Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный
Оценка 4.6

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Оценка 4.6
pdf
31.05.2021
Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный
Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный.pdf

Цикл вебинаров

«Реализуем ФГОС: информационнометодическая поддержка деятельности

педагогов по реализации задач ФГОС»


Вебинар 2(часть1)

Авторы и ведущие:

Битянова Марина Ростиславовна,

Беглова Татьяна Владимировна, Меркулова Татьяна Викторовна,

Теплицкая Александра Глебовна.



Организационные вопросы

Продолжительность работы – 2 часа.

Содержательные вопросы ведущему - вкладка «ВОПРОСЫ».

Вопросы организационного характера  - вкладка «ОБЩИЙ ЧАТ».

Запись  вебинара и презентация – по электронной почте 9-10 марта.



Основные тезисы вебинара №1

ЦИКЛ ВЕБИНАРОВ

«Реализуем ФГОС: информационно-методическая поддержка деятельности педагогов по реализации задач ФГОС».

Вебинар №1

24.02           1                         Системно -деятельностный подход в образовании.

Структура деятельностного урока

Суть системно-деятельностного подхода в образовании:

Процесс обучения выстраивается как движение от цели к

результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире)

Движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы

продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может

Через технологии организации

деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.

(по материалом ФГОС НОО)

МЕТОДОЛОГИЯ  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (из презентации Л. М. Асмоловой)



Новая дидактика

Структура урока определяется структурой организуемой

деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)

Цель урока = результат деятельности

Цель: зачем изучаем?

предметам

Опыт поисковой деятельности (от предположения до его подтверждения или опровержения).

        Опыт информационно-познавательной деятельности (от понимания того, чего я не знаю, до ответа на свой вопрос).

        Опыт практической деятельности (от понимания того, чего я не умею, до освоения умения).

        Опыт творческой деятельности(от осознания того, что то, чего я хочу не существует, до создания нового продукта или способа).

4 важных характеристики деятельностного урока:

1.           Структура урока совпадает со структурой деятельности.

2.           Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся.

3.           Степень самостоятельности учащихся постепенно нарастает.

4.           Между элементами деятельностного урока существуют  содержательно-логические связи

Деятельностные связи этапов урока:

Что мы сегодня рассмотрим на вебинаре?

/Орг. момент/…

…Актуализация.Определите на глаз длину своей ручки. В каких единицах вы  будете её измерять? (В сантиметрах). Озвучивают варианты ответов.

-   А как определить точную длину? ( Измерить линейкой.)

-Возьмите полоску тетрадного листа, которая лежит на парте, и отрежьте от неё мерку в 1 см. (Работа в парах. Изготовление мерки в 1 см)

-   Измерьте ширину тетради с помощью мерки. Сколько см получилось? (17 см)

Проблематизация.

А теперь измерьте этой же меркой длину своей парты. (Результат измерения каждая пара зафиксирует на доске).

-   Что видим на доске? (Результаты разные. Мы не смогли измерить точно).

-   Почему? Что вам помешало?  (Неудобно. Мерка маленькая)

-   Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая, но когда вы измеряли ширину тетради этой меркой, таких трудностей не возникло. Почему? (Тетрадь меньше парты, измерять лучше.)

-   Как же быть? (Надо найти другую мерку)

-   Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать новую единицу измерения для измерения больших предметов).

Химия.

Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай. Один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка рафинада. Определите (не пробуя на вкус), кто из внуков любит более сладкий чай? (Учащиеся пытаются найти ответ на поставленную проблему).

Актуализация.

Обсудите в парах вопросы:

1)             Что такое сладкий чай с точки зрения химии (раствор) ?

2)             Что мы знаем о растворах (…)

3)             Почему вы не можете ответить на вопрос задачи? Каких знаний или умений вам не хватает? (…)

В чем проблема? (Не знаем, как определить долю вещества в растворе?) Цель: Научиться вычислять массовую долю вещества в растворе.

Учебная проблема (размышления учителя)

 К какому результату должны прийти учащиеся в конце урока?

Что для этого они уже знают/ умеют?

Чего не знают/не умеют?

Где точка «разрыва»?

Как им ее показать?

Важно!

 

Проблемная ситуация, содержащаяся в учебном материале

Логика размышления педагога при сценировании урока (от проблемной ситуации – к цели)

От проблемной ситуации к цели

А)Структурирование информации для её усвоения и запоминания

Б) Поиск новой закономерности

1. Практическая (правила, способа, теории, закона) проблема В) Применение известной

закономерности (правила, способа, теории, закона) Г) Обоснование своей точки зрения

2.

Познавательная

Д) Освоение нового понятия проблема

Е) Обобщение  информации для построения картины миры/ формирование мировоззрения/

Английский язык, 5 класс Актуализация. Здравствуйте, ребята. Как дела? Какой сегодня день? Сколько у вас уроков? Что вы делаете на уроках? Что еще вы обычно делаете в течение дня? Ответы детей (ходим в бассейн, делаем домашнее задание и т.д.)

Как выглядит английский глагол, когда мы говорим о том, что делаем обычно, регулярно? Так, как мы его учим, если он(она)-добавляем –s.

(Примеры детей) А если мы или он(она) не делаем этого обычно?

Перед глаголом появляется don’t или doesn’t.

А если мы хотим спросить, что человек делает обычно? Do или Does ставим в начале вопроса.

Проблематизация. Расскажите о своем вчерашнем дне? Не можем рассказать. Почему? Не знаем,  как будет выглядеть глагол в прошедшем времени.

Целеполагание Что мы должны для этого сделать? Узнать, как образуется прошедшее время.

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Научиться говорить о действиях в прошлом…

Английский язык, 5 класс

Практическая проблема «Поиск новой закономерности (способа)»

Прием организации проблематизации: «Выполните (Расскажите о вчерашнем дне)» - «Не можем» - «Почему?» -«Не знаем правила …»

Поиск новой закономерности

Прием: «Практическая ситуация» - «В чем суть?» -

«Чего не знаем»? – «Как решить?»

Химия.

Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай. Один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка рафинада. Определите (не пробуя на вкус), кто из внуков любит более сладкий чай?

Практическая проблема.

Приемы организации проблематизации:

«Выполните» - «Не знаем как…»- «Почему?»

«Практическая проблемная ситуация» - «В чем суть?» - «Чего не знаем»?

«Вопрос» – «Много вариантов решения» – «Какое правильное?»

«Какой большой темой занимаемся? – Что уже можем? –

Каков следующий шаг?»

«Вопрос» - «А что считаешь ты по этому поводу?» - «Чем аргументируешь  (объяснишь) свою точку зрения?»

«Как запомнить большой объем информации?» – «Ваши идеи» - «Есть особое правило (способ) позволяющее это  сделать»

«Практическое задание (известный материал)» – «Почему много ошибок» – «В чем трудность?»

От проблемной ситуации к цели

А)Структурирование информации для её усвоения и запоминания

Б) Поиск новой закономерности

1.                                                                                                           Практическая (правила, способа, теории, закона) проблема В) Применение известной

закономерности (правила, способа, теории, закона)

2.                                                                                                           Г) Обоснование своей точки зрения

Познавательная проблема Д) Освоение нового понятия

Е) Обобщение  информации для построения картины миры/ формирование мировоззрения/ Биология, 5 кл. Рассмотрите рисунок «Природные тела», подчеркните зелёным карандашом живые организмы. Как вы определили, что это живые организмы? (ответы учащихся: двигается,  дышит, питается, растет, размножается …)

Проблема: (Зажигаю свечу). Посмотрите на свечку. Ее пламя колышется, следовательно, мы наблюдаем движение. Кроме того она активно «дышит», т.е. забирает кислород из воздуха, и выделяет углекислый газ. Продолжаем наблюдать: воск плавится, образует наплывы, свеча изменяется, она «растет». (Задуваю свечу и разрезаю пополам). А это я так понимаю, произошло «размножение». Получается свеча – живая? (Ответы учащихся: нет; она не питается). Хорошо. Я беру губку и кладу ее на пролитую воду на столе. Губка впитывает воду. Она питается. Губка – живая? (Ответ: нет). Таких примеров, где неживые объекты проявляют свойства живых, много: рост сосульки, размножение компьютерного вируса, движение робота и т.д. Какое противоречие вы заметили? Так что же такое живой организм?

Целеполагание: Как бы вы сформулировали цель урока?

Цель урока: дать определение  понятию «живой организм».

Биология.

Познавательная проблема – освоение нового понятия

Прием организации проблематизации:

«Вопрос» – «Ответ»- «Пример 1» -«Пример 2 » ...– «Противоречие»- «Чего мы не знаем, чтобы объяснить это противоречие?»

ИСТОРИЯ

Проблематизация. Какие страны подчинили себе персы до нападения на Грецию? Сравните размеры Греции и Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения. (персы подчинили себе Египет, Палестину, Финикию, Двуречье, Малую Азию и другие земли.

Размеры Греции малы по сравнению с Персидским царством.) В этой тяжелой войне маленькая Греция, к тому же разделенная на множество самостоятельных государств – полисов, часто враждовавших между собою, одержала блестящую победу. Как такое могло произойти?

Предположения  учащихся: может быть, эллины подготовились к отражению нашествия; они храбро сражались в битвах; может быть, у эллинов были талантливые   полководцы; вооружение греков было лучше, чем у их противников и другие возможные причины.

Целеполагание. Итак, у нас появилось много предположений. Можем ли мы сразу  выбрать самое точное?  Не можем.

Что нам нужно сделать для этого? Сформулируйте цель урока:

Цель : узнать причины победы Греции в греко-персидских войнах.

История

       Познавательная проблема – поиск новой закономерности

       Прием организации проблематизации:

«Как такое возможно?» – «Отсутствие  представлений»-

Проблема: чего мы не знаем, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это?

Познавательная проблема

Приемы организации проблематизации

 Вопрос – Ответ- «Пример 1» -«Пример 2 » ...– «Противоречие»- «Чего мы не знаем, чтобы объяснить это противоречие?»  «Как такое возможно?» – «Отсутствие  представлений» Проблема: чего мы не знаем, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это?

 «Интересно, а почему  это так?» – «Гипотезы»«Какое из объяснений верное?»

 «Известный факт» – «Нет объяснения (способа доказательства)» -«Как смогли объяснить?»

От проблемной ситуации к цели

А)Структурирование информации для её усвоения и запоминания

Б) Поиск новой закономерности

1.                                                                                                           Практическая (правила, способа, теории, закона) проблема В) Применение известной

закономерности (правила, способа, теории, закона)

2.                                                                                                           Г) Обоснование своей точки зрения

Познавательная проблема Д) Освоение нового понятия

Е) Обобщение  информации для построения картины миры/ формирование мировоззрения/

Вспомним вариацию на тему

1.                Познавательная проблема.(прием: «объясните- не можем»)èЦЕЛЬ: изучить правило написания… РЕЗУЛЬТАТ (объяснили).

2.                Практическая проблема.(прием: «тест – какие ошибки? – почему? – не умеем/не знаем» èЦЕЛЬ: научиться верно применять орфограмму/алгоритмРЕЗУЛЬТАТ (написали тест без ошибок)

3.                Практическая проблема (творческая задача). (прием: «Опыт показывает: ученики не помнят правило – Как помочь запомнить?»è

ЦЕЛЬ: создать мнемотехнику, помогающую запомнить правило…

РЕЗУЛЬТАТ (проектный продукт – мнемоприем)

Важно!

Важно!

 

Тема

Характеристики «хорошей» цели Вопросы для самоанализа?

        Конкретность: Понятен ли  результат, который будет достигнут?

        Измеримость: Есть возможность проверить, достигнут ли результат ?

        Достижимость: Это возможно достичь с данной группой учащихся?

        Значимость: Это важно для продвижения в учебном материале и их развитии?

        Соотносимость с конкретным сроком: Это можно сделать за урок?

Спасибо за внимание!

Автономная некоммерческая организация

Центр психологического сопровождения образования

«ТОЧКА ПСИ»  www.tochkapsy.ru

Телефон: +7(495) 748 91 98

Е –mail: tochkapsi@mail.ru

www. tochkapsy.ru

Цикл вебинаров «Реализуем ФГОС: информационнометодическая поддержка деятельности педагогов по реализации задач

Цикл вебинаров «Реализуем ФГОС: информационнометодическая поддержка деятельности педагогов по реализации задач

Беглова Татьяна Владимировна,

Беглова Татьяна Владимировна,

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Организационные вопросы Продолжительность работы – 2 часа

Организационные вопросы Продолжительность работы – 2 часа

Содержательные вопросы ведущему - вкладка «ВОПРОСЫ»

Содержательные вопросы ведущему - вкладка «ВОПРОСЫ»

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Основные тезисы вебинара №1 ЦИКЛ

Основные тезисы вебинара №1 ЦИКЛ

УУД и системы представлений о мире)

УУД и системы представлений о мире)

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Новая дидактика Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)

Новая дидактика Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…)

Опыт поисковой деятельности (от предположения до его подтверждения или опровержения)

Опыт поисковой деятельности (от предположения до его подтверждения или опровержения)

Опыт творческой деятельности (от осознания того, что то, чего я хочу не существует, до создания нового продукта или способа)

Опыт творческой деятельности (от осознания того, что то, чего я хочу не существует, до создания нового продукта или способа)

Между элементами деятельностного урока существуют содержательно-логические связи

Между элементами деятельностного урока существуют содержательно-логические связи

Что мы сегодня рассмотрим на вебинаре?

Что мы сегодня рассмотрим на вебинаре?

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

/Орг. момент/…

/Орг. момент/…

Актуализация. Определите на глаз длину своей ручки

Актуализация. Определите на глаз длину своей ручки

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Химия. Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай

Химия. Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай

Учебная проблема (размышления учителя)

Учебная проблема (размышления учителя)

Важно! Проблемная ситуация, содержащаяся в учебном материале

Важно! Проблемная ситуация, содержащаяся в учебном материале

От проблемной ситуации к цели

От проблемной ситуации к цели

Б) Поиск новой закономерности 1

Б) Поиск новой закономерности 1

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Английский язык, 5 класс Актуализация

Английский язык, 5 класс Актуализация

Английский язык, 5 класс Практическая проблема «Поиск новой закономерности (способа)»

Английский язык, 5 класс Практическая проблема «Поиск новой закономерности (способа)»

Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай

Проблематизация. Бабушка внукам на завтрак приготовила чай

Вопрос» - «А что считаешь ты по этому поводу?» - «Чем аргументируешь (объяснишь) свою точку зрения?» «Как запомнить большой объем информации?» – «Ваши идеи» -…

Вопрос» - «А что считаешь ты по этому поводу?» - «Чем аргументируешь (объяснишь) свою точку зрения?» «Как запомнить большой объем информации?» – «Ваши идеи» -…

Г) Обоснование своей точки зрения

Г) Обоснование своей точки зрения

Проблема: (Зажигаю свечу). Посмотрите на свечку

Проблема: (Зажигаю свечу). Посмотрите на свечку

Познавательная проблема – освоение нового понятия

Познавательная проблема – освоение нового понятия

Как такое могло произойти? Предположения учащихся: может быть, эллины подготовились к отражению нашествия; они храбро сражались в битвах; может быть, у эллинов были талантливые полководцы;…

Как такое могло произойти? Предположения учащихся: может быть, эллины подготовились к отражению нашествия; они храбро сражались в битвах; может быть, у эллинов были талантливые полководцы;…

Прием организации проблематизации : «Как такое возможно?» – «Отсутствие представлений»-

Прием организации проблематизации : «Как такое возможно?» – «Отсутствие представлений»-

Проблема: чего мы не знаем, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это? «Интересно, а почему это так?» – «Гипотезы»«Какое из объяснений верное?» «Известный факт» –…

Проблема: чего мы не знаем, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это? «Интересно, а почему это так?» – «Гипотезы»«Какое из объяснений верное?» «Известный факт» –…

Г) Обоснование своей точки зрения

Г) Обоснование своей точки зрения

Познавательная проблема .(прием: «объясните- не можем») è

Познавательная проблема .(прием: «объясните- не можем») è

Важно! Тема

Важно! Тема

Конкретность: Понятен ли результат, который будет достигнут? •

Конкретность: Понятен ли результат, который будет достигнут? •

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Вебинар 1, ч.1. Системно-деятельный

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Автономная некоммерческая организация

Автономная некоммерческая организация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021