авторитет в классе:
- пользуется авторитетом практически среди всех одноклассников (его уважают, считаются с его мнением);
- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
- пользуется авторитетом только у части одноклассников;
- пользуется авторитетом отдельных учащихся;
- в классе авторитетом не пользуется.
2. Симпатия:
- является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;
- в классе к нему относятся с симпатией;
- пользуется симпатией только у части одноклассников;
- пользуется симпатией у отдельных ребят;
- в классе его не любят.
3. Авторитет во внешкольных объединениях.
- является авторитетом в каком-либо внешкольном объединении;
- пользуется авторитетом у большинства;
- пользуется авторитетом отдельных членов;
- является членом какого-то объединения, но авторитетом не является;
- не является членом никакого внешкольного объединения.
Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций.
1. Внимание:
- всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснение учителя, никогда не отвлекается;
- достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко;
- не всегда внимательно слушает объяснения учителя, периодически отвлекается, часто делает ошибки;
- слушает достаточно внимательно только в тех случаях, если ему интересно, часто отвлекается;
- медленно и с трудом сосредотачивается на уроках.
2. Память:
- при заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала, который легко запоминает;
- запоминает лишь то, в чем предварительно разобрался, материал, требующий механического заучивания, дается с трудом;
- материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко;
- при заучивании долго разбирается в материале, при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;
- для запоминания многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления.
3. Мышление:
- быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает свои оригинальные решения;
- достаточно быстро понимает материал, иногда предлагает собственные решения;
- удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, собственных решений не предлагает;
- в числе последних улавливает суть объяснений учителя, отличается медленным темпом;
- понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи.
4. Эмоциональная реактивность:
- всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его глубоко может взволновать рассказ, кинофильм;
- обычно эмоционально реагирует на жизненные явления, но редко что может взволновать глубоко;
- редко проявляет эмоциональную реакцию на событие;
- живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
5. Общий эмоциональный тонус:
- постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается;
- оживлен, в меру активен во всех сферах;
- оживлен и активен только в некоторых сферах деятельности;
- в сравнении с товарищами менее активен и оживлен;
- практически всегда вял, апатичен во всех сферах деятельности, несмотря на то, что здоров.
6. Эмоциональная уравновешенность:
- всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;
- обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;
- эмоционально уравновешен;
- повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям;
- вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.