Валеологическая культура школьников на уроках химии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Валеологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих. В валеологическую культуру учителя входит его компетентность в вопросах здоровья, что включает осознание ранимости психики ребенка, а также умение повысить его компенсаторные силы с целью зашиты от стрессов и неврозов, и главное - это определенные ценностные ориентации в вопросах жизни и здоровья, обладание соответствующими личностными качествами и направленностью мышления, а также определенным типом поведения и стилем педагогического общения с учениками.
Иконка файла материала Валеологическая культура школьников на уроках химии.docx
Ченченко Лариса Анатольевна, учитель химии МКОУ «Вихоревская СОШ № 2», г. Вихоревка Валеологическая культура школьников на уроках химии Валеологическая культура ­ это часть общечеловеческой культуры, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, владение методами и средствами контроля, сохранения и развития своего здоровья, а также умения распространять валеологические знания на окружающих. В   валеологическую   культуру   учителя   входит   его   компетентность   в   вопросах здоровья, что включает осознание ранимости психики ребенка, а также умение повысить его компенсаторные силы с целью зашиты от стрессов и неврозов, и главное ­ это определенные ценностные   ориентации   в   вопросах   жизни   и   здоровья,   обладание   соответствующими личностными   качествами   и   направленностью   мышления,   а   также   определенным   типом поведения и стилем педагогического общения с учениками. Именно учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью, способной на научной основе приобщить к здоровому образу жизни школьников. И одним из путей   формирования   здоровья   является   валеологизация   учебного   процесса,   что   делает целесообразным внедрение валеологического материала в процесс изучения традиционных учебных дисциплин, в том числе химии через использование межпредметных связей. Химия как учебный предмет, изучение которого является обязательным для всех школьников и приходится на возрастной период, сензитивный для становления ценностных ориентации   личности,   имеет   большие   дидактические   возможности   для   формирования валеологической   компетентности   учащихся,   составляющей   один   из   важных   аспектов здорового образа жизни.  В 9 классе при изучении темы «Щелочные металлы» рассказываю о вреде излишнего употребления   поваренной   соли.   При   изучении   темы   «Соединения   кальция   и   магния» необходимо уделять внимание химическому состав зубов и сохранению здоровья зубов. Необходимо разъяснить учащимся, что наиболее распространенными заболеваниями людей в последние годы считаются заболевания зубов и ротовой полости. Кариес ­ это самое распространенное   заболевание   зубов.   По   статистике,   только   3%   людей   генетически   не склонны к этому заболеванию, в основном, это люди негроидной расы. При изучении данной темы учащиеся получают домашнее творческое экспериментальное задание: «Тестирование зубной пасты на яичной скорлупе».  При изучении в 9 классе темы «Соли азотной кислоты ­ нитраты» нельзя не говорить о   накоплении   нитратов   в   овощах   и   мерах   профилактики   отравления   нитратами. Действительно, при выращивании овощей с использованием азотных удобрении нитраты накапливаются   в   них   и   вредят   здоровью   людей.   Валеологизация   уроков   приобщает учащихся к исследовательской работе и  ненавязчиво погружает учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой, показывает ее возможности, вызывает желание участвовать в их решении.   Например:   рассказать   о   вреде   нитратов   в   продуктах   питания.   Объяснить опасность   избыточного   содержания   нитратов.   Как   с   этим   бороться.   На   этом   же   уроке можно   предложить   учащимся   опыт   по   определению   содержания   нитратов   в   овощах. (Практическая работа № 2. Обнаружение нитратов в продуктах питания.)На мой взгляд, постепенное внедрение валеологических знаний в процесс изучения химии через реализацию межпредметных химико­валеологических связей скорее позволит обратить внимание на состояние своего здоровья, пересмотреть отношение к нему, заставит школьников задуматься над своим образом жизни. С другой стороны, изучение химии на основе интеграции ее с валеологией будет способствовать повышению заинтересованности химией   в   процессе   ее   обучения,   повышению   мотивации   к   ее   изучению,   появится осознанность получения химических знаний, поскольку химия, по мнению самих учащихся, является   сложным   предметом   из­за   довольно   большого   числа   абстрактных   понятий   и терминов,   которые   подчас   школьникам   непросто   запомнить,   если   они   не   осознают   их прикладную значимость. В 9 классе при изучении галогенов необходимо рассказать о том, что в желудочном соке   человека   содержится   примерно   0,2%­ный   раствор   соляной   кислоты,   которая активирует   фермент   пепсиноген,   превращая   его   в   пепсин.   Последний   катализирует гидролиз белков с превращением их в пептиды, т. е. участвует в процессе переваривания пищи. Соляная кислота так же участвует в образовании секретина и некоторых других гормонов,   стимулирующих   деятельность   поджелудочной   железы.   Кроме   того,   она способствует   переходу   пищевых   масс   из   желудка   в   двенадцатиперстную   кишку   и обезвреживанию   микробов,   попадающих   в   желудок   из   внешней   среды.   По   данной   теме предлагаю учащимся решить задачу: «При изжоге и болях в желудке используют средство «Маалокс»,   содержащее   в   100   мл   суспензии   3,49   г   гидроксида   алюминия   и   3,99   г гидроксида магния. Объясните действие этого лекарства. Ответ подтвердите уравнениями реакций». В 10­м классе при изучении темы «Спирты» беру эпиграфом к уроку слова Л. Н. Толстого   «Вино   губит   душу   людей   и   их   потомство»   Для   наглядности   использую презентацию.   Основная   цель   такого   урока   показать   влияние   алкогольных   напитков   на системы   органов   и   организма   в   целом   и   способствовать   формированию   устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. На закрепление предлагаю решить задачу на   вывод   химической   формулы:   «Вещество   является   нервно   ­   сосудистым   ядом.   При попадании в организм от 5 до 10 мл. этого вещества наступает потеря зрения, доза в 30 мл. и более вызывает смерть. Определите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовая доля углерода составляет 37,5 %, водорода 12,5 %, кислорода 50 %.» [1] Кстати, большую роль в решении задач формирования валеологической культуры на уроках   химии   играют   технические   средства   обучения   ­   персональный   компьютер   с мультимедиапроектором. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический   фактор:   современному   ребенку   намного   интереснее   воспринимать информацию   именно   в   такой   форме,   нежели   при   помощи   устаревших   схем   и   таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к   активному,   так   как   учащиеся   получают   возможность   самостоятельно   моделировать явления  и процессы.  В качестве одной  из  форм обучения,  стимулирующих  учащихся  к творческой   деятельности,   часто   предлагаю   создать   ученику   или   группе   учеников мультимедийную презентацию, сопровождающую изучение какой­либо темы.В 10­ом классе в теме «Жиры» уместно рассказать о холестерине. Холестерин ­ один из основных жиров . Он содержится во всех клетках нашего тела и используется в качестве строительного   материала,   однако   при   большом   его   содержании   в   крови   холестерин приносит больше вреда, чем пользы. Для большинства людей уровень общего холестерина должен   быть   менее   200мг/дл   (5   ммоль/л).   Высокий   уровень   холестерина   может способствовать развитию атеросклероза. Чем ниже уровень холестерина, тем меньше риск развития   сердечно­   сосудистых   заболеваний.   Что   необходимо   сделать   для   снижения холестерина крови? ­уменьшить   суточное   потребление   жира   до   30%   от   общего   количества   калорий; ­Ешьте фрукты и овощи. Каждый прием пищи начинайте с овощного салата. Употребляйте продукты   с   низким   содержанием   жира.   Замените   сливочное   масло   растительным. Старайтесь жарить. ­Больше двигайтесь. Чем больше мы двигаемся, тем меньше холестерина откладывается у нас сосудах. ­Не курите. Компоненты табачного дыма повышают уровень холестерина крови. тушить, овощи мясо и       в а   не         в       Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности также стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Собственное здоровье и способы его сохранения   интересуют   учащихся,   однако   зачастую   учащиеся   не   понимают,   насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации. Таким образом, химия и валеология, самым тесным образом связаны друг с другом, потому что все, что мы едим, все, что носим на себе, чем пользуемся: моемся, красимся, все предметы быта, окружающие нас ­ это химия. Все, что нас окружает в природе и дома, в той или иной форме влияет на наше самочувствие, настроение и наше здоровье. Валеологические   компоненты   на   уроках   химии   ­   это   формирование   у   учащихся представлений   о   взаимосвязях   состава,   строения   и   свойств   веществ,   роль   в   химии   в повседневной   жизни,   развитии   народного   хозяйства,   промышленности,   необходимости сбережение окружающей среды, природы, воспитание культуры общения с химическими веществами в быту, в трудовой деятельности. Валеологическая   направленность   уроков   химии   помогает   учащимся   лучше, сознательнее   беречь   здоровье   от   различных   химических   стимуляторов,   таких   как лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества. Список литературы: 1. М.А. Рябов Сборник задач, упражнений и тестов по химии. М.: Экзамен, 2017.­336с. 2. Г. Е. Рудзитис Ф. Г. Фельдман Химия. 10класс. М.: Просвещение, 2012.­192с. 3. Габриелян О.С., Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / ­ М.: Дрофа, 2010. ­ 270 с. 4. Михалева   М.В.,   Мартыненко   Б.В.,   Изилянова   Э.М.   Экспресс­анализ   овощей   на содержание нитратов. //Химия в школе. – 2003. ­ №1. – С. 54­56. 5. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004. – 253 с.6. Статья Марии Мирной "Как снизить холестерин в крови" https://medside.ru/kak­snizit­ holesterin­v­krovi. 7. Лоторева   А.А.   Научное   направление   валеология   и   урок   химии   в   средней   школе   //   URL:   №   15(36).   научн. Студенческий   форум:   электрон. https://nauchforum.ru/journal/stud/36/39175   журн.   2018.

Посмотрите также