Вебинар как форма работы по обобщению и распространению педагогического опыта
Рябинина Наталья Михайловна, заместитель директора Регионального учебно-методического центра «Костанай дарыны» Управления образования акимата Костанайской области
Никакой опыт не опасен,
если на него отважиться.
Гёте
Одним из критериев оценки деятельности педагога является способность учителя к обобщению и распространению накопленного педагогического опыта, умение поделиться багажом знаний с коллегами по школе, а также позволить оценить представленный опыт работы на более высоком уровне: городском или районном, областном или республиканском.
По определению В.И. Загвязинского, педагогический опыт - это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты.
Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Обобщение педагогического опыта предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику [1].
Среди форм, рекомендуемых при обобщении и распространении передового педагогического опыта работы, можно назвать следующие:
· творческий отчёт,
· выступления на районных/городских методических объединениях, совещаниях руководителей, семинарах, конференциях;
· проведение мастер-класса, показа-панорамы;
· участие в педагогических чтениях, конкурсах профессионального мастерства;
· описание опыта.
В дистанционный период обучения, который пришелся на 2019-2021 учебные годы, особую популярность получила такая форма работы по обобщению и распространению педагогического опыта работы как вебинар.
Использование ИКТ-технологий расширило не только возможности обучения учащихся, но и увеличило скорость передачи передового педагогического опыта, позволило педагогам делиться опытом работы с большей аудиторией, нежели до этого.
В плане работы Регионального учебно-методического центра «Костанай дарыны» отдельным разделом идут дистанционные формы работы с педагогами, работающими с одаренными детьми. В данный раздел включены дистанционные олимпиады, мастер-классы, обучающие занятия для учащихся и педагогов по подготовке к олимпиадам, а также вебинары по обобщению и распространению опыта работы как организаций образования Костанайской области, так и отдельных педагогов, имеющих большой опыт работы с одаренными детьми.
Впервые проводя вебинары в 2020 году, это был выбор нашего центра: какие регионы (районы, города), школы и педагоги должны поделиться своим опытом, хотя в целом, выбор темы выступления оставался за школой и педагогом. Уже в 2021 году некоторые регионы и школы проявили инициативу и сами предложили свои темы вебинаров, а в план на 2023 год включены вебинары, которые предложены самими регионами. Т.е. данная форма работы оказалась востребованной и интересной педагогам.
Так как работа нашего центра заключается в работе с одаренными детьми, то и большая часть вебинаров тематически связана именно с этим направлением. В рамках вебинаров педагоги представляют системы работы своих организаций образования с одаренными детьми, делятся опытом работы по подготовке к олимпиадам в рамках урока или во внеурочное время, рассказывают о формах и методах работы со способными учениками, о своих наработках и авторских программах: «Подготовка учащихся к олимпиадам по биологии» (школа-лицей г. Лисаковск), «Развитие исследовательских навыков учащихся через использование вариативного компонента рабочего учебного плана» (школа-лицей № 3 г. Житикары), «Развитие одаренности у школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов в условиях дистанционного обучения» (школа-гимназия г. Тобыл). Кроме того, тематика вебинаров позволяет охватить и вопросы по экологическому воспитанию, краеведению, патриотическому воспитанию и т.д.: «Экологическое воспитание со школьного порога» (школа-гимназия № 7 им. Б. Майлина г. Рудного), «Использование краеведческого материала для воспитания гражданина Республики Казахстан: из опыта работы учителя истории, краеведа, исследователя Пресногорьковской общеобразовательной школы Узункольского района С. Виниченко», «Краеведение как способ привлечения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности» (Тимирязевская общеобразовательная школа Сарыкольского района) и др.
Любой положительный опыт ценен сам по себе и замечательно, если педагог хочет поделиться этим опытом с коллегами. А такая форма работы как вебинар позволяет это сделать мобильно и доступно независимо от местонахождения участников вебинара. Это можно отнести к плюсам данной формы работы.
Конечно, есть и отрицательные стороны. Одним из главных минусов можно назвать отсутствие прямого общения участников вебинара, как если было бы возможным на семинаре или в рамках мастер-класса.
В целом, можно сказать, что данная форма работы имеет место быть и достаточно широко используется педагогами. ИКТ-технологии позволяют учителю сделать выбор как между традиционными формами обобщения и распространения опыта работы, так и в пользу дистанционных.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта: методическое пособие для педагогов МОУ ДОД. – Буй: ИМЦ, 10 с.
2. http://ddt-dobrodetel.ru/obobshchenie-i-predstavlenie-pedagogicheskogo-opyta
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.