«Мотивация» является сегодня ключевым, почти синонимом менеджмента. В основе лежит представление о чем – то латентно существующем, то есть мотивации, которая в нетронутом виде мирно покоится где – то в недрах, пока не будет приведена в движение соответствующим вмешательством управлением, чтобы затем снова перейти в латентное состояние, ибо человек упорно склоняется к лени.
Языковой туман «мотивации»
Мотивация
Мотивирование
Самоуправление индивида и поэтому свойственна и принадлежит только ему одному
Намеренное действие руководителя или функционирование систем стимулирования, которое, следовательно, с необходимостью выступает как внешнее регулирование
Способность подвести человека к тому, чтобы он сделал то, что надо, когда надо и как надо, поэтому сам этого хочет
Манипуляция
Аспект контроля выходит на первый план
Воздействие на поведение, которое осуществляется более или менее тайно
Уклонисты от неудач
Механика мотивирования приводится в движение для обоих типов: угрозы и наказания используются больше для уклонистов; подкуп, поощрение и похвала больше для искателей успеха. Тезис Р. Шпренгера гласит: искатели успеха, если они хоть однажды разочаровались из-за недостатков мотивирования, станут уклонистами.
Разоблачения мотивирования и контраргументы
Мотивировать можно лишь за счет постоянно обновляющегося мотивирования.
похвала как цинизм власти. Похвала убивает свободу. Похвала носит ясно сознаваемый характер обмена: похвала в обмен на приложенные усилия. Дилема похвалы:
если начальник никогда не хвалит, сотрудники жалуются;
хвалит слишком часто – похвалу не воспринимают всерьез.
система бонусов как игра с нулевыми суммами. Деньги в качестве «мотивации» очень мало эффекты.
Деньги могут привлечь многих, но они не «мотивируют» к длительному стремлению добиваться все более высоких результатов;
Источником всякого рода мотивирования является подозрение. Допускается, что работник придерживает часть своих возможностей выполнить работу, что приводит к возникновению мотивационного пробела между фактическим и возможным объемом труда (рис. 4 А). «Бонусное» мышление ориентируется именно на такой график (рис. 4 Б).
Рис. 4. Мотивационный пробел и бонус
Тем самым раскрывается логика системы бонусов: в этом варианте бонус есть не что иное, как удержание зарплаты по причине недоверия, заранее наложенный, своего рода негативный штраф – подозрение. «Доход, ориентированный на недоверие». Такова одна из кардинальных ошибок управления, когда дубиной бонусов разрушается ответственность сотрудников за достижение условленных в договоре трудовых результатов. Потому что действие штрафа – подозрения на скрытом социально – психологическом уровне имеет не мотивирующий, а демотивирующий характер.
По мнению Р. Шпренгера, полезно сравнить заработную плату на сопоставимых предприятиях. Разделить сравниваемые оклады по их высоте на три зоны, и платить по нижнему пределу верхней трети сравниваемых окладов. Это та точка, которая связывает наименшее количество энергии.
Стоимость рабочего места
Стаж
Вложенный труд
Ориентируется на предложение и спрос на внутреннем и внешнем рынках труда
Должен учитываться, если остальные элементы сопоставимы
Измеримость труда – это иллюзия. Системы вознаграждают не по выработке, а по степени достижения цели
Выберим всего три категории оценки: работа выполнено нормально – работа выполнена плохо – работа выполнена лучше, чем нормально, - и пусть руководители используют возможности своих бюджетов.
Диалогическое поведение
Диалогическая позиция:
лучше понимать точку зрения другой стороны посредством внимательного слушания;
признать принципиальное различие двух людей в восприятии и оценке и сделать это исходной точкой беседы.
Вклад в полноту общей картины – обогащение. Диалог расширяет картину мира.
Избегать демотивации
Мотивация – свободное течение нашей врожденной энергии.
Демотивация – это заблокированная, инертная энергия. Самое большое демотивирующее влияние на сотрудников оказывает непосредственный начальник. Каталог негативных качеств начальника:
педантизм – навязчивая любовь к порядку, фанатичная точность и мелочность.
недостаточное правдоподобие. Многие сотрудники ощущают риторику – «вы – наилучшие» как черезвычайно демотивирующую.
недоверие. Блок критериев «недоверия» образуют вершину шкалы демотивирования внутри отношений между начальником и сотрудниками.
Блок критериев «недоверия»
Руководители должны постоянно осознавать свое собственное поведение в отношении ожидания и его воздействие на сотрудников. Они должны постоянно отдавать себе в этом отчет, лучше всего вместе с сотрудниками.
Мотивация бесспорно является делом индивида. Предоставить для нее свободное пространство – эта задача руководства.
Наиболее часто встречающийся в экономической жизни поступок – это фундаментальное пренебрежение человеческим достоинством. Самоуважение – истинный источник всякой мотивации.
литература
Райнхард К. Шпренгер. Мифы мотивации. Выходы из тупика. – Калуга: Духовное познание, 2004. – 296 с.
Ирэна Свидрук, Юрий Осик. Креативный менеджмент. – Учеб. пособие. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2016. – 320 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. – Т./ Под. ред. Б.М. Величковского. – М., 1986. – 408 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.