Проблемное обучение
Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Функции проблемного обучения:
усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;
воспитание навыков творческого усвоения знаний;
воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности.
Примеры проблемного обучения
Пример №1.
Традиционная лекция. Следует дать и уточнить некоторые физические понятия (абсолютно черное тело), затем объяснить основные понятия квантовой теории, сообщить основные характеристики (например, распределение интенсивности теплового излучения по частотам), затем вывести основную и производную формулы и показать, какие научно-технические проблемы могут быть решены с помощью этого понятийного аппарата.
Проблемная лекция. Лектор рассказывает об ультрафиолетовой катастрофе, о проблеме расхождения теоретических кривых и кривой, полученной опытным путем, о распределении интенсивности излучения в спектре частот. Затем полезно рассказать студентам о мучительных научных поисках ученых, которые привели к квантовой теории. Можно даже предложить вывести студентам самим формулы Больцмана и Вина, являющиеся частным случаем квантовой теории.
Что дает перестановка слагаемых?
Начав с якобы нерешенной задачи, преподаватель создает в аудитории проблемную ситуацию, формируя в сознании учащихся мотив овладения рубежом научного знания. Только мотивация способна стать действенным фактором активного вовлечения личности в процесс познания. Мотивы возникают из потребностей, а потребности определяются опытом, установкой, оценкой, волей, эмоцией.
Пример №2. Ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 программа. Из числа 56 вычесть 15. К полученной разности прибавить 23.
56-15+23=64
2 программа. К числу 15 прибавить 23. Из числа 56 вычесть полученную сумму.
56-15+23=18.
- Что вы замечаете?
Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные. (Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации).
- Почему получились разные ответы?
(Ученики устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий, необходимы скобки.)
Проблемное обучение невозможно без учебного диалога. Ученики должны быть поставлены в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сами должны найти выход. При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое ученик намерен преодолеть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.