Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
В КРУГУ ВЕЖЛИВЫХ РЕБЯТ
Цели:
расширение знаний учащихся сведениями из истории
возникновения зеркала; закрепление правил поведения в общественных
местах; воспитание уважения друг к другу; развитие умений вести
беседу, диалог, не перебивая друг друга.
Комментарий. Данное мероприятие рекомендуется проводить с
детьми 3–4 классов. Воспитанники видят, какие смешные, а порой
грустные истории происходят с теми, кто не знает и не соблюдает
правил культуры поведения. С юмором, без скучного назидания
младшие школьники знакомятся с правилами поведения в общественных
местах, учатся общаться со сверстниками и старшими.
Х о д м е р о п р и я т и я
Стулья для участников мероприятия располагаются по кругу в
центре зала или игровой комнаты.
В е д у щ и й . Ребята, вы окончите школу, будете трудиться на
заводах, шахтах, строить дома, водить по морям могучие корабли,
выращивать новые чудесные растения.
Но прежде всего вы должны вырасти хорошими людьми: добрыми,
смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться.
1й у ч е н и к .
2й у ч е н и к .
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… А, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
3й у ч е н и к .
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,4й у ч е н и к .
5й у ч е н и к .
6й у ч е н и к .
7й у ч е н и к .
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
«Алёша», «Петя», «Ваня», «Коля»,
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка», «Петька», «Ванька», «Колька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он вам знаком,
И вы встречались с ним гделибо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы…Мы скажем вам «спасибо».
В е д у щ и й . Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны
как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых
становится теплее и радостнее на душе. В слове заключена великая
сила.
Какие волшебные слова вы знаете? (Ответы детей.) Предлагаю
поиграть в игру «Словарь вежливых слов». Паша начинает
предложение – а вы заканчиваете его вежливым словом.
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).
– Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
– Если больше есть не в силах, скажем повару... (спасибо).
– Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече...
(здравствуйте).
– Когда бранят нас за шалости, говорим... (простите, пожалуйста).
– И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания).В е д у щ и й . А теперь, ребята, настало время поговорить о внешнем
облике. Вежливый человек не только словами, но и всем своим внешним
видом показывает окружающим – я вас уважаю.
В руках у меня простое зеркальце. Придумано оно было оченьочень
давно. Изготовлением зеркал славилась Венеция – город в Италии. Из
поколения в поколение зеркальных дел мастера при закрытых дверях и
окнах, остерегаясь чужого глаза, выделывали знаменитое венецианское
стекло, а бойкие торговцы развозили его по белу свету. За семью
замками хранили мастера профессиональные секреты изготовления
зеркал. Если же ктото осмеливался выдать тайну чужестранцу – его
ожидало наказание. Погибали оба: и тот, кто продал секрет, и тот, кто
купил. Казалось бы, что тут такого! Подумаешь, зеркала! Но их
раскупали нарасхват. Это было прибыльное дело. И сколь ни делали, всё
было мало. Весь мир желал смотреть на себя в зеркало, каждый хотел
иметь своё зеркальце. Потому что зеркало отвечает человеку на один
очень любопытный вопрос: «Как я выгляжу?». Но разве это так уж
важно? Недаром говорится: «Встречают по одёжке, а провожают по
уму».
Давайте попробуем встретить наших героев по одёжке, а проводить
по уму.
Миниатюра «Встреча»
На сцене появляются мальчик и девочка. Она ярко накрашена, с
высокой причёской, в помятом платье. Он с взъерошенными волосами,
изпод свитера выглядывает футболка, шнурок на ботинке развязан. В
руках у девочки книга, у мальчика кулёк семечек.
П а ш а . Здорово, Дашка! (Имитирует движения, как будто
щелкает семечки.)
Д а ш а . Приветики, Пашка. Куда чапаешь?
П а ш а . В киношку, а ты куда?
Д а ш а . В библиотеку, книгу поменять: начала читать – оказалась
неинтересная.
П а ш а . Как называется?
Д а ш а (показывает). «Почему мы так одеваемся».
П а ш а (листает). И правда неинтересная. Ну, бывай.
Д а ш а . Пока. (Расходятся.)В е д у щ и й . Хотели бы вы общаться с этими ребятами? Почему? Что
бы исправили в их внешнем виде и поведении? Какие ошибки они
допустили, отправляясь в кино и библиотеку?
Ответы детей.
В е д у щ и й . Для того чтобы с вами было приятно общаться, вы
должны всегда помнить, что поведение и манеры человека говорят о его
физическом самочувствии.
1й у ч е н и к . Не стыдись того, что у тебя есть голова, и не старайся
втягивать её в плечи. Пожалей шею, ведь она тогда чувствует себя
совсем не нужной.
2й у ч е н и к . Не задирай голову вверх – неужели ты так
беспокоишься о том, что тебя ктонибудь не заметит.
3й у ч е н и к . Позаботься о том, чтобы твоё лицо было тебе к лицу, и
чтобы ты не выглядел хуже, чем это запланировано.
4й у ч е н и к . Запомни: когда ты о чёмто рассказываешь, уста
говорят, а руки молчат. Стесняться того, что у тебя есть руки, не
нужно, и нет необходимости постоянно их прятать в карманы, особенно
во время разговора с кемлибо.
5й у ч е н и к . А теперь о ногах. С тех пор, как человек слез с дерева
и перестал при ходьбе опираться на руки, ноги стали единственным
средством передвижения.
Давайте же ходить «почеловечески» – не топать, как стадо
слоников, не переваливаться с боку на бок, словно утята. От походки во
многом зависит внешний облик человека.
В е д у щ и й . Доброе слово может подбодрить человека в трудную
минуту, рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны
быть добрыми.
Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными – такими,
чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться их. Надо
стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Миниатюра «Пуговица»
На сцене бабушка и её внучка Таня.
В е д у щ и й . У Тани оторвалась пуговица. Девочка долго её
пришивала.
Т а н я . Бабушка, а все ли девочки и мальчики умеют пришивать
пуговицы?Б а б у ш к а . Вот уж не знаю, Танюша. Отрывать пуговицы умеют и
девочки, и мальчики, а пришиватьто всё больше достаётся бабушкам.
Т а н я (обиженно). Вот как! А ты меня заставила, как будто сама не
бабушка!
В е д у щ и й . Ребята, права была Таня? Как бы вы поступили на её
месте? Можно её назвать вежливой? (Ответы детей.)
Однажды в автобусе я была свидетелем вот такой сцены.
Миниатюра «В автобусе»
Мальчик Миша «сидит на сиденье автобуса, поглядывает
внимательно в окно». Рядом стоит девочка с тяжёлым ранцем. В
заднюю дверь автобуса вваливается Дима, оглядывается в поисках
свободного сидения, берётся рукой за поручень.
Д и м а (очень громко). Кондукторкондуктор, у меня проездной,
посмотрите.
М и ш а (услышав голос товарища). О, Диман, греби сюда.
Д и м а . Ща! (Пробивается как бы сквозь толпу пассажиров,
небрежно двигая локтями.)
Д и м а . Миш, был вчера на классном часе?
М и ш а . Был.
Д и м а . Какую тему обсуждали?
М и ш а . Правила этикета в общественном транспорте.
Д и м а . Интересно.
М и ш а . Представляешь, в автобус входить должны сначала
женщины и девочки.
Д и м а . А выходить?
М и ш а . А выходить мужчины и мальчики.
Д и м а (спохватившись). Выходим – наша остановка.
Мальчики срываются с мест и выпрыгивают из автобуса.
Девочка выходит за ними.
В е д у щ а я . А этих ребят можно назвать вежливыми? По их
утверждению, они знакомы с правилами этикета в автобусе. (Ответы
учащихся.) Верно, важно не только знать правила поведения в
общественных местах, но главное – выполнять их.
Какие ошибки совершили ребята? Давайте попробуем разобраться в
этой ситуации.
Исполняется песня «Если добрый ты».В е д у щ и й . В жизни часто случаются разные неприятности: то
настроение плохое, то человек невежливый попадётся. В подобных
ситуациях помогает самообладание. И печально, и смешно бывает
наблюдать за таким поведением отдельных ребят: если вдруг оборвался
шнурок – бах ботинком об пол, не получается решить задачу – шмяк
тетрадку об стол, плохо ответил урок – хлоп по спине соседа по парте.
Остановитесь, подумайте о своём поступке, а сохранить
самообладание вы сможете при помощи королевской считалки Алана
Михна, которая будет вам добрым советом.
1й у ч е н и к .
Встарь в одной стране восточной,
Где, я не припомню точно,
Жил король, на память знавший
Замечательный стишок.
Если день случался грустный
Или ужин был невкусный,
Или нужно было выпить
Очень горький порошок,
Если он грозы пугался,
В тронной речи ошибался,
Или больно ушибался,
Поскользнувшись на катке,
Если он пыхтел от злости,
Что опаздывают гости,
Или попадались кости
В королевском пирожке,
И когда стреляло в ухе,
И когда кусали мухи,
Чтоб забыть про огорченье
И повысить настроенье,
Он шептал себе под нос:
«Шестью шесть – сорок шесть,
Разделить на восемь,
Два в остатке, три в уме,
Единицу сносим,
Шесть прибавить, семь отнять,Что же получаем?
Пятью пять – двадцать пять
И ватрушку с чаем».
В е д у щ и й . Давайте повторим незатейливую считалочку, возможно,
она и вам поможет справиться с плохим настроением или
неприятностью.
Дети повторяют последние строчки стихотворения.
В е д у щ и й . А закончить нашу встречу нам поможет всё то же
маленькое зеркальце. Передавая его по кругу из рук в руки, каждый из
вас может заглянуть в него и сказать, какое у него сейчас настроение
или просто добрые вежливые слова для всех.
Под приятную, звучащую не громко мелодию ученики передают по
кругу зеркальце.