Если на кухонном приборе имеется пометка «изготов.
лено в соответствии со стандартами безопасности», мы
чувствуем себя, пользуясь им, в безопасности. Точно так
же словом «истина» помечены многие вещи с целью ука
зать: «Верь нам. Мы — то, чему ты должен верить».
Пользуясьтрадиционнойлогикой,выдвигаетесьотод
ного несомненного факта к другому. Цепочка из «может
быть» никогда не обладала бы такой же силой.
Восприятие — наиважнейшая часть мышления. И менее все
го принимаемая в расчет.
Нас учили, и мы верили, что логики достаточно.
Логика в лучшем случае может всего лишь служить нашему
восприятию.
Важнейшая часть мышления это восприятие
Если на кухонном приборе имеется пометка «изготов.
лено в соответствии со стандартами безопасности», мы
чувствуем себя, пользуясь им, в безопасности. Точно так
же словом «истина» помечены многие вещи с целью ука
зать: «Верь нам. Мы — то, чему ты должен верить».
Пользуясьтрадиционнойлогикой,выдвигаетесьотод
ного несомненного факта к другому. Цепочка из «может
быть» никогда не обладала бы такой же силой.
Восприятие — наиважнейшая часть мышления. И менее все
го принимаемая в расчет.
Нас учили, и мы верили, что логики достаточно.
Логика в лучшем случае может всего лишь служить нашему
восприятию.
Представьте себе, что вы никогда прежде не видели лег
кового автомобиля. И вот он перед вами — автомобиль.
Это странный блестящий предмет с круглыми штуко
винами по бокам. Вы ничего не знаете о том, что он спосо
бен делать, чем может быть полезен.
Для большинства людей вернуться к подобной «невин
ной» позиции невозможно.
Мы знаем, что автомобили движутся и перевозят лю
дей. Знаем, что они работают на бензине (или дизельном
топливе) и ездят по дорогам. Можем знать даже модель
этого конкретного автомобиля. И быть знакомыми с чело
веком, который владеет таким автомобилем. Эти знания в
наше физическое переживание автомобиля привносит
мозг.
В некоторых случаях удается восстановить зрение у людей, родившихся слепыми. Таким людям приходится до
вольно долгое время «учиться» видеть.
Восприятие — это взаимодействие мозга с окружающей
обстановкой. Бывает восприятие внешнего мира — когда
мы видим или слышим что-то. Бывает также восприятие
внутреннего — мысли, проблемы, планы или ситуации.
На некой улице есть антикварный магазин. Через неко
торое время через дорогу открывается другой такой же.
Первым магазином владеютдвакомпаньона, один из кото
рыхнедоволенситуациейиговорит,чтоэтосоздаетконку
ренцию и вредит бизнесу. Второй же компаньон воспри
нимает дело иначе. Он рад новому магазину и надеется
даже,чтонаэтойжеулицеоткроетсяещерядантикварных
магазинов. Так появится целый «антикварный район», что
привлечет больше покупателей.
В результате различного восприятия и поведение обоих
компаньоновможетбытьразным.Первыйзахочетпродать
свою долю. Второй ее с удовольствием выкупит.
Существующая ситуация одинакова для обоих. Разни
цу в восприятии создает то, что в имеющуюся ситуацию
привноситмозг.
Само слово «восприятие» — не слишком удовлетвори
тельно. Его можно употреблять по отношению к тому, что
мы в действительности видим (или слышим, или чувству
ем) в данный момент. Его можно такжеупотреблять по от
ношению ко всей мозговой деятельности, которая объеди
няет то, что мы в действительности видим в данный
момент, с пониманием, переживанием и мотивацией.
Хотя важность восприятия мы и признаем, мы ничегонаегосчетнепредпринимаем.Причинывполнеочевидны.
Сила математики пленяла мыслителей, которым нрави
лись несомненные факты. Логика явилась попыткой при
менить по отношению к обычному мышлению такую же
педантичность и несомненность.