В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии№
Оценка 4.6

В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии№

Оценка 4.6
Домашнее обучение +1
doc
биология
11 кл
24.03.2017
В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии№
Собраны основные темы подготовки к сдаче ЕНТ по биологии, рассмотрены самые сложные вопросы. Данный материал позволяет самостоятельно дополнительно готовиться к сдаче ЕНТ, является хорошим пособием для начинающих учителей. Материал собран по программе школьного курса биологии и позволяет ориентироваться в вопросах биологии школьного курса.
В помощь в подготовке к ЕНТ по биологии.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В помощь в  подготовке

к ЕНТ по Биологии

автор Брюхова Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаменательные даты и события в развитии биологии.

Ученые Казахстана.

*      Жумахан Маусымбай-улы Кудерин – написал книгу «Растения» (1927-30 гг)

*      Халел Досмухамед-улы Досмухамедов – работы:

*      1922 год – «Животные»

*      1927 год – «Жизнедеятельность человека», «Назидания о гигиене организма»

*      Мурат Абенович Айтожин – основатель молекулярной биологии в Казахстане. Открыл инфромасомы в клетке (комплекс РНК, белка, рибосом)

*      В.А. Домбровский – основатель эволюционной сравнительной морфологии животных. Основатель нового направления в биологии Казахстана.

*      Б.А.Быков – создатель науки Геоботаники

*      И.О. Байтулин – основал направление в ботанике – ризология растений

*      Д.Л. Шмис – основатель микробиологии в Казахстане

*      Х.Ж. Жуматов – основатель вирусологии в Казахстане

*      И.Р.Рахимбаев – основатель биотехнологии в Казахстане

*      Академик А.И. Бараев – создал и широко внедрил почвозащитную противоэрозийную – безотвальную систему обработки почвы

Мировые ученые.

*      Абу Наср аль-Фараби  -  мыслитель древности, философ. Прозвище «Второй учитель» означает: после Аристотеля.

*      2. Абу Али ибн Сина (Авиценна) – великий ученый-энциклопедист Востока. Научный труд: «Введение в анатомию и  физиологию»

*      3. 1609 год – Изготовлен первый микроскоп (Г.Галилей)  

*      1665 год – открыта клетка Р.Гук

*      Р.Гук  - ввел термин «клетка», первооткрыватель клеточного строения организмов

*      1674 год – открыты бактерии и простейшие А.Левенгук

*      1735 год – разработаны принципы систематики и бинарная номенклатура: К.Линнейотец систематики, 1735 год – «Система природы», впервые поместил человека в один ряд с обезьянами, труд «Философия  ботаники», ввел бинарную номенклатуру.

*      1809 год – сформулирована первая теория эволюции органической природы Ж.Б. Ламарк

*      Ж.Б.Ламарк – основоположник зоопсихологии, ввел термин «Биология» в 1802 году, труд «Философия зоологии», создал учение о градации, т.е. считал, что все высшие произошли от всех низших – изложил идею эволюции живой материей от простого к сложному.

*      1828 год – Сформулирован закон зародышевого сходства К.М.Бэр

*      1831 год – открыто клеточное ядро (Б.Роун)

*      1839 год – сформулирована клеточная теория Т.Шванн, М.Шлейден

*      1858 год – сформулировано положение «Каждая клетка из клетки» (Р.Вирхов)

*      1859 год – Ч.Дарвин выявил движущие силы эволюции; публикация книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Создание эволюционной теории. Создатель дарвинизма. 1871 год – «Происхождение человека и половой отбор» - обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Написал, что человек схож с обезьяной и совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»

*      1862 год – опровержение теории самозарождения живых существ Л.Пастер Получил Нобелевскую премию

*      1862 год – открыты явления торможения в ЦНС И.М.Сеченов. В 1866 дал представления о рефлексах головного мозга («Рефлексы головного мозга»)

*      1864 год – сформулирован биогенетический закон Э.Геккель, Ф.Мюллер

*      1865 год – опубликованы законы наследственности Г.Мендель

*      1868 год – открыты нуклеиновые кислоты (Ф.Мишер)

*      1873 год – открыты хромосомы (Ф. Шнейдер)

*      1874 год – открыт митоз у растительных клеток (И.Д.Чистяков)

*      1878 год – открыто митотическое деление животных клеток (В.Флеминг, П.И. Перемежко)

*      1880 год – открыты витамины Н.И.Лунин

*      1882 год – открыт мейоз у животных.  (В.Флеминг)

*      1883 год – сформулирована биологическая (фагоцитозная) теория иммунитета. И.И. Мечников

*      1883 год – показано, что в половых клетках число хромосом в два раза меньше, чем в соматических (Э.Ван Беден)

*      1887 год – Открыт хемосинтез (С.Н. Виноградский)

*      1888 год – открыт мейоз у растительных клеток (Э.Страсбургер)

*      1892 год – открыты вирусы Д.И.Ивановский

*      1898 год – открыто двойное оплодотворение у цветковых (К.Корренс,  Э.Чермак, Г. де Фриз)

*      1900-1901 год – сформулировано представление об условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга И.П.Павлов - получил Нобелевскую премию за исследование процессов пищеварения; разработал учение о второй и первой сигнальной системе; открыл явление индукции (смена процесса торможения на возбуждение и наоборот); заложил основы физиологии высшей нервной деятельности – науки о поведенческих реакциях организма. Создал учение о безусловных и условных рефлексах.

*      1901 - 1903 год – создание мутационной теории (Г. де Фриз)

*      !903 год – фотосинтез (К.А.Тимирязев)

*      1908 – Сформулирован закон распределения аллельных генов в популяциях ( Г.Харди, В.Вайнберг)

*      1910- сформулирована теория филэмбриогенеза – макроэволюции - А.Н.Северцов. открыл главные направления эволюционного процесса: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации. Создатель теории биологического прогресса и регресса.

*      1911- Сформулирована хромосомная теория наследственности- Т.Морган.

*      Н.И. Вавилов -  1920 год сформулирован закон гомологических рядов наследственной изменчивости, основатель учения о центрах происхождения культурных растений.

*      1924 – А.И.Опарин  создатель естественнонаучной теории происхождения жизни на Земле или автор абиогенной теории происхождения жизни.

*      1926 – С.С.Четвериков создатель науки « Генетика популяций», синтеза генетики и классического дарвинизма.

*      Одним из первых обратил внимание на периодические колебания численности, получившие название популяционные волны – С.С.Четвериков

*      1926 – В.И.Вернадский создатель учения о биосфере, труд «Биосфера»

*      1940 – В.Н.Сукачев разработал теорию биогеоценозов, ввел термин « биогеоценоз»

*      1953 – Создана модель структуры ДНК – Д.Уотсон, Ф.Крик

*      1954 – сформулирована идея о триплетности генетического кода – Г.А.Гамов

*      И.И.Шмальгаузен – разработал теорию стабилизирующего отбора

*      В.В.Парин – основоположник медицинской кибернетики, космической физиологии и медицины

*      С.Райт – экспериментально  доказал , что в маленьких популяциях частота мутантного гена меняется быстро и случайным образом

*      Б.Л.Астауров – экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида.

*      Н.И.Вавилов – установил закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

*      Г.Карпенко – преодолел межвидовую не скрещиваемость, создав капустно-редечный гибрид.

*      Н.В.Цицин – в результате отдаленной гибридизации вывел новый сорт пшеницы ( скрестил пшеницу с пыреем)

*      В.С.Пустовойт – открыл масляничные сорта подсолнечника.

*      П.П.Лукьяненко – создал высокоурожайный сорт пшеницы Безостая – 1

*      И.В.Мичурин – работал в области селекции плодовых культур. Основные методы : отбор, гибридизация, «воспитание»  или посредника, ментора, опыления смесью пыльцы.

*      И.П.Павлов – впервые назвал органы чувств анализаторами

*      И.П.Павлов – основоположник физиологии поведения.

*      И.М.Сеченов – основоположник науки о физиологии труда

*      Ученый паразитолог К.И.Скрябин- исследовал жизнедеятельность остриц.

*      Синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака, метана, водорода – С.Миллер

*      В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина смоделировал в своей колбе первичный океан – С.Миллер

*      Флорентийский врач опытным путем показавший, что самозарождение мух в гнилом мясе невозможно – Ф.Реди

*      Ученый утверждавший, что каждому организму присуще стремление к совершенству – Жан Батист Ламарк

*      Утомление мышц изучал – И.М.Сеченов

*      Ученый, получивший в 1862 году премию за эксперимент доказывающий невозможность самозарождения жизни – Л.Пастер

*      Основатель гипотезы о возникновении органических веществ абиогенным путем или автор современной теории возникновения жизни на Земле – А.И.Опарин

*      Основные закономерности наследственности и изменчивости установлены – Г.Менделем

*      Невозможность самозарождения микроорганизмов доказал – Л.Пастер

*      Опытным путем подтвердили теорию А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле – С.Миллер и С.Фокс.

*      Основы физиологии высшей нервной деятельности заложены – И.П.Павловым

*       

Происхождение человека

1. Предшественники человека:

Австралопитеки человек умелый. Создали первую человеческую культуру – Олдувайскую (галичная). Останки найдены в Южной Африке близ озера Рудольф( Кения)  и ущелье Олдувай (Танзания).

2. Древнейшие люди – арханотропы

а) Питекантроп – человек прямоходящий. Останки найдены на острове Ява ( начали использовать огонь).

б) Синантропы «Китайский человек», останки найдены в Пекине

в) Гейдельбергский человек – останки найдены вблизи города Гейдельберг в Германии.

3. Древние люди – палеонтропы.

Неандерталец – человек разумный ( обряды жертвоприношений, захоронения, одежда из шкур, жилища с огнем)

4. Современные люди – неантропы

Кроманьонцы – обнаружены во Франции ( используют глиняную посуду, скотоводство, земледелие)

*      Изготавливают обработанные каменные орудия труда , строят жилища и очаги – древние люди

*      По имени реки Неандр названы древние люди – неандертальцы

*      «Китайским человеком» иначе называют – синантропа

*      Люди современного типа – кроманьонцы

*      Возникло искусство у – кроманьонцев

*      Называют предшественником человека – австралопитека

*      Достигли наивысших достижений в науке, технике, искусстве – современные люди

*      В Южной Африке найдены останки – питекантропа

*      Изготавливают сложные орудия труда из кости и камня, живут родовой общиной, соблюдают обряды – кроманьонцы

*      Люди современного типа – кроманьонцы

*      Человек разумный – неандерталец

*      Отсутствие орудий труда, стадный образ жизни характеризует – дриопитека

 

 

 

Происхождение жизни на Земле

*Возраст тех или иных геологических отложений ученые выясняют с помощью радиоактивного анализа.

* Для датировки более древних пластов чаще всего используют свинцово-кобальтовый метод

* Для датировки более  молодых пластов используют – углеродный метод

*Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических – высокая вулканическая активность

* В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемы – коацерваты

*Первые настоящие живые организмы- бактерии

*Первые прокариоты возникли в эру – Архейскую

*Первые бактерий и сине-зеленых водорослей характеризует – Архей

* Появились первые высшие сосудистые  растения – в Силуре

* Относится к раннему палеозою – кембрий

* Период назван в связи с образованием морских отложений из раковин фораминифер – меловой

* Животные вышли на сушу в – палеозое

* Относится к мезозою – триас

* Покрытосеменные растения появились в эру- мезозойскую

* Появились панцирные щитковые рыбы- в силуре

* В конце каменноугольного периода появились примитивные голосеменные

* Самая древняя группа наземных растений – псилофиты

*  Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в – триасе

* Отложению кальция способствовали – моллюски, кораллы

* Коралловые рифы образованы – животными ( кишечнополостными)

* Нефть образовалась из – планктона древних морей

* Появились первые млекопитающие в эру – мезозойскую

* Первые растения появившиеся на воде – водоросли

* Выход растений на сушу произошел – в палеозойскую эру

* Пресмыкающиеся господствовали в эру – мезозойскую

* Основные  концетраторы кремния – радиолярии

* Основные фиксаторы углерода – зеленые растения

* Расцвет каменноугольных лесов происходил в – карбоне

* Образуют известковые отложения – кораллы

* Земноводные господствовали в эру – палеозойскую

* Древние растения, из которых образован каменный уголь – папоротникообразные

* Появились первые хордовые – Ордовик

* Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в – мезозое

* Первые земноводные появились в конце – девона

* Земноводные и амфибии появились в конце – девона

* В морях и океанах образуют отложения известняка – крошечные одноклеточные существа

 

Витамины

*      Витамины открыл в 1880 году русский ученый – Лунин Н.И.

*      Болезнь рахит развивается при недостатке витамина – D

*      Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется – витамин D

*      При недостатке витамина «Д» в организме человека – искривляются кости, возникает рахит

*      Витамин D препятствует развитию – рахита

*      Под действием солнца в коже человека вырабатывается витамин – D

*      Организм защищает от избытка ультрафиолетовых лучей витамин –D

*      Недостаток витамина В1 вызывает болезнь – «бери-бери»

*      При отсутствии этого витамина возникает болезнь «бери-бери» - В1

*      Витамины участвуют в образовании – ферментов

*      В моркови содержится витамин –А

*      Витамин В1 содержится в – зернах злаков

*      Водорастворимые витамины – В, С, Р

*      Жирорастворимые витамины – А, Д, Е ( ЕДА)

*      Для сохранения витаминов в пищевых продуктах надо их  - варить в эмалированной посуде

*      Заболевание нервной системы, расстройство движений, параличи развиваются при недостатке витамина – В1

*      Недостаток витамина В1 вызывает нарушение углеводного обмена

*      Цинга развивается при длительном отсутствии в организме витамина – С

*      Витамин В1 влияет на процессы обмена – углеводов

*      При избытке гормона щитовидной железы развивается – базедова болезнь

*      Витамин, необходимый для лечения цинги – витамин С

*      Суточная потребность организма в витамине В1 составляет – 2-3мг

*      В стенках кишки и печени происходит превращение каротина в витамин – А

*      Нарушение сумеречного зрения «куриная слепота» возникает при недостатке в пище витамине – А

*      При недостатке витамина А  в организме человека – замедляется рост, ослабевает зрение

*      При недостатке витамина А  развивается – «Куриная слепота»

*      У человека нарушается зрение, повреждается кожа в области губ при недостатке витамина – В2

*      Участвует в превращениях аминокислот и обмене углеводов витамин – В6

*      Устраняет кровоточивость десен витамин – С

*      Авитаминоз возникает при – нехватке витаминов в организме

*      Чрезмерное употребление витаминов вызывает – гипервитаминоз

*      Витамины участвуют в образовании – ферментов

*      При недостатке витамина В1 в организме человека  - возникает болезнь «бери-бери»

*      Сухость, шелушение кожи, плохое зрение в сумерках вызывает – недостаток витамина А

*      Содержится  в рыбьем жире и печени, практически не содержатся в овощах и фруктах  витамин D

Железы внешней и внутренней секреции ( гормоны)

*      Нарушается обмен кальция и фосфора в тканях при недостатке в организме – паратгормона

*      Железа, выделяющая паратгормон – паращитовидная

*      При недостатке тироксина в раннем возрасте , возникает заболевание – кретинизм

*      Железа, в которой созревают лимфоциты – тимус

*      Самая большая железа нашего организма – печень

*      Железы, выделяющие в кровь гормоны, объединяются в систему – эндокринную

*      Карликовость вызывается малым количеством гормона – гипофиза

*      Железы, выделяющие гормоны роста – гипофиз

*      Женские половые гормоны вырабатываются в – яичнике

*      В мужской половой железе развивается – сперматозоиды

*      Инсулин регулирует – уровень глюкозы в крови

*      Половые клетки образуются в – половых железах

*      Железа, выполняющая одновременно внутрисекреторные и внешнесекреторные функции – половая

*      Железа, выделяющая гормон тироксин – щитовидная

*      Гормон щитовидной железы – тироксин

*      К гигантизму приводит избыток гормонов – гипофиза

*      Надпочечниками вырабатывается – адреналин

*      Характерные признаки базедовой болезни – увеличение щитовидной железы, пучеглазие

*      При недостатке гормонов щитовидной железы у взрослых развивается – микседема

*      Постоянство содержания глюкозы в крови регулирует – поджелудочная железа

*      К железам смешанной секреции относится – поджелудочная  железа

*      Уровень глюкозы в крови регулирует гормон – поджелудочной железы

*      Гормон, участвующий в регуляции обмена углеводов – инсулин

*      Адреналин вырабатывает железа – надпочечник

*      Железа внешней секреции – потовая

*      Гормоны – это биологически активные вещества

*      Инъекции инсулина делают для – восполнения нехватки инсулина

*      Смешанные железы – половые

*       

Изменчивость, её виды, мутации

*      Изменчивость – способность приобретать новые признаки

*      Виды : - Модификационная или фенотипическая или ненаследственная

*                  - генотипическая или наследственная

*      Комбинативная изменчивость – тип наследственной изменчивости, обусловленный различными перекомбинациями уже имеющихся генов и хромосом

*      Мутационная изменчивость – тип наследственной изменчивости , обусловленный появлением различных изменений в структуру генов, хромосом, генома.

*      Генные мутации – мутации изменяющие структуру самого гена

*      Изменение в отдельном гене является примером – генных мутаций

*      Генные мутации происходят в – гене

*      Генные дупликации – удвоение пары или нескольких пар нуклеотидов

*      Генные инсерции – вставка пары или нескольких новых пар нуклеотидов в ген

*      Генные делеции – выпадение нуклеотидов

*      Генные инверсии – перестройка фрагмента гена

*      Замены нуклеотидов

*      Геномные мутации – изменение числа хромосом

*      Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом

*      Мутации, при которых в генотипе изменяется число хромосом – геномные мутации

*      Хромосомные мутации – изменения в строение хромосом

*      Хромосомные мутации – перестройки хромосом

*      Виды хромосомных мутаций: а) дупликация – удвоение участка хромосом, в) делеции – утрата участка хромосом, с) инверсии – поворот участка на 180 0

*      Мутация, вызываемая поворотом фрагмента ДНК на 1800 - инверсия

*      Мутации происходят в ДНК

*      Генетическая рекомбинация – перекрест гомологичных хромосом

*      Цитоплазматическая ( внеядерная) наследственная, осуществляется с помощью молекул ДНК находящихся в пластидах и митохондриях, передается по наследству

*      Хромосомы, содержащие аллельные гены – гомологичные

*      Парные хромосомы – гомологичные

*      Аллельные гены расположены в – гомологичных хромосомах

*       

Размножение и развитие человека

*      Период внутриутробного развития плода человека в норме составляет -280 дней

*      Оплодотворение возможно в течение 12-24 часов после овуляции, пока яйцеклетка сохраняет свою жизнеспособность

*      Овуляция – выход яйцеклетки из фолликула

*      Женские гормоны вырабатывают – фолликулы

*      Задерживает созревание следующего фолликула гормон  - желтого тела

*      Женские половые гормоны вырабатываются в яичнике

*      В результате внешнесекреторной деятельности яичников вырабатывается – яйцеклетка

*      Способность к оплодотворению сперматозоидов сохраняется 2-4 суток

*      Мужские половые клетки образуются в  - семенниках

*      Мужские половые гормоны – андрогены

*      Женские половые гормоны- эстрогены

*      Мужской половой гормон – тестостерон

*      Женский половой гормон- прогестерон и эстроген

*      Эстрогены влияют на формирование половых признаков – молочных желез

*      Орган, находящийся в полости таза, в котором происходит плодный период развития – матка

*      Развитие зародыша у человека происходит в – полости матки

*      Половые клетки образуются в половых железах

*      Первые этапы развития зародыша человека происходят в – маточной трубе

*      Оплодотворение происходит в маточной трубе

*      Зародыш попадает в матку через 4-5 дней после оплодотворения

*      В течение 2 дней зародыш в полости матки остается в матке свободным, затем погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней – зародышевый период внутриутробного развития плода или эмбриональный период

*      Плодный период развития плода – начинается с развития плаценты ( плацента образуется на 3 месяце беременности)

*      Питание плода в организме матери происходит с помощью – плаценты

*      С 4 месяца плацента, выполняет   роль железы внутренней секреции и выделяет гормон

*      Орган мужской половой системы – предстательная железа

*      Протоки семенников и предстательных желез впадают в – мочеиспускательный канал

*      Сперма это – смесь сперматозоидов с питательной жидкостью, выделяемой предстательной железой

*      Семенники расположены в мошонке

*      Маточные трубы открываются в – матку

*      Период новорожденности – первые четыре недели после рождения

*      За периодом новорожденности следует период – грудной

*      Развитие человека с четырех недель до года, называется периодом – грудным

*      Ясельный период – с1 до 3 лет

*      Дошкольный период – с3 до 6 лет

*      Школьный – с 6 лет до17-18 лет

*      Период полового созревания – подростковый

*      К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека.

*      Формирование человеческого организма заканчивается только к 22 -25 годам

*      У человека в половых клетках 23 хромосомы, т.е. гаплоидный набор

*      У человека в половых клетках женского организма набор хромосом составляет 22 аутосом+ + Х

*      У человека в половых клетках мужского организма набор хромосом составляет 22 аутосомы+У

*      Аутосомы – это хромосомы одинаковые у женского и мужского организма

*      Оплодотворение – слияние половых клеток

*      Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

*      Овогенез – образование яйцеклетки

*      В ходе овогенеза из одной материнской клетки в норме  образуется – 1 яйцеклетка

*      Сперматогенез – образование сперматозоидов

*      В ходе сперматогенеза из одной материнской образуется – 4 сперматозоида

*      Внутриутробное развитие характерно для – плацентарных млекопитающих

*       

              Индивидуальное развитие организма

*      Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента рождения и до смерти

*      Развитие организма с момента образования зиготы до смерти – онтогенез

*      Эмбриогенез – развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения

*      Период, который длится от образования зиготы до рождения   или выхода зародыша из яйца, называется -  эмбриональным развитием

*      Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти

*      Правильная последовательность стадий эмбрионального развития – дробление – бластула-гаструла-образование зародышевых листков -формирование тканей и органов

*      Дробление- бластула-гаструла-нейрула

*      Стадии зародышевого развития присущи только хордовым

*      Первая стадия зародышевого развития – дробление

*      Тип деления ядра при дроблении зиготы – митоз

*      Закладка отдельных органов происходит на стадии – нейрулы

*      Бластула однослойный зародыш

*      Зародыш с полостью внутри - бластула

*      С момента образования полости зародыш называется – бластула

*      Полость внутри бластулы – бластоцель

*      Клетки бластулы - бластомеры

*      Гаструла - двухслойный  зародыш

*      С момента образования полости зародыш называется - бластула

*      Нейрула – стадия, на которой происходит закладка внутренних органов

*      Первый зародышевый листок – эктодерма ( это как образовывались)

*      Второй зародышевый листок – энтодерма

*      Третий зародышевый листок – мезодерма,

*      Наружный слой клеток гаструлы – эктодерма

*      Внутренний слой клеток гаструлы – энтодерма

*      Эктодерма – наружный слой клеток (как расположены)

*      Энтодерма – внутренний слой клеток

*      Мезодерма – средний зародышевый листок

*      В онтогенезе ланцетника из мезодермы формируется – кровеносная система

*      В онтогенезе ланцетника из энтодермы формируется – пищеварительная система

*      В онтогенезе из эктодермы формируется – нервная система

*      Эпителий кожи развивается из – эктодермы

*      Из мезодермы развивается – хорда

*      Дает начало хорде мезодерма

*      Формируется дыхательная система из энтодермы

*      Зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируется эпителий пищеварительной системы, эпителий легких и воздухоносных путей – из энтодермы

*      Формируется  дыхательная системы из – энтодермы

*      Выделительная система зародыша формируется из – мезодермы

*      Из энтодермы формируется – кишечник

*      Правильная последовательность зародышевых листков: наружный – эктодерма, средний – мезодерма, внутренний – энтодерма

*      Первым закладывается- эктодерма, вторым- энтодерма, третьим- мезодерма

*      Из мезодермы развивается – мышца

эктодерма

мезодерма

энтодерма

Покровы животных (кожа)

Сальные, потовые, молочные железы, волосы, ногти, рога, копыта у животных

Органы чувств, нервная система (головной и спинной мозг)

 

Опорно-двигательная система (мышцы, кости, связки)

Кровеносная система                  ( сердце, сосуды, кровь)

Мочеполовая система              ( почки, мочеточники, мочевой пузырь, половые органы)

Хорда

 

Органы пищеварения,

Все железы, кроме кожных 

( печень, поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники)

Дыхательная система

(легкие, трахея, бронхи)

 

 

 

*      Тритикале – гибрид ржи и пшеницы

*      Мул – гибрид осла и лошади

*       

Эволюционная теория, доказательства эволюции, основные направления эволюции.

*      Автор книги «Происхождение видов путем естественного отбора» - Ч.Дарвин

*      Основные движущие силы по Ч.Дарвину – борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности и изменчивости

*      Ч.Дарвин – раскрыл движущие силы эволюции

*      Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

*      Единица эволюции – популяция

*      Основная эволюционная единица вида – популяция

*      Относительно изолированная группа особей одного вида - популяция

*      Главное свойство популяции – свободное скрещивание особей друг с другом

*      К общественно-экономическим предпосылкам возникновения учения Ч.Дарвина относятся – развитие промышленности

*      Результатом естественного отбора является – выживание наиболее приспособленных особей

*      Отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого вида, называют – хищничеством

*      Главная творческая сила эволюционного процесса – естественный отбор                                        * Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными признаками в данных условиях наследственными изменениями , называется – естественным отбором

*      Сложные и многообразные отношения организмов между собой и условиями окружающей среды Ч.Дарвин назвал – борьбой за существование

*      Самый сложный вид борьбы за существование – внутривидовая, так как особи нуждаются в сходных условиях существования

*       Внутривидовая борьба за существование – борьба за главенство в стае

*      Внутривидовая борьба за существование – это конкуренция между особями одного вида

*      Примером межвидовой борьбы за существование является – конкуренция за свет между елью и березой

                                   Формы естественного отбора в популяциях

*Разработал теорию стабилизирующего отбора – И.И.Шмальгаузен

* Гибель во время бури птиц с длинными и короткими крыльями и выживание птиц со средней длинной крыла это пример – стабилизирующего отбора

* Индустриальный меланизм – это пример движущего отбора

* Уменьшение ширины головогруди у крабов обитающих в бухте города Плимута с целью выжить в мутной воде – это пример движущего отбора

 

*      Утконос представляет собой переходную форму между пресмыкающимися и млекопитающими, это является доказательством эволюции – морфологическим

*      Ископаемые останки являются – палеонтологическими доказательствами эволюции

*      Закладка зубов у беззубых китов является – эмбриологическим доказательством эволюции

*      К эмбриологическим доказательствам эволюции относятся – сходство зародышей на ранних стадиях развития

*      Атавизмы являются доказательством эволюции – сравнительно-анатомическим

*      Гомологичные органы являются – морфологическим доказательством эволюции

*      Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, строение, но выполняющие разные функции

*      Гомологичные органы – лапы собаки и крылья птицы

*      Гомологичные органы – колючки барбариса, кактуса, шиповника, усики гороха ( это все видоизмененные листья)

*      Гомологичные органы – корневище ландыша, касатика, пырея (видоизмененный стебель)

*      Гомологичные органы – клубень картофеля, луковица, шипы боярышника (это видоизмененный стебель)

*      Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называют – аналогичными

*      К аналогичным органам относятся – крылья бабочки крылья птицы

*      Аналогичные органы – конечности крота и медведки (насекомое)

 

*      Вид – единица систематики

*      Вид – наименьшая единица систематики

*      Процесс образования новых видов – микроэволюция

*      Процесс образования новых надвидовых  (класс, род, семейство, отряд) таксонов – макроэволюция

*      Макроэволюция сопровождается появлением новых - родов

*      Объединение животных в систематизированные группы – классификация

*      Близкие по строению виды объединяются в – роды

*      Систематическая категория класс объединяет близкие по происхождению – отряды

*      Систематическая категория семейство объединяет близкие по происхождению – роды

*      Отряды объединяются в – семейства

*      Все отделы объединятся в – Царство

*      Систематическая категория, не применяемая для животных - порядок

*      Совокупность признаков, отличающих один вид от другого – это критерий вида

*      Самый древний видовой критерий – морфологический

*      Основной видовой критерий – генетический

*      Физиологический критерий – сходство процессов жизнедеятельности

*      Определенный ареал занимаемый видом – географический критерий

Основные направления эволюции

*      Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации – ароморфозы

*      Примером ароморфоза является- появление легочного дыхания у животных

*      Половое размножение – это ароморфоз

*      Многоклеточность – это ароморфоз

*      Образование цветка – это ароморфоз

*      Возникновение шерстного покрова, живорождение, вскармливание детенышей молоком, приобретение постоянной температуры тела, развитие кровеносной систе6мы, головного мозга – это ароморфозы

*      Фотосинтез, двусторонняя симметрия тела, появление органов, образование семян – это ароморфозы

*      Приспособление организма к среде обитания, без существенного изменения уровня организации, называется – идиоадаптация

*      Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания – идиоадаптация

*      Многообразие способов опыления – идиоадаптация

*      Покровительственная окраска, форма тела, наличие колючек, различие в строение клюва – это идиоадаптации

*      Резкое упрощение организации, называют дегенерацией

 

*      Снижение приспособленности организмов к среде обитания, ведущие к  уменьшению численности и площади видового ареала, называют – биологическим регрессом

*      Возрастание приспособленности к окружающей среде, ведущие к увеличению численности и широкому распространению вида, называют – биологическим прогрессом

*      Нервная система человека

*ЦНС – это головной и спинной мозг

* Периферическая нервная система – это нервы и нервные окончания

* к периферическому отделу нервной системы относятся - нервы

*Количество черепно-мозговых нервов человека 12 пар

*От стволовой части головного мозга отходят -  12 пар черепно-мозговых нервов

* блуждающий нерв является частью – периферической нервной системы

* в полости черепа находится – головной мозг

*Сознательно осуществлять акт мочеиспускания позволяют центры,  расположенные в  - коре больших полушарий

 

*      Продолговатый отдел головного мозга регулирует – пищеварение, выделение, кровообращение, дыхание

*      В области задней центральной извилины  находится – соматомоторная зона

*      Регулирует работу внутренних органов ускоряя и замедляя её – вегетативная нервная система

*      Часть вегетативной нервной системы, замедляющая работу внутренних органов называется – парасимпатическая 

*      Часть вегетативной нервной системы, ускоряющая работу внутренних органов, называется – симпатическая

*      На парасимпатический и симпатический отделы подразделяют нервную систему – вегетативную

*      Отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений и ориентацию в пространстве, выполнение точных движений – мозжечок

*      Память и мышление, связаны  –  с корой больших полушарий

*      Нейрон – нервная клетка

*      Нейроглия – вспомогательные клетки окружающие нейроны

*      Нейрон имеет – тело клетки, один длинный отросток – аксон и несколько коротких – дендриты

*      Короткий сильно ветвящийся отросток нервной клетки – дендрит

*      Длинный отросток нервной клетки – аксон

*      Аксон покрыт – миелиновой оболочкой

*      Нервы образованы - аксонами

*      Серое вещество головного мозга состоит из – тел нервных клеток

*      Белое вещество головного мозга состоит – из отростков ( нервных волокон)

*      Белое вещество центральной нервной системы – это скопление длинных отростков нейрона, т.е. аксонов

*      Аксоны проводят импульсы от тела клетки

*      Дендриты проводят импульсы к телу клетки

*      Большое значение для формирования эмоций имеет – височная и лобная доля коры

*      Тормозит и активизирует эмоции – лобная доля

*      Только у человека есть центр речи

*      Только передний мозг регулирует – речь, мышление

*      Путь нервного импульса от рецепторов к рабочему органу – рефлекторная дуга

*      Слуховая зона расположена в – височной деле коры

*      Зрительная зона расположена в – затылочной зоне коры

*      Нерв с чувствительными волокнами – центростремительный

*      Нерв с двигательными волокнами – центробежный

*      При полиомилите вирусы разрушают – двигательные нейроны

*      На двигательные нейроны спинного мозга влияют импульсы из – коры больших  полушарий

*      Спинной мозг имеет – 31 пару спино-мозговых нервов

*      Через передние корешки спино-мозговых нервов проходят – двигательные нейроны

*      Через задние корешки спино-мозговых нервов проходят – чувствительные нейроны

*      Рефлекторную и проводниковую функцию выполняет – спинной мозг

*      Функция нервной системы – проводниковая

*      По чувствительным нейронам импульсы проходят от – рецепторов в ЦНС

*      По двигательным нейронам импульсы проходят – от ЦНС к органу получившему раздражение

*      Воспринимают информацию и являются частью сенсорной системы – участки коры

*      Воспринимают информацию от рецепторов и являются центрально -обрабатываюшей  частью сенсорной системы – анализаторы

*      Зона, анализирующая импульсы с рецепторов мышц и сухожилий, называется – соматосенсорной

*      Отдел проводящей части анализатора – проводящий нерв

*      Извилины характерны для – мозжечка и больших полушарий

*      Мозжечок расположен над – продолговатым мозгом

*      Центр терморегуляции расположен в – промежуточном мозге

*      Центр слюноотделения расположен в – продолговатом мозге

*      В состав ствола мозга входят – продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг

*      Функция мозжечка – регуляция равновесия и координация движений

*       

*      Зрение двумя глазами, при котором фиксируется объемное изображение, называют – бинокулярным

*      Очки с двояковыпуклыми линзами используют при – дальнозоркости

*      Зрение, при котором изображение фиксируется местом наилучшего видения, называют – центральным

*      Заболевание, при котором параллельные лучи идущие от предмета, пересекаются за сетчаткой – дальнозоркость

*      Заболевание, при котором лучи идущие от предмета, пересекаются перед сетчаткой - близорукость

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Законы биологии, науки её изучающие

*Биология – совокупность наук о живой природе, изучающих огромное многообразие форм и видов живых организмов

*Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой

Царства живой природы:

1. Царство – Растения

а) низшие растения – водоросли, лишайники

б) высшие споровые растения – мхи, плауны, хвощи, папоротники

    высшие семенные растения – Голосеменные, Покрытосеменные

2. Царство – Животные

3. Царство – Грибы

4. Царство – Бактерии

5. Царство – Вирусы

Организмы : а) одноклеточные

                      б) многоклеточные

1. Прокариоты – безъядерные – бактерии и сине-зеленые водоросли

2. Эукариоты – ядерные- растения, животные, грибы

По способу питания:

1. Автотрофы – способны синтезировать органические вещества (растения, фотосинтез)

2. Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами

а) сапрофиты – питаются органическим веществами умерших организмов или органическим веществами выделений живых организмов

б) питаются органическими веществами живых организмов

* Ботаника   -  наука о растениях

* Зоология – наука о животных

* Вирусология – наука о вирусах

* Микробиология – наука о микроорганизмах

*Альгология – наука о водорослях

* Микология – наука о грибах

* Лихенология – наука  о лишайниках

* Бриология – наука  о мхах

* Протозоология – наука  о простейших

* Гельминтология – наука  о паразитических червях

* Энтомология – наука о насекомых

* Арахнология – наука о пауках

* Ихтиология – наука о рыбах

* Герпеталогия – наука о пресмыкающихся

* Орнитология – наука о птицах

* Териология или Маммология – наука о млекопитающих

* Анатомия – наука о строение органов и организма в целом

* Физиология – наука, изучающая основные жизненные функции организма или наука о жизнедеятельности целостного организма

* Геронтология – наука, изучающая старение живых организмов, в т.ч. и человека

* Гигиена – наука о сохранении здоровья

* Этология – наука, изучающая поведение животных

* Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

 * Селекция ( «селекцио» - отбор) – наука о выведении новых сортов растений , пород животных или улучшении уже существующих.

* Палеонтология ( «палео» - древний) – наука об историческом развитии живой природы, об ископаемых животных и растений.

* Цитология – наука о клетке

* Биотехнология – использование живых организмов в производстве

* Экология ( «ойкос» - жилище)- наука о закономерностях взаимоотношений организмов между собой и средой обитания

* Эмбриология –  наука , изучающая зародышевое развитие организмов

Главные теории и законы биологии

Теория возникновения жизни на Земле – (А.И.Опарин, Дж.Холдейн, С.Фокс, С.Миллер, Г.Меллер) – Жизнь на Земле возникла абиогенным путем

 

Клеточная теория – (Т.Шванн, М.Шлейден, Р.Вирхов) – Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

 

Теория эволюции и естественного отбора ( Ч.Дарвин)

 

Хромосомная теория наследственности (Т.Морган) – основным материалом носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами.

 

Синтетическая теория эволюции (С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Дж.Хаксли) – наименьшей, элементарной единицей является популяция.

Законы биологии

Биогенетический закон (Ф.Мюллер, Э.Геккель) :

- онтогенез , есть краткое повторение филогенеза

- особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю своего вида (филогенез)

 

Закон зародышевого сходства (К.Бэр):

- на ранних стадиях развития зародыши всех позвоночных животных имеют : хорду, жабры, хвост

 

Закон необратимости эволюции(Л.Долло):

- организм не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков

 

Законы наследования ( Г.Мендель) :

- Закон единообразия : при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки

- Закон расщепления: при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипические группы – доминантная и рецессивная

- Закон независимого наследования или закон независимого расщепления признаков: при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания в отношении 9:3:3:1

- Гипотеза частоты гамет- находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков (контрастных) не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в чистом виде

 

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов):

- виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

 

Закон генетического равновесия в популяциях (Г.Харди, В.Вайнберг):

 

Закон минимума (Ю.Либих):

- выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. фактором минимума

Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадский):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В помощь в подготовке к ЕНТ по

В помощь в подготовке к ЕНТ по

Знаменательные даты и события в развитии биологии

Знаменательные даты и события в развитии биологии

В.Флеминг, П.И. Перемежко) 1880 год – открыты витамины

В.Флеминг, П.И. Перемежко) 1880 год – открыты витамины

И.М.Сеченов – основоположник науки о физиологии труда

И.М.Сеченов – основоположник науки о физиологии труда

Происхождение жизни на Земле *Возраст тех или иных геологических отложений ученые выясняют с помощью радиоактивного анализа

Происхождение жизни на Земле *Возраст тех или иных геологических отложений ученые выясняют с помощью радиоактивного анализа

При отсутствии этого витамина возникает болезнь «бери-бери» -

При отсутствии этого витамина возникает болезнь «бери-бери» -

К железам смешанной секреции относится – поджелудочная железа

К железам смешанной секреции относится – поджелудочная железа

Мужские половые гормоны – андрогены

Мужские половые гормоны – андрогены

Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти

Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти

Тритикале – гибрид ржи и пшеницы

Тритикале – гибрид ржи и пшеницы

Гомологичные органы – колючки барбариса, кактуса, шиповника, усики гороха ( это все видоизмененные листья)

Гомологичные органы – колючки барбариса, кактуса, шиповника, усики гороха ( это все видоизмененные листья)

Нервная система человека *ЦНС – это головной и спинной мозг *

Нервная система человека *ЦНС – это головной и спинной мозг *

Функция нервной системы – проводниковая

Функция нервной системы – проводниковая

Законы биологии, науки её изучающие *

Законы биологии, науки её изучающие *

Цитология – наука о клетке *

Цитология – наука о клетке *

В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии№

В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии№
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017