Васильева, Е. В. Значение системы контроля на предприятии в совершенствовании экономической системы государства / Е. В. Васильева, Г. В. Зайцева // Современное развитие малого бизнеса : материалы II Всероссийской профессиональной конференции с международным участием, Челябинск, 17 апреля 2014 года / Ответственный редактор Синецкий С. Б.. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение ВПО "Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина", 2014. – С. 79-84

  • pdf
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗайцеваВасильева.pdf

НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

(материалы II Всероссийской профессиональной конференции с международным участием)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2014

 

УДК 334

ББК 65.2

С56

 

 

 

Современное развитие малого бизнеса [Текст] : материалы II Всерос. профессиональн. конф. с международ. участием / НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред. : С. Б. Синецкий ; редкол. : Е. А. Захарова, В. В. Кванина, В. А. Баскаков]. — Челябинск, 2014. — 191 с.

 

ISBN 978-5-903270-27-9

 

 

 

 

Материалы II Всероссийской профессиональной конференции с международным участием «Современное развитие малого бизнеса», проведенной 17 апреля 2014 года в НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина», отражают современное состояние малого предпринимательства и перспективы его развития.

Содержание материалов посвящено исследованию различных аспектов функционирования малого бизнеса и предназначено для научных работников и аспирантов, специализирующихся в области малого бизнеса, специалистов-практиков, занятых в данной сфере, а также студентов, ведущих научно-исследовательскую работу.

 

 

 

 

 

Ответственный редактор:

 

Синецкий С. Б.,         д-р     культурологии,     канд.     пед.     наук,     доцент,     НОУ ВПО     «ЧИЭП

им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

 

 

 

Редакционная коллегия:

 

Захарова Е. А.,

д-р          экон.      наук,      доцент,                НОУ ВПО            «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

Кванина В. В.,

д-р юрид. наук, профессор, НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», г. Челябинск

Баскаков В. А.,

директор ООО «Институт управления и социального проектирования “Информ-проект”», г. Челябинск

 

 

 

 

ISBN 978-5-903270-27-9

 

 

© НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права

им. М. В. Ладошина», 2014

 

Ваганова М. В.

Система управления на малом предприятии ............................................................................... 74

Васильева Е. В., Зайцева Г. В.

Значение системы контроля на предприятии

в совершенствовании экономической системы государства ..................................................... 78

Гареева О. Е.

Анализ состояния и перспективы малого бизнеса в регионах России ...................................... 84

Окунева Е. А.

Необходимость аудита учета затрат в современных рыночных условиях ............................... 88 Степанова Н. С.

Управление конкурентоспособностью продукции малого предприятия на примере

ООО «Оптифарм-Ф» ...................................................................................................................... 93

Филиппова И. Н.

Система управления малыми предприятиями ............................................................................. 97

Шитикова А. А.

Современные проблемы налогообложения физических лиц ................................................... 101

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС

ГЛАЗАМИ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

 

Абдулина С. В.

Формирование франчайзинга в России ...................................................................................... 106

Аванесян Л. А.

Инвестирование проектов малого производственного и инновационного бизнеса .............. 109

Агафонова С. С., Сафронова Т. С.

Перспективы развития малого туристского бизнеса во Владимирском регионе ................... 112

Березовских С. А.

Бухгалтерский баланс: история и современность ..................................................................... 115

Вагапова К. Ф.

Использование страхования в системе управления рисками предприятия ............................ 119

Драпун Ю. И.

Формирование отчетности для принятия управленческих решений

на малом предприятии ................................................................................................................. 121

Егорова М. В.

Медицинское страхование в малом бизнесе .............................................................................. 125

Зубкова Е.

Статистическая отчетность в рыночном хозяйстве России ..................................................... 128

Ильющенкова А. А.

Современные формы контроля в управлении ........................................................................... 133

Коньков А. В.

Технологии продвижения стартап-проекта в сети Интернет ................................................... 135

Корнилов К. О.

Инновации крупнейшей стройки Западной Сибири ................................................................. 140

Коробова Ю. С.

Эффективность продаж и методов обслуживания покупателей .............................................. 145

Логинова О. В.

Управленческий учет на малом предприятии ........................................................................... 148

Лунева Ю. Ю.

Способы управления учетной политикой на малом предприятии .......................................... 150

Максимова А. А.

Учет операций, связанных с арендой основных средств, на малом предприятии ................. 153

Мартемьянова З. С.

Состояние и перспективы развития инновационного малого бизнеса в России.................... 156

Е. С. Матвеева

Особенности финансирования малого бизнеса ......................................................................... 159

          

4


ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

 

Е. В. Васильева, главный бухгалтер МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 75», г. Челябинск Г. В. Зайцева, действительный член института профессиональных бухгалтеров России, г. Челябинск

 

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Однако высокие цифры дебиторской задолженности на предприятиях государства отрицательно влияют на развитие экономических взаимоотношений в целом. Это касается как коммерческих, так и бюджетных организаций — в части формирования собственных средств.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений предоставляет самостоятельность предприятиям в организации форм контроля, разработке управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами, но одновременно повышает ответственность за полученный результат на их основе. Система эффективности деятельности любого предприятия — коммерческого или бюджетного — предполагает в том числе управление на базе организации контроля и ревизионных мероприятий. В процессе контрольных мероприятий: инвентаризаций, ревизий, внутреннего аудита — могут быть выявлены разные нарушения в организации деятельности в части возникновения дебиторской задолженности, а увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Операции расчетов с дебиторами многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична, поэтому ревизионные мероприятия по контролю дебиторской задолженности являются значимыми для принятия соответствующих управленческих решений, а их своевременное проведение позволяет принятием соответствующего решения предотвратить факты случайных или преднамеренных нарушений в хозяйственной деятельности.

Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации, отражаемых фактами хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Дебиторская задолженность, возникающая в процессе деятельности бюджетного предприятия, снижает эффективность его деятельности. Поэтому и необходимы контрольные мероприятия, определяющие нарушения в части формирования дебиторской задолженности, одним из возможных методов выявления нарушений в части возникновения дебиторской задолженности является ревизия.

В бюджетной организации ревизия проводится в различных направлениях деятельности: в части расходования и поступления средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, или эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, доходов от имущества — и осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия может носить внутренний, запланированный или внезапный характер проведения, в этом случае она направлена не только на выявление нарушений в деятельности предприятия, но и на предупреждение противоправных действий их работников. Внешнее наблюдение за предприятиями бюджета ведут несколько государственных служб: это казначейства, налоговые органы, различные социальные фонды. Отсутствие контроля внутри предприятия приводит к выявлению фактов отрицательной финансовой деятельности при проведении внешних ревизий, что влечет за собой передачу дел в компетентные органы. В таком случае проводится ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов, которая осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Ревизии проводятся на определенном материале, который служит источником получения данных, поэтому и по характеру материала, служащего основой проведения ревизии, они могут рассматриваться как документальные и фактические. При проведении документальных ревизий проверяется подлинность отчетных документов и записей, зафиксированных в учетных регистрах и отчетных документах. Фактическая проверка выявляет фактическое наличие на предприятии денежных средств и материальных ценностей. Наиболее действенные ревизии, одновременно они же распространенные и прогрессивные — это ревизии, проводимые с комплексным подходом, они включают проведение контрольных мероприятий в части всех участков и сторон деятельности ревизуемого предприятия, одновременно комплексная ревизия применяет методику фактической и документальной проверки одновременно. Однако нельзя не сказать о том, что комплексная ревизия весьма трудоемкая и в деятельности предприятия в течение отчетного периода должна быть спланирована по охвату разных направлений проверки хозяйственной деятельности.

Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля.

Финансово-хозяйственный контроль коммерческие фирмы и бюджетные предприятия должны осуществлять путем проведения внутренних ревизий, тематических, выборочных, сплошных и контрольных проверок с применением некоторых определенных временем и уставом организации коммерческой или бюджетной, приемов. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-ревизионный процесс.

Цель ревизии — осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по выбираемым направлениям, в частности ревизуемая дебиторская задолженность проверяется по направлениям:

— обоснованность формирования дебиторской задолженности;

— своевременность поступления средств в погашение дебиторской задолженности на основании договора.

Своевременность поступления дебиторской задолженности можно рассматривать как возможность определения эффективности самостоятельной деятельности бюджетного предприятия. Несколько сложнее данный аспект в коммерческом предприятии, где накопленная дебиторская задолженность, не реализованная денежными поступлениями, разрушает предприятие в целом.

При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, которые являются дебиторами и кредиторами, необходимо руководствоваться законодательством. Вновь введенный закон о бухгалтерском учете особое внимание направляет на создание систем внутреннего контроля на предприятиях любых форм собственности.

Задачи проверки расчетов с контрагентами предприятия поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, в процессе учета получающими статус дебиторов или кредиторов можно сформировать следующим образом — это поэтапный контроль позиций:

— наличие договоров купли-продажи материальных ценностей или товаров, подряда, оказания услуг;

— соответствие содержания договоров законодательным актам и оформление договоров в соответствии требованиям Гражданского кодекса;

— полнота отражения данных о расчетах с контрагентами в учете;

— ведение аналитического учета по каждому дебитору и кредитору;

— обоснованность возникновения дебиторской или кредиторской задолженности в учетных формах;

— соответствие и правильность отражения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчетности; реальность задолженности;

 

— своевременность и полнота проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (сверка расчетов);

— своевременность и обоснованность списания дебиторской задолженности, невозможной по взысканию; дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности;

— своевременность взаимозачета задолженности при совпадении дебитора и кредитора в одном лице.

В системе контроля организации могут проводиться внутренние и внешние ревизии. Внешние ревизии проводятся с целью выявления финансовых нарушений, вызванных нарушением бюджетного, налогового законодательства, законодательства о внебюджетных обязательных выплатах. Внутренние ревизии дают возможность предотвращения отрицательных фактов деятельности предприятия, инвентаризации направлены на формирование достоверных отчетных данных, а применение в системе контроля внутренних аудиторских процедур дает возможность подтверждения достоверности отчетности предприятия в целом.

Проведение ревизии как внешним, так и внутренним ревизором включает единые приемы. В зависимости от формы организации бухгалтерского учета ревизор может использовать в работе и соответствующие источники информации, которые включают первичные документы, карточки аналитического учета, регистры учета, оборотные ведомости, бухгалтерский баланс; акты сверки и материалы инвентаризации расчетов.

В зависимости от количества участвующих в расчетах организаций внешний ревизор сам определяет метод проведения проверки — сплошной или выборочный. В большинстве проверок ревизоры применяют выборочный метод, однако если учет расчетов находится в запущенном состоянии, целесообразно применение сплошного метода проверки. Этот метод используется ревизорами внешними при незначительном количестве участвующих в расчетах организаций. Сплошные ревизии наиболее целесообразны и в системе внутреннего контроля и аудита.

Контроль осуществляется поэтапно, обобщенные процедуры ревизии отражаются в общем плане на первом этапе планирования, в дальнейшем на основе плана составляется программа предстоящей ревизии, включающая перечень предстоящих контрольных мероприятий. В целом на первом этапе осуществляется подготовка к проведению контроля. Началом этого этапа считается момент подписания приказа о проведении ревизии на основании поступившего задания на проведение ревизии.

Задание на ревизию предоставляет заказчик, от имени которого могут выступать:

администрация организации; собственник организации; государственные органы, которое передается ревизорам. Программа ревизии разрабатывается на основании задания и служит в дальнейшем определяющим документом по перечню исследуемых вопросов в сроки, определяемые программой, а для ревизуемых предприятий определяет сроки подготовки и представления документов.

На основании задания ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы: цель ревизии; перечень вопросов, подлежащих проверке; средства и условия, необходимые для проведения ревизии; сроки и место исполнения проверочных процедур; состав участников ревизии; формы документального оформления ревизии.

На основе созданной программы по каждому направлению проверки создается план ревизии. План каждого направления ревизии должен быть привязан как к направлению, им определяемому, так и к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Для эффективности и возможности организации контроля работы ревизоров в плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Это определяет действенность плана. Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются таким образом, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Определяющим фактором плана является конкретность. Плану должна быть присуща реальность, для чего план выверяется с точки зрения реальных возможностей людей, выделенных для ревизии, и наличия материальных ресурсов, отпущенных на проведение ревизии. Одновременно план должен предусматривать возможность привлечения к ревизии дополнительных ресурсов.

Гибкость и мобильность плана определены таким фактором планирования, как возможность корректировки плана в процессе проведения ревизии, когда план может быть усовершенствован, дополнен, уточнен. Внесение в план изменений должно быть обоснованным и обусловлено конкретными фактами, возникшими в процессе непосредственного проведения ревизии. План может корректироваться до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, на основании которых ревизор сможет сформировать верное представление об изучаемых явлениях.

Второй этап ревизии связан непосредственно с ее проведением. Началом проведения внешней ревизии является момент прибытия ревизионной бригады в организацию. Возможность дальнейшего присутствия ревизоров на ревизуемом объекте связана с предъявлением документов (удостоверение на право проведения ревизии), представлением участников ревизии. Руководитель ревизуемого объекта определяет участников — работников предприятия. Таким образом, формируется рабочая группа ревизии, которая знакомится с программой ревизии, определяет ее направления на основании рабочих планов. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

В ходе второго этапа начинается организационная работа на месте проведения ревизии, знакомство с объектом ревизии и сами ревизионные действия. При проведении выездной ревизии в начале проверки ревизоры знакомятся с деятельностью проверяемой организации, чтобы идентифицировать и правильно оценивать:

— события и операции;

— используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на оценку ревизором операций, совершенных проверяемым субъектом, ход проведения проверки или выводы, содержащиеся в акте ревизии.

Второй этап завершается подготовкой рабочих документов ревизии, в которых ревизоры отмечают как положительные стороны организации хозяйственной деятельности, так и отрицательные, определяемые как ошибки или преднамеренные нарушения, которые отражаются в рабочих документах или промежуточных актах и становятся основной составления сводного акта, прилагаемых к нему объяснений.

Третий этап ревизии дает возможность обобщения рабочих документов ревизоров с целью подготовки материалов по результатам проведенной ревизии. Этот этап включает непосредственно обобщение сведений о хозяйственной деятельности организации, получение объяснений по возникшим в ходе ревизии вопросам, запрос и получение справок, составление сличительных ведомостей. Акт, составленный по результатам проверки — это документ, обобщающий выводы, сформированные ревизорами по результатам кропотливой работы и официальным документам, для принятия решений по проведенной ревизии. Акт может отражать несущественные ошибки или непреднамеренные нарушения. Но одновременно выявленные противозаконные, преднамеренным образом совершенные нарушения, зафиксированные в акте, могут повлечь за собой и возбуждение административного или уголовного дела. Записи в акте должны излагаться на основе проверенных фактов и определяются имеющимися подтверждающими документами, в том числе результатами инвентаризаций, проведенных в процессе ревизии, объяснениями работников, справками предприятия, материалами встречных проверок и другими данными. Акт ревизии в своем составе содержит вступительную, описательную и результативную части.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов. Одновременно здесь же необходимо сформировать и представить предложения по устранению фактов нарушений, допущенных в хозяйственной деятельности организации. Сводный акт общей ревизионной проверки может быть составлен на основе данных промежуточных актов при наличии выявленных нарушений. Допускается предоставление акта и в кратком изложении, если нарушений в процессе проведения ревизии не выявлено либо они незначительны. Акт представляется как лаконичный документ, который для наибольшей краткости изложения не следует загромождать подробной информацией, достаточным будет приведение одного–двух примеров, определяющих общий результат. Опись нарушений с подробным изложением фактов следует оформить приложением к акту за подписью ревизора и главного бухгалтера учреждения. В процессе окончательного вынесения решения может проводиться дополнительная проверка с целью уточнения отдельных фактов. В целом третий этап ревизии завершается именно обобщением результатов, подписанием акта и приложений к нему.

На четвертом, заключительном, результативном этапе материалы ревизии применяются для разработки контрольных мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений. Кроме того, определенные виды выявленных противоправных действий в хозяйственной деятельности организации влекут за собой привлечение к ответственности руководящих работников, ответственных как за организацию деятельности предприятия в целом, так и за организацию контроля движения ее материальных ценностей и за организацию учетных процедур в целом. 

Группа ревизоров, проверяющая расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, может выявить следующие отрицательные факты деятельности: условия договоров, ухудшающие финансовое состояние предприятия на первоначальном этапе, несоответствующее отражение в учете формируемой дебиторской или кредиторской задолженности, скрывающее реальные факты возникающей задолженности, определение ее уровня. Это могут быть безобидные ошибочные сведения, но могут быть и преднамеренные действия в интересах руководства предприятия или третьих лиц, что, безусловно, повлечет за собой штрафы и прочие наказания для организации и ее работников.

Можно сказать, что последствия, выявленные сторонними проверяющими организациями, необратимы для руководителя или другого ответственного лица в случае признания их вины. Однако законодательство дает организации возможность создания на предприятии системы внутреннего контроля, деятельность работников которой позволит предупредить нарушения в системе хозяйственной деятельности или своевременно локализовать нарушения, выявив виновных работников.

Устав каждого предприятия предусматривает деятельность ревизоров или ревизионных комиссий. Однако занятость непосредственно хозяйственной деятельностью, решение о контрольных мероприятиях внутреннего свойства, применяемое самостоятельно каждым хозяйствующим субъектом, отодвигают его принятие, и часто вспоминают о необходимости внутреннего контроля только при получении на руки акта, подтверждающего выявленные отрицательные факты хозяйственной деятельности. Ревизия имеет своей целью предупреждение и выявление именно некоторых отрицательных фактов в деятельности организации. Своевременная внутренняя ревизия, проводимая постоянно в организации, позволит решить проблемы штрафов и других внешних наказаний.

Представленная методология проведения внешних ревизий может использоваться в создании методологии внутренних ревизий. В соответствии с представленной методологией работа над оформленными в актах результатами проверок даст возможность поиска новых управленческих решений, формирования систем самоконтроля в организации. Непосредственно система внутреннего контроля каждой организации может быть отражена объединением процедур инвентаризации, ревизии, внутреннего аудита с обязательным планированием сроков проведения, разработкой программ, подготовкой отчетов.

При условии выполнения требований к организации системы внутреннего контроля формируется процесс выполнения одной из основных функций бухгалтерского учета, а это функция контроля, позволяющая достичь цели учета — формирования достоверной отчетности, а кроме того, выполнения нормы гражданского законодательства — сохранности имущества учредителя. Система контроля на предприятии формирует элементы контроллинга — способы управления ресурсами через применение системы контроля их движения и принятия своевременных управленческих решений. Деятельность предприятия в условиях сформированной системы контроллинга дает возможность создания прибыльного совершенного бизнеса либо эффективное управление бюджетным предприятием. «Особенность контроллинга основана на включении и контроля, и управления на его основе. Современный контроллинг представляет собой организацию финансовой функции в компании» [1].

Контроль, управление, объединенные в контроллинге организации, дают возможность успеха в деятельности организации. Успешная деятельность каждого хозяйствующего субъекта будет сопутствовать развитию экономики страны в целом.

 

             

Список литературы:

 

1. Зайцева, Г. В. Управленческий учет в системе деятельности хозяйствующего субъекта / Г. В. Зайцева // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов : cб. науч. тр. — Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2013. — С. 21–27.


Научное издание

 

 

 

 

 

 

Современное развитие малого бизнеса

 

 

 

 

 

Материалы II Всероссийской профессиональной конференции с международным участием

 

 

Ответственный за выпуск Зайцева Г. В.

Корректура, верстка Худякова Н. Э. Дизайн обложки Красин Д. В.

 

 

Тираж 100 экз. Подписано в печать 16.04.2014

Бумага офсетная. Формат 60×84 1/8. Усл. печ. л. 14,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина» 454135, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 63. Тел. 8 (351) 253-54-12

 

 

 

 

 

 

 

Отпечатано с готового оригинал-макета на ризографе ИП Катасонова И. Е. 454010, г. Челябинск, ул. Енисейская, 6.

 

 

 

 

191