«Важность семейного общения. Почему необходимо общаться со своим ребенком?»
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде.
Малыш, придя в этот многогранный мир, не имеет ни малейшего представления об окружающей его среде: как общаться, как взаимодействовать с миром и жить в нём. Всему этому ребёнок учится в семье, где он приобретает опыт социального общения и познаёт нормы и правила жизни людей.
Семейное общение можно сравнить с огромной рекой, которая меняет цвет воды в зависимости от «погоды в доме».
В
пасмурную погоду вода становится серой и мутной, в такой реке не хочется
купаться. Лучше посидеть на берегу и посмотреть на реку со стороны, при этом в
душе тревожно и беспокойно.
А если началась гроза, то хочется вообще уйти и больше не возвращаться сюда.
Зато как притягивает река в жаркую солнечную погоду: прозрачная вода ласкает тело, придаёт силы, успокаивает душу, вселяет радость и уверенность в себе и в завтрашнем дне.
В каждой семье устанавливается свой тип семейного общения, который создаёт атмосферу определённого цвета.
Если при общении чаще всего используются упрёки или обвинения, то в семье преобладает пасмурная погода и внутреннее пространство становится серым.
Если царят угрозы, то в атмосфере сгущаются оттенки чёрного.
Если общение излучает тепло и нежность, пространство семьи заполняется ярким оранжевым цветом.
Любое общение строят и создают сами люди. И в итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое.
Почему необходимо общаться со своим ребёнком.
Уважаемые родители! Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что очень важно, при общении с ребёнком, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательно проводить с ребёнком дополнительные нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этого то, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Само собой разумеется, для развития речи ребенка трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Есть дети которые уже могут самостоятельно рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им ниже творческие задания.
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Всегда под рукой
Всем
родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например,
долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно
в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы
просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая
- печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа,
а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их
между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.