Вечер смекалки.
Оценка 4.6

Вечер смекалки.

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл +1
04.05.2020
Вечер смекалки.
Вечер смекалки.docx

Вечер смекалки.

Цель. Создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся, как творческой, высоконравственной, интеллектуальной, коммуникабельной и социальной личности.

Привитие любви к языку.

                                                Ход мероприятия

Учитель. Ребята, сегодня у нас вечер смекалки, где мы покажем наши способности и навыки, приобретённые на заседаниях кружка «Любители русского языка и литературы».

      «Карл Пятый, римский император говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков»,- так говорил М.В. Ломоносов.

В том, что великий Ломоносов был прав, мы убедимся, прослушав стихотворение.

Ученик. Иван Сергеевич Тургенев. Русский язык. Стихотворение в прозе.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Ученик. Сабир Абдулла. Выучи русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

 

Ведущий. А как же отзывались о русском языке известные писатели и поэты? Давайте послушаем.

Ученик. Как красив русский язык! Фридрих Энгельс

Ученик. Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок. Н.В.Гоголь.

Ученик. Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. К.Г.Паустовский.

Ученик. Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. М.Горький.

Ученик. С русским языком можно творить чудеса. К.Г.Паустовский.

Ученик. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К.Г.Паустовский.

Ученик. Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.  А.Н.Толстой.

Ведущий. Великий балкарский поэт Кайсын Кулиев посвятил русскому языку строки, которые вы прослушаете

Ученик.  Кайсын Кулиев. Учитель Борис Игнатьевич

Родился он в русской деревне,
Где ночи от снега светлы,
Где летом роняют деревья
Пахучие капли смолы.
И вот привели его ноги
К нам в горы на старости лет
Изведать такие дороги,
Которых на родине нет.
Извилисты, круты и узки,
Пред ним они в узел сплелись,
Но он терпеливо, по-русски,
Все время карабкался ввысь.
Он шел с вдохновенным упорством,
Ни бурь не страшась, ни грозы,
Втолковывал маленьким горцам
Премудрости школьной азы.
И вновь довелось мне родиться
В тот солнечный день сентября,
Когда я сидел над страницей
Раскрытого им букваря.
Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.
У русских поэтов стихи я
Читал, задыхаясь от слез,—
Меня обступала Россия
Сплошным хороводом берез.
Сквозь годы, лишения, старость
Всегда мне маячит с тех пор
Мятежный, стремительный «Парус»,
Летящий в бескрайний простор...
Учитель мой! Добрый и милый!
Прости мне былые грехи.
Я вместо цветов на могилу
Принес тебе эти стихи...

Ведущая. Это великие люди так ценили русский язык. Так ли обстоят дела с русским языком у нас в школе? Давайте послушаем.

       Сценка.

Навстречу друг другу идут мальчик и девочка.

-Привет,  Лидуха!

-Здоров, Щепа!

-Куда идешь?

-В кино.

-На какое кино?

-«Великолепная семёрка»  Смотрел?

-Ага, сила!

-Я бегу, пока!  (Направляется налево)

-Во, аллё! Ты сюдой иди, тут ближе (Показывает налево)

-Не, мне тудой надо. Меня Ленка Ткачиха ждёт

-Ну, топай, Климаша, пока!

Ведущая. Вот слыхали? И что? Разве это красиво? Вы, конечно, согласны с тем, что мы должны обогащать наш словарный запас, стремиться использовать все богатства русского языка в своей речи. Живой, как жизнь, язык нельзя губить, употребляя штампованные слова и выражения. А ведь с чем нам приходится встречаться? Послушайте, о чём говорят существительные.

                         Занавес открывается. На сцене расставлены стулья, покрытые зелёным сукном, на полу стоят горшки с комнатными цветами 0 всё это должно обозначать зелёную лужайку, на которой собрались имена существительные. На головах у каждого в виде короны существительные, обозначающие тот или иной предмет, о котором  пойдёт речь в сценке. Здесь же корреспондент. Он сидит ближе к зрителям. У него в руках блокнот и ручка.

Борьба. Некоторые имена прилагательные совсем доконали нас. Но зато с глаголами мы живём душа в душу, они, как песня, нам и строить и жить помогают.

Прения. Не скажите, к нам, Прениям, журналисты прикрепили на всю жизнь глагол «развернулись», и нам из-за него дышать невозможно.

Окраина. У меня тоже нелады с глаголом. За мной, как тень, бродит глагол «преобразилась». И обязательно в таком сочетании: «Окраина преобразилась до неузнаваемости».

Впечатление. Всё это чистая случайность. Это, друзья мои, нетипично… В общем, на глаголы нам грех обижаться. Другое дело – имена прилагательные. Прилепят к нам некоторые не очень взыскательные литераторы какое-нибудь прилагательное, и носишь его целый век. А ведь хочется обновки, разнообразия, свежего слова. Я, например, всегда бываю неизгладимое: «неизгладимое впечатление».

Пуля. А я всегда меткая.

Борьба. А я упорная. Чудесная характеристика, что и говорить! Но нельзя же всю жизнь одно и то же! Ведь русский язык красив, богат и разнообразен.

Волна. Вот в том-то и дело. Меня все поэты хвалят, но всегда одним и тем же словом – мощная. Так, например, в одном журнале за сравнительно  небольшой отрезок времени…

Отрезок. Вот! Тут я вас поймал, мощная Волна! Высказываетесь против шаблона, а сами? Употребляете по отношению ко мне такое  затасканное  выражение: «за сравнительно небольшой отрезок времени».

Волна. Простите. Оговорилась. Что значит привычка!

Речь. Эти привычки очень плохо отражаются на нас. Многие журналисты привыкли называть меня взволнованной, и нет мне в жизни другого прилагательного.

Утро. А обо мне  и в дождь, и в стужу обязательно пишут, что я прекрасное Утро.

Полдень. А обо мне неизменно пишут, что я ясный. «Ясный полдень». Коротко и ясно!

Дымка. А я сизая в любую погоду.

Факт. А нам на двоих, на меня и на образ, выдали одно прилагательное. Вы его хорошо знаете: это

прилагательное «яркий». «Яркий образ. Яркий факт». Так и ходим со столбца на столбец, сияя                      

своей яркостью.

Картина. Почему я всегда только любопытная Картина?

Энергия. А почему я всегда небывалая Энергия?

Поступь. По той самой причине, по которой я всегда твёрдая  Поступь.

Ряд. А вот я всегда целый. Так у нас и шпарят: «целый ряд домов», «целый ряд людей».

       Все беседующие начинают смотреть на часы, поднимаются, переговариваясь между собой. Покидая сцену, говоря:» Пора», «Нужно спешить на работу», «Дело не ждёт». Встаёт Корреспондент и обращается к зрителям.

Корреспондент. Пока они тут совещались, я написал небольшую заметку. Вот послушайте.

В общем, как видите, в одно прекрасное утро, когда сизая дымка заволокла окрестность, на лужайке, недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имён существительных против шаблона. Получилась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимого впечатления. Собравшиеся слова разошлись тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, чья мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдёт до литераторов и они твёрдой поступью пойдут по пути улучшения своего языка.

                                            Занавес закрывается.

Ведущий.

Свежести, свежести!

Хочется свежести,

Свадебной снежности

И незаслеженности.

Свежести мускулов, мозга, мазка,

Свежести музыки и языка!

Ученик. Всё же скучный это предмет – русский язык! Вечно учи эти правила… С одними причастиями намучаешься. И зачем они нужны? Из-за них я «страдательный ученик».

Ученица.   И не «страдательный», а страдающий. Только в учебнике и видишь язык, поэтому грамматика тебе и кажется какой-то засушенной.

Ученик. А какой же она может быть?

Ученица. Живой, конечно. Вот читай.

Ученик. Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно – Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом.

А ведь было время…

Страдательное Причастие.

Ах. Не говорите, не говорите! Одни страдания! Не говорите, не говорите!

Самое дорогое, что у меня есть – это два нн в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть  и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите…

И главное, никакого просвета, никаких надежд…

Даже будущего времени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как5 прикажете жить – без будущего?

             Перед закрытым занавесом стоят двое: ученик и ученица.

Ученик (смотрит в тетрадь). Как нужно писать: маленькая колибри или маленький колибри?

Ученица. Маленький колибри.

Ученик. А шимпанзе – оно или она?

Ученица. Он.

Ученик. Вот ещё одно предложение я сам написал: «В новой кафе я пил ароматное кофе»

Ученица. Кофе ароматный, это исключение, мужской род, а кафе среднего рода.

Ученик. Почему же путаница такая?

Ученица. Никакой путаницы нет. Это просто иностранные слова. Вот, слушай.

                      Занавес раздвигают и уходят.

Ведущая. В словарь русского языка прибыло Иностранное слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное слово встретили очень любезно и, поскольку оно оказалось существительным, предложили ему на выбор любое склонение.

Параграф. Только сначала нужно выяснить, какого вы рода.

Иностранное слово. Пардон. Я изъездила столько стран, что давно позабыло свой род.

Параграф. Но как же вы тогда будете склоняться?

Иностранное слово. Склоняться! Перед кем склоняться?

Параграф. Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются, а также в знак признания Единых правил Грамматики.

Иностранное слово. Мерси. Я хоть и безродно, но не привыкло склоняться, это не в моих правилах.

Существительное 1 склонения. Придётся вам быть лицом без гражданства.

Иностранное слово. О, кэй! Для меня это самое лучшее. Я презираю любое гражданство, поскольку оно ограничивает свободу Слова.

Ведущая. Так иностранное слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого. Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному слову захотелось поближе познакомиться с Глаголами, Прилагательными, Частицами. И узнав их, Иностранное слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые, культурные слова.

   Ради него спрягались глаголы, с ним согласовались местоимения, ему служили предлоги и другие служебные слова. Это было так приятно, что Иностранному слову захотелось склоняться перед ними. Постепенно оно переняло культуру нашей речи.

   В русском языке Иностранное слово нашло свой род и оценило его по-настоящему. Здесь оно обрело Родину, как и другие иностранные слова – Прогресс, Гуманность, Космос, которые давно уже стали в русском языке полноправными гражданами.

   Такими же полноправными, как наши родные слова, - Наука, Мечта, Справедливость.

                                     Занавес закрывается

Ведущий. А как вы думаете? Как правильно сказать: «Я в очереди стою «последняя» или «крайняя»?

                                Здесь диалог со зрителем

Послушайте инсценировку по рассказу А.П.Чехова «Корреспондент»

Ведущий. Иван Никитич, корреспондент «газет московских и санкт-петербургских», пришёл на квартиру к купцу Ивану Степановичу Трамбонову, чтобы прочитать свою корреспонденцию в газету. В ней он пишет о том, что в их городе разрешили открыть прогимназию и купцы обещали пожертвовать деньги на её строительство.

Иван Никитич (читает). Считаю нужным назвать здесь имена главных жертвователей. Вот их имена: Гурий Петрович Грыжев (2000), Пётр Семёнович Алебастров (1500), Авив Иннокентьевич Потрошилов (1000) и Иван Степанович Трамбонов (2000). Последний обещал…

Трамбонов (в знак согласия и удовольствия, улыбаясь и кивая  головой, при последних словах он застывает с чашкой, не донесённой до рта)

Кто это последний?

Иван Никитич. Последний-с? Это вы-с!

Трамбонов (отталкивая чашку, поставленную на стол)

Так я, по-твоему, значит, последний?

Иван Никитич (робко, оправдываясь). Последний-с…То есть… в смысле…

Трамбонов (грозно). Так я последний?

      Вскакивает со стула, выхватывает у Ивана Никитича корреспонден6цию, продолжает бушевать.

Кто последний? Я?

Иван Никитич (совсем потерявшись). Вы-с, только в каком смысле?..

Трамбонов. В таком смысле, что ты, дурак! Понимаешь? Дурак! На тебе твою корреспонденцию.

                                  Швыряет в лицо Ивану Никитичу.

Иван Никитич (пятясь назад). Ваше высокостепен… Батюшка Иван… Иван…

Трамбонов. Так я последний! Ах ты, прыщ ты этакий! Гусь!

                              Плюхается на стул.

Ах ты, сссвинья! Последний?!! Иван Степанович Трамбонов последним никогда не был и не будет! Ты последний! Вон отсюда, чтобы и ноги твоей здесь не было!

                                      Занавес закрывается.

Учитель. Русский язык – это волшебная страна. Путешествовать по этой стране очень интересно. А чтобы посетить каждый её уголок, нужно много времени. Оставим и на последующие путешествия укромные уголки. А сейчас настало время проверить вашу смекалку.


 

Вечер смекалки. Цель. Создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся, как творческой, высоконравственной, интеллектуальной, коммуникабельной и социальной личности

Вечер смекалки. Цель. Создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся, как творческой, высоконравственной, интеллектуальной, коммуникабельной и социальной личности

Горького зоркость, бескрайность

Горького зоркость, бескрайность

Он шел с вдохновенным упорством,

Он шел с вдохновенным упорством,

А ведь с чем нам приходится встречаться?

А ведь с чем нам приходится встречаться?

Полдень. А обо мне неизменно пишут, что я ясный

Полдень. А обо мне неизменно пишут, что я ясный

Ученик. Всё же скучный это предмет – русский язык!

Ученик. Всё же скучный это предмет – русский язык!

Иностранное слово. Пардон. Я изъездила столько стран, что давно позабыло свой род

Иностранное слово. Пардон. Я изъездила столько стран, что давно позабыло свой род

Трамбонов (отталкивая чашку, поставленную на стол)

Трамбонов (отталкивая чашку, поставленную на стол)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020