
Конкурс для педагогических работников общеобразовательных учреждений
Снигирева Людмила Николаевна магистр по направлению подготовки
«Наука в регионы: Педагоги - лидеры» 44.04.01 Педагогическое образование
Учитель математики и физики первой квалификационной категории
МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского»
Майского муниципального района, КБР
Людмила Снигирева <snigirevaln@bk.ru>
Третья номинация: Вдохновляющий педагог
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, КОТОРЫЕ ЛЕГЛИ В ОСНОВУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Для внедрения авторской методики и эффективности метапредметного подхода к изучению учебных предметов «Математика» и «Физика» на протяжении трех лет ведется экспериментально-педагогическое исследование с использованием следующих методов: наблюдение, собеседование, интервьюирование, педагогический эксперимент. Базой исследования является Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение «Лицей № 7 им. Шуры Козуб с. Ново-Ивановское» Майского муниципального района КБР. Имеются Почетные грамоты за многолетний плодотворный труд по итогам трех лет (см.
Снигирева_Л._Н_Единый комплект документов, грамот, сертификатов[5]).
При осуществлении экспериментально-педагогического исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать состояние изучения тем курса математики и физики 7– 9 классы и выявить потенциальные возможности формирования и развития познавательных УУД на основе действующих программ, учебников, учебных пособий.
2. Рассмотреть состояние проблемы метапредметного подхода в обучении математики и физики в 7–9 классах.
3. Проверить эффективность разработанного метапредметного подхода к изучению предметов инженерной направленности в школе.
4. Проследить и зафиксировать динамику изменения уровня готовности учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в ходе работы с программой по КИМ ГИА 2024 г.
Экспериментально-педагогическое исследование проводилось в три этапа:
1) констатирующее исследование (итоговая контрольная работа 2022г.);
2) поисковое исследование (проверка эффективности метапредметного подхода в обучении) (участие в ВОШ, конкурсах проектов 2023г);
3) обучающий педагогический эксперимент (ОГЭ 2024г.).
Для проведения педагогического эксперимента применялись как традиционные методики, так и разработанный метапредметный подход к изучению разделов тем предметов «Математика», «Физика», включающий в себя концепцию метапредметного подхода в обучении, систему принципов и основные общеобразовательные программы основного общего образования предметных областей «Естествознание» и «Математика и информатика» с системой авторских программ ДООП «Физика и математика для одарённых» реализуемых в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» и «Точка Роста» национального проекта «Образование» [3,4].
Способы оценки эффективности соответствовали поставленным задачам и целям. В экспериментальной части методологической базой явились труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов и педагогов–экспериментаторов.
Результаты констатирующего исследования
В ходе проведения констатирующего эксперимента мы работали над выяснением ряда вопросов:
1. Каково отношение учащихся профильного 7РГ класса к математике и физике как к учебному предмету.
2. Уровень познавательных УУД учащихся по материалу тем разделов учебных предметов «Математика» и «Физика» с целью отбора разноуровневых типовых заданий по темам ВКР.
Также проводился опрос учителей математики с целью выяснения отношения к метапредметному подходу в обучении. Анализ ответов учителей показал, что большинство учителей не используют в своей работе элементы математической и естественнонаучной грамотности в классах параллели. Большинство опрошенных говорят о недостаточном опыте, большой загруженности учителя и нехватке учебного времени, недостаточном количестве методической и психологической литературы.
Личные беседы с учащимися показали, что ученикам хочется более внимательного отношения со стороны учителя, как в ходе объяснения, так и закрепления учебного материала. Ученики выразили желание, чтобы учитель замечал их успехи, помогал при возникших трудностях, и чтобы при выставлении оценки была справедливость. Большинство учеников отметило, что им недостаточно услышать оценку за проверку качества знаний, им бы хотелось, чтобы учитель прокомментировал успех или подбодрил в случае неудачи.
Первичное изучение уровня готовности учащихся 7РГ-ого класса к обучению математики и физики осуществлялось по направлениям учебной готовности, готовности к самостоятельной учебно-познавательной учебной деятельности по результатам итоговых контрольных работ 2022 г [1].
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
|
|
Уровни |
(э) класс (в %) |
|
Учебная готовность |
0-нулевой |
0 |
|
1-низкий |
24,2 |
|
|
2-средний |
27,5 |
|
|
3-выше среднего |
20,2 |
|
|
4-высокий |
28,1 |
|
|
Готовность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности
|
Отсутствие умения |
15,6 |
|
Репродуктивный (низкий) |
4,2 |
|
|
Поисково-исполнительский |
40,1 |
|
|
(среднийТворчески ) - исследовательский (высокий) |
40,1
|
Эксперимент показал, что учащиеся профильного класса способны делать обобщения, выводы и осуществлять перенос знаний, умений и навыков в новые условия. На уроках они активно используют приёмы анализа, синтеза, обобщения при выполнении самостоятельной работы с элементами поиска и нахождения ответа на вопросы поискового характера, значительное преобладание уровня сформированности у учащихся вычислительных знаний, умений и навыков над функционально-графическими. Так, лишь незначительная часть учеников может правильно выделить функциональную зависимость, подавляющее большинство учащихся ассоциируют физические и математические понятия с формулой.
Методы и приемы личностно-ориентированного обучения, выбранные учителем на высоком уровне, хорошо вписываются и для углубленного изучения тем, в которых реализуется ДООП «Решение олимпиадных задач по физике и математике «Физика и математика для одарённых»» для организации досуга учащихся профильного класса в летний период [2]. Характер познавательной деятельности учащихся находится на поисково- исполнительском уровне. Поэтому учащиеся готовы к следующему этапу познавательной деятельности – творчески-исследовательскому.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные явились основанием для следующих выводов:
В целом наблюдается положительное отношение учителей к применению метапредметного подхода к изучению математики и физики.
Таким образом, начальный этап педагогического эксперимента подтвердил актуальность нашего исследования. Констатирующее исследование позволило выявить реальный уровень сформированности познавательных УУД учащихся на начальном этапе изучения предмета «Физика».
Полученные выводы позволили наметить план организации изучения учебного модуля в контексте метапредметного подхода, а именно:
- разработать методическую систему изучения учебного модуля решение олимпиадных задач по физике и математике «Физика и математика для одарённых»;
- уточнить систему принципов изучения разделов математики и физики;
- выделить основные методы формирования познавательных УУД в условиях метапредметного подхода;
- построить систему работы учителя в условиях изучения учебного модуля и разработать методику использования рассматриваемого подхода.
Таким образом, второй этап педагогического эксперимента носил поисковый характер. На данном этапе исследования осуществлялись выявление причин низкого качества знаний по математике (задач с практическим содержанием из курса физики [9]); разработка форм исследования уровня познавательных УУД на уроках, а так же уточнение методики изучения решения задач олимпиадного уровня в контексте метапредметного подхода в обучении.
Осуществление констатирующего и поискового этапов сделали возможным проведение третьего этапа экспериментального исследования – обучающего этапа эксперимента, предназначенного для проверки выдвинутой ранее гипотезы. Для сравнительной оценки результатов применения авторской методики на уроках математики и физики представлен анализ годовых оценок по предметам на конец 7РГ класса и 9РГ класса итоговых результатов (см. рис. 1).
На обучающем этапе эксперимента мы ставим следующие задачи:
1) проверить эффективность разработанной и внедряемой методической системы метапредметного подхода в изучении курса тем математики и физики основной школы на базе профильного класса;
2) составить содержание ДООП «Математика и физика для одаренных», позволяющей выявить влияние использования метапредметной деятельности на уровень знаний учащихся, и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс;
3) провести математическую обработку полученных в процессе исследования данных, позволяющих сделать вывод об эффективности методической системы и достоверности результатов педагогического эксперимента;
4) получить в ходе экспериментального обучения данные, позволяющие сделать вывод о внедрении в практику урока «нового вида» разработанной системы изучения учебных программ по предметам «Математика» и «Физика» на основе межпредметных связей областей наук, определенных в авторской методике.
Рисунок 1 Круговая диаграмма результатов профильного класса Росгвардии по результатам исследования
Для выявления тенденций изменения состояний знаний учащихся после внедрения авторской методики формирования познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программ был выбран непараметрический метод зависимой выборки с помощью парного критерия Т - Вилкоксона.
За нетипичный сдвиг было принято «увеличение значения» (таблица 2).
Результат: TЭмп = 72
Полученное эмпирическое значение Тэмп находится в зоне значимости α= 0,01 (см.
табл. 3). Сдвиг в сторону увеличения значений не превышает сдвиг в сторону уменьшения значений и тенденцию сохранения их на прежнем уровне.
Таблица 2.
Проверяется гипотеза Н0: состояние знаний учащихся повысилось после применения методики формирования познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программ.
Альтернативная гипотеза Н1: состояние знаний учащихся понизилось после применения методики формирования познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программ.
Таблица 3.
Т.к. Тэмп < Т0,01, сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно не преобладает и Н0 применяется: состояние знаний учащихся повысилось после применения метода проектов на уроке в 3 случаях из 25.
С доверительной вероятностью 0,99 результаты самостоятельной работы обусловлены различием в методиках обучения.
Такие результаты подтверждают значимость типовых заданий физического содержания, используемых на уроках как математики так и физики. Отсюда следует вывод о том, что при метапредметном подходе в обучении повышается не только уровень обученности, но повышается и уровень качества знаний функционального материала. Следовательно, можно сделать вывод о результативности разработанной методики и, что изучение предметов «Математика» и «Физика» в контексте метапредметного обучения, способствуют более высокому усвоению знаний, позволяет выдержать целостность функциональной линии школьного курса математики, ликвидировать дисбаланс в формировании вычислительных и функциональных знаний и умений.
В конце формирующего этапа педагогического эксперимента, как и в констатирующем исследовании, мы провели отслеживание готовности к обучению математике и физике в 10РГ профильном классе с целью выяснения: изменился ли уровень, или он остался на прежних позициях. Результаты исследования мы представили на рисунке
3.
Рисунок 3.
Где:
1. Высокий (творчески-исследовательский) – количество учащиеся, работающих на творческом уровне УПД (учебно-познавательной деятельности);
2. Средний (поисково-исполнительский) – количество учащиеся, работающих на конструктивном уровне УПД;
3. Низкий (репродуктивный) – количество учащиеся, работающих на репродуктивном уровне УПД.
Критериями сформированности познавательной деятельности учащихся на уроке является:
• устойчивость познавательного интереса;
• сформированность эмоционально – волевой сферы личности;
• общественная направленность деятельности;
• практическая подготовленность учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, выраженная в знаниях, умениях и навыках.
Анализ таблицы показывает, что в экспериментальном классе в контексте метапредметного подхода в обучении, повысился уровень учебной готовности к изучению математики и физики в целом, а также готовности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мы можем констатировать, что у учащихся экспериментального класса, обучение которого проводилось по программе ДООП «Физика и математика для одаренных», развиваемого на основе реальных задач из курса физики, повышается уровень готовности к изучению математики, что благоприятно сказывается на их успеваемости.
Подтверждению этому свидетельствуют и количественные показатели.
Во-первых, это объясняется тем, что учебный материал модульной программы подается целостно, системно. Во-вторых, работая с модульной программой, у учащихся вырабатывается определенный алгоритм действий, то есть, вначале школьники выполняют типовые задания физического содержания в виде входного контроля, затем работают с учебником, учебными картами действий и выходят на выходной контроль данного модуля. Заметим, что задания учебных элементов каждого блока модуля обязательно содержат операции познавательных универсальных учебных действий. В результате чего у учащихся постепенно вырабатывается уверенность, осознанность, инициативность, упорядоченность в действиях.
В конце формирующего этапа педагогического эксперимента нами было проведено анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к использованию в процессе обучения элементов метапредметного подхода в обучении. На вопросы, касающиеся метапредметной деятельности на уроках отвечали 12 учеников, из них 67% учащихся выразили интерес к изучению математики с помощью учебных карт действий; 54% отметили большую вспомогательную (консультативную) роль таких уроков.
Анализируя результаты исследования работ учащихся на этапе формирующего эксперимента, нужно отметить, что в целом воздействие метапредметного подхода в обучении существенным образом влияет на организацию учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике и физике, способствует формированию более глубоких и прочных политехнических знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование элементов программы ДООП «Физика и математика для одаренных», развиваемого на основе реальных задач из курса физики в большей степени активизирует самостоятельность мышления учащегося, развивает умение анализировать, систематизировать и классифицировать.
Таким образом, обучение по программам проекта «Наука в регионы» повлияло на развитие и личностный рост учеников. В частности:
1) Пройдя курс повышения квалификации на базе МФТИ в 2020 г.по специальности
«Углубленная и олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по физике» методы и формы обучения учащихся олимпиадным задачам были использованы во внеурочной деятельности.
2) С 2021 по 2025 уч. года возрало активное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах инженерно-научной направленности (см. приложение 1).
3) Ежегодно учащиеся выбирают из предметов по выбору на ГИА сдавать физику (см.
приложение 2).
4) Своим опытом работы совместно с учащимися в классе Росгвардии делимся в других регионах КБР (см. видеоролик станица Екатериноградская
https://drive.google.com/file/d/1GIokszbj-TRGu8iDD4csOWqZ4X7L9d1f/view?usp=drive_link), отзывы учеников на платформе Всероссийского общества «Знание», подтверждающий документ Благодарность.
5) За последние два года МКОУ «Лицей № 7 им. Шуры Козуб с Ново-Ивановского» является опорной площадкой ФТК «Выходи решать!» (см. приложение 3).
Литература
1. Сайт педагога//[Электронный ресурс]. Код доступа https://znanio.ru/person/z62996482
2. Снигирева_Л._Н_ ДООП «Решение олимпиадных задач по физике и математике
«Физика и математика для одарённых»» // [Электронный ресурс]. Код доступа https://znanio.ru/media/dopolnitelnaya- obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programmaestestvenno- nauchnoj-napravlennosti-reshenie-olimpiadnyh-zadach-po-fizike-i-matematike- fizika-imatematika-dlya-odaryonnyh-2890221
3. Снигирева Л. Н. ДООП Математика для одаренных // [Электронный ресурс]. Код
доступа https://znanio.ru/media/matematika-dlya-odarennyh-
2938963?mt_campaign=mediacontest&mt_event=mt_trig_campaign-click--mediacontestmediaadded
4. Снигирева Л.Н. ДООП Физика для одаренных // [Электронный ресурс]. Код доступа https://znanio.ru/media/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnayaobscherazvivayuschayaprogramma-fizika-dlya-odaryonnyh-2890220
5. Снигирева_Л._Н_Единый комплект документов, грамот, сертификатов //
[Электронный ресурс]. Код доступа
https://drive.google.com/drive/folders/1LGt66aGqBqneYgsJSQqqqv1do8OEjBs X?usp=drive_link
Результаты участия обучающихся в олимпиадах по предмету/дисциплине[1] Приложение 1
2021-2022 уч.год
2022-2023 уч.год
2023-2024 уч.год
2024-2025 уч.год
Протоколы ГИА Приложение 2



«Выходи решать!» — вместе делаем науку ближе. Приложение 3


[1] https://kbr-may-edu.ru/images/протоколы_физика-3.pdf https://kbr-may-edu.ru/index.php/11- dopolnitelno/22-vserossijskaya- olimpiada-shkolnikov
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.