Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
В ГОСТЯХ У ГНОМА ЭТИКЕТА
(праздник вежливости)
Цель: формирование знаний об основных правилах этикета.
Задачи:
1. Познакомить с правилами поведения в транспорте, в гостях, в
школе.
2. Повторить «вежливые» слова и этикетные случаи их
употребления.
3. Развивать память, воображение, стремление следовать этикетным
нормам и правилам поведения в повседневной жизни.
Оформление зала: декорации леса, на сцене расположены
несколько бумажных кустов, деревьев.
Действующие лица:
Гном Этикет.
Невежа Волк.
Свита Волка – два разбойника.
Заяц.
1й бельчонок.
2й бельчонок.
Фея Вежливость.
Элементы костюмов:
Гном Этикет – трость, колпачок.
Невежа Волк – джинсы, широкий ремень, рукава рубашки завернуты.
Заяц – картонные уши или маска зайчика.
Бельчата – пушистые хвосты из меха, пришитые к брюкам, меховые
ушки.
Фея Вежливость – нарядное платье, волшебная палочка, обернутая
фольгой.
Х о д м е р о п р и я т и я
Входит старенький дедушка – гном Этикет.
Э т и к е т . Ох, нынче в нашем государстве худо...
Невеж полно... Да только вот откуда?
Один не уступает старшим место,Другой опаздывает в школу в сотый раз...
Что дальше с нами будет? Неизвестно!
А потому я издаю указ:
Отныне все становятся другими –
Все вежливыми быть давно должны!
Гораздо лучше, чем сейчас, – иными!
Ведь все вы – жители моей страны!
Вбегает запыхавшийся Заяц.
З а я ц . Дедушка, дедушка, я знаю, почему у нас все стали
невежественными...
Э т и к е т . Это почему же?
З а я ц . Нашу фею Вежливость украли!
Э т и к е т (удивленно). Кто?
З а я ц . Невежа всех невеж – Волк!!! Спрятал ее в самой глухой части
волшебного леса и ждет, пока все мы перессоримся, передеремся и
нахамим друг другу.
Э т и к е т . Не бывать этому!!!
Если с товарищем горе случилось,
Должен его из беды ты спасти,
Какое б несчастье ни приключилось,
Вместе гораздо легче в пути!
Помощь свою предложи, ты же друг,
И вы одолеете каждый недуг!
З а я ц . Значит, нужно выручать Вежливость! Мы же друзья!
Э т и к е т . Бежим скорее!
Убегают.
Пританцовывая под музыку, выходит Волк со своей свитой – двое
мальчиков, одетых разбойниками. Волк поет на мотив песни
«Остров невезения» (из к/ф «Бриллиантовая рука»). «Свита» на
заднем плане создает видимость драки.
В о л к .
Весь заросший ельником,
Абсолютно весь,
Дом в глухой чащобе
У Невежи есть.
Дом в глухой чащобеУ Невежи есть,
Весь заросший ельником,
Абсолютно весь...
Там сидит несчастная
Фея под замком,
А мои охранники
Охраняют дом,
А мои охранники
Охраняют дом...
Где сидит несчастная
Фея под замком,
Что теперь не делайте,
Вежливости нет.
Злые все и наглые,
Где ваш Этикет?
Ничего не сделает
Гном ваш Этикет.
Злые все и наглые...
Вежливости нет...
Услышав голоса, волк и его свита прячутся за бумажный куст.
Вбегают два бельчонка.
1й б е л ь ч о н о к . Я набросал фантиков в автобусе!
2й б е л ь ч о н о к . А я кидался в школьной столовой хлебом!
1й б е л ь ч о н о к . А я изрисовал дома обои!
2й б е л ь ч о н о к . А я включал громко музыку, когда все соседи уже
спали!
Б е л ь ч а т а (вместе). Весело!!!
Смеясь, берутся за руки и убегают. Волк потирает руки.
В о л к . Все идет по плану!!!
Входит Этикет, за ним Заяц.
Э т и к е т . Нет, вдвоем мы не справимся! Волк надежно спрятал
Вежливость, и беспорядок уже начался – вон вокруг сколько хамов
появилось.
Волк выходит из укрытия.В о л к . Эх, Этикет... старый ты стал, никто тебя не слушается. Да ты
не старайся, фею я надежно спрятал. А все вокруг ругаются, дерутся.
Смотрика.
Вбегают те же два бельчонка, обзывают друг друга, пинают...
Заяц бросается к ним.
З а я ц . Вы чего??? Мы же воспитанные!!! У нас просто Вежливость
украли!
Б е л ь ч а т а (перестают драться, хором). Кто украл?
З а я ц . Вот он, Невежа Волк.
Бельчата заворачивают рукава, идут к Волку.
1й б е л ь ч о н о к . Сейчас все вернет!
2й б е л ь ч о н о к . Мы заставим!
В о л к . Ладно, ладно, не горячитесь. Зачем вам Вежливость, когда вы
не знаете правил этикета?
Б е л ь ч а т а (хором). Мы знаем!!!
Э т и к е т . Ребята, а вы знаете? Давайте с вами вспомним все
«волшебные» слова, которыми вы пользуетесь! А какие слова мы
называем «волшебными»?
У ч е н и к и . «Вежливые» слова.
Э т и к е т . Правильно!
Игра «Волшебные» слова».
Участники по очереди называют «волшебные» слова. Кто не
находит, что сказать, выбывает из игры. Повторяться нельзя.
В о л к . Наверное, с этикетом вы немножко знакомы... Тогда я
расскажу вам, что без Вежливости происходит в стране. Если ответите
верно, как должно быть, Вежливость верну.
З а я ц , б е л ь ч а т а (соглашаются). Давай!
Игра «Как мы знаем этикет».
Читается часть стихотворения, в которой описаны неверные
действия героев. Играющие должны сказать, что герои не должны
делать.
В о л к .
В классе «умный» ученик
Взял изрисовал дневник,
Стены тоже красить стал,
Стул ногою раскачал,Дверь открыл пинком ноги,
Что неверно? Помоги!
Ну???
З а я ц . Нельзя рисовать на стенах в школе.
Э т и к е т . Нельзя качаться на стуле!
Б е л ь ч а т а . Нельзя открывать ногой дверь!
В о л к (улыбаясь). А кто еще знает правила поведения в школе?
З р и т е л и . Нельзя портить школьные учебники!
– Нельзя бегать на переменах!
– Нельзя списывать!
– Нельзя обижать тех, кто младше!
– Нельзя болтать на уроках и есть!
В о л к . Ну, вы даете – справились! Ладно, теперь задание
посложнее. Слушайте:
Нет билета у ученика,
Школьник прячется,
А контролера нет пока.
Зайцем едет ученик и всех боится!
От кондуктора в углу забился и таится!
Денег жалко, лучше «зайцем» стать!
И билет совсем не покупать!
З а я ц . А что сразу заяц? В транспорте нужно покупать билет! Я
никогда «зайцем» не езжу!
1й б е л ь ч о н о к . Я больше не буду сорить в транспорте!
2й б е л ь ч о н о к . Надо уступать место старшим.
З р и т е л и . Нельзя высовываться в окно!
– Нельзя заходить в автобус с мороженым!
– Не надо разговаривать громко.
– Не наступать на ноги пассажирам!
В о л к . Все верно. Следующая ситуация:
Пригласили в гости –
Двоечника Славу,
Стол накрыли вкусный,
Стол красив на славу!
Только Слава сообщил:
– Ну и кислые же щи!А салат из овощей
Имеет запах тех же щей!
Есть у вас не буду!
Пусть голодным буду!
Э т и к е т . Ну, это уж слишком. В гостях нельзя критиковать еду,
наоборот, нужно хвалить хозяйку и ее кушанья.
З а я ц . А еще в гостях нужно разуваться.
З р и т е л и . Надо помочь после праздника убрать хозяйке со стола.
– Нельзя приводить с собой друзей, если позвали только тебя.
– Нехорошо опаздывать.
– Надо мыть руки перед едой.
– Нельзя мусорить в гостях.
– Не стоит надоедать своим присутствием и засиживаться допоздна.
В о л к . Какие умные!!! Вижу, вы не зря хотите спасти фею
Вежливость. Только есть у меня для вас еще одно задание...
Э т и к е т . Хитрец ты, Невежа! Освобождай Вежливость!
З а я ц . Может, Вежливость вообще не у него?
В о л к (смеется). У меня, у меня. Слышите?
Из леса раздается голос феи. Она поет (на мотив «Песни
атаманши» (из м/ф «Бременские музыканты»).
Ф е я .
Нет моих друзей со мною,
Слышу, Волк сюда идет...
Двери крепко я закрою,
Волк ко мне не попадет...
Ойойой, ойойой...
Кто приехал бы за мной.
Ойойой, ойойой...
Грустно...
З а я ц (кричит). Вежливость!!! Не грусти! Мы тебя найдем!
Э т и к е т (Волку). Давай свое задание!
Игра «Вставь словечко».
На доске написаны фразы. В них пропущены слова. Нужно
вставить слова по смыслу, чтобы они соответствовали правилам
этикета.
– Девочка встретила учительницу и поздоровалась: «...».– Миша уходил от друга и сказал ему: «...» – а его родителям: «...».
– Когда Света узнала, что Тамару Андреевну положили в больницу,
она позвонила ей и спросила: «...».
– В буфете Игорь нечаянно толкнул Олесю и произнес: «...».
– После еды сын сказал маме: «...».
В о л к . А теперь попробуйте все эти «вежливые» слова показать
жестами. Например, «здравствуйте» – рукопожатие, «пока» – взмах
рукой, «спасибо» – кивок головой, «извините» – рука на сердце и так
далее...
Э т и к е т . Ну что, мы справились с заданием?
Волк не успевает ответить. Изза деревьев выходит фея
Вежливость.
В е ж л и в о с т ь . Спасибо, друзья. Я знала, что вы меня спасете! А
ты, Волк, будешь наказан. В нашей стране правят Этикет и я, здесь нет
места невежам. Иди туда, где с правилами этикета не знакомы.
В о л к (грустно). Простите меня! Я больше не буду хамить. Я тоже
хочу стать вежливым.
Ф е я . Простим Волка?
В с е . Да!!!
Все берутся за руки, танцуют и поют под мелодию песни «Мы
желаем счастья вам...».
В мире, где добро и нет невеж,
Где любовь, забота, счастье, свет,
Где мы помогаем всем,
Не должны хамить...
Надо, чтобы Вежливость была,
Чтоб в душе у каждого жила,
Чтоб в душе у каждого жила,
Проще будет жить!