Проведение вечера химии решает следующие задачи: воспитательные: содействие формированию мировоззренческих идей материальности и познаваемости мира и его законов; роль личности в развитии науки; воспитание патриотизма.Образовательные: закрепление основных понятий о химии и ее законах, усвоение научных фактов и историй.Развивающие: углубление понятия сохранения массы веществ до и после реакции; развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Вечер химии Ломоносов М.В..docx
ВЕЧЕР ХИМИИ
Михаил Васильевич Ломоносов – «первый русский университет»
Звучит музыка И.С. Баха
Ведущий.
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый,
естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний,
разносторонних интересов и способностей, один из основоположников
физической химии, поэт, художник, историк, патриот отечественного
просвещения и развития самостоятельной русской науки.
Он был и остается гордостью нашего народа. Ломоносов воплотил в
себе русский размах, широту и глубину мысли, преданность Родине, любовь и
уважение к простому человеку – труженику.
Михаил Васильевич родился в ноябре 1711 года в деревне Денисовка
около села Холмогоры (Архангельская губерния). (показ слайдов села
Холмогоры и музея в селе). В детстве с отцом он занимался рыбной ловлей.
На небольшом судне «Чайка» отец отваживался ходить на рыбные промыслы
в Белое море и Северный Ледовитый океан. Михаил привык к тяжелому
крестьянскому труду и к опасным условиям морских походов тех времен.
Любознательность его не знала границ.
У своего односельчанина Ивана Шубного Михаил научился грамоте.
«Вратами своей учености» он называл грамматику Смотрицкого и
арифметику
расчетов, были некоторые сведения по астрономии, географии, физике.
.Магницкого, в которой, кроме простых математических
Зимой 1730 года будущий ученый отправился в Москву, где поступил в
Славяногреколатинскую академию – высшее учебное заведение России того
времени. Вскоре он перешел в Киевскую духовную академию, но и здесь
естественным наукам, которые интересовали любознательного ученика, уделяли мало внимания. По окончании академии он был направлен в
Петербург для обучения в Академическом университете.
Фрагмент фильма «Ломоносов». «Его путь в Москву и учеба в
академии».
В то время создавалась научная экспедиция для изыскательских работ в
Сибири. Требовались специалисты, знакомые с основами металлургии и
горного дела. Для изучения этим наукам были откомандированы лучшие
студенты в их числе был и Ломоносов. Три года учебы в Марбурге у
известного ученого Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний
Ломоносова. Его критический ум помогал ему отбирать истинное научное,
отбрасывая ложное и вредное.
В январе 1742 года Ломоносов был назначен адъюнктом академии, а в
1745 году профессором химии. Назначение Ломоносова профессором
улучшило его материальное положение. И он широко развернул научную и
исследовательскую работу, перевел на русский язык курс физики своего
учителя Вольфа.
В этот период в Российской Академии наук господствовали немцы. Они
не допускали русских к работе в академии и делали все, что бы руководящие
посты занимали иностранцы. Михаил Васильевич, как истинный патриот,
выступал против засилья немцев в академии, за это он был подвергнут
домашнему аресту на несколько месяцев. Но он продолжает заниматься
науками и уделяет много времени своему любимому занятию – созданию
поэтических сочинений. В это время Ломоносов пишет одно из лучших свиох
стихотворении «Вечернее размышление о божием величестве при случае
великого северного сияния», начинающиеся вдохновенными строками:
Читает ученик Лицо свое скрывает день,
Поля покрала мрачна ночь
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Во времена императрицы Елизаветы большим успехом пользовались
поэтические произведения Ломоносова. Императрица и ее приближенные не понимали значение научных работ великого ученого, однако им нравились его
звучные оды. Большую известность получила его «Ода на день восшествия на
престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Многие поколения
русских людей восхищались вдохновенными строками этого произведения.
Читают ученики О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем ваших показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
Успех при дворе способствовал осуществлению заветной мечты
Ломоносова о построении первой в России научной химической лаборатории.
3 августа 1748 года, состоялась закладка здания, и ярославский крестьянин
«Михаил Иванов сын Горбунов», победивший в торгах и подрядившийся со
своей артелью исполнить работу за 1344 рубля, начал строительство под
наблюдением Ломоносова, которому было поручено от Академии «над оным
всем строением смотрение иметь». Прошло всего лишь три с небольшим
месяца после закладки (и почти семь лет после подачи Ломоносовым первого
прошения), и строительство здания химической лаборатории было закончено.
Сооружение это, по современным понятиям, было невелико (около 14 м
длины, 8,5 м ширины, 5 м высоты), но оно как нельзя лучше соответствовало
своему научноприкладному назначению.
Усилиями Ломоносова в России была создана химическая лаборатория,
одна из лучших во всей тогдашней Европе. Он повысил культуру
эксперимента настолько, что филигранная точность его химических опытов и
сегодня не может вызвать упрека у самого придирчивого экспериментатора.
Кроме того, химическая лаборатория стала аудиторией, в которой
Ломоносов читал лекции и проводил практические занятия со студентами,
устремившимися к нему под воздействием его идей и объяснявшим свое стремление в Ломоносовском духе просто и основательно: «Понеже химия
есть полезная в государстве наука». Показ слайдов «Работы Ломоносова в
области химии».
Ломоносов считал, что химия не должна быть только «чистой наукой»,
«наукой для науки». Он высказывал мнение о том, что химия является
началом для многих химических производств и искусств: «широко
распростирает руки свои химия в дела человеческие».
Показ
демонстрационных химических опытов.
Великий русский ученный ввел количественный метод, сыгравший
исключительную благотворную роль в развитии химии, создал теоретические
основы для развития этой науки.
Именно Ломоносов заложил основы атомномолекулярной теории
строения вещества, являющейся фундаментов прогрессивного развития
химической и физической наук. Фрагмент из фильма «Ломоносов».
С именем Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной,
металлургической, горнообрабатывающей промышленности. Еще за несколько
лет до создания химической лаборатории Ломоносов ознакомился с
образцами итальянской мозаики и решил организовать их производство в
России. Но вместо применяемых в Италии для этой цели цветных камней он
решил использовать цветные стекла собственного изготовления. Для
получения цветных стекол ему пришлось провести свыше 4 тысяч опытов.
Ломоносовым было создано свыше 40 мозаичных картин высокой
художественной ценности. Особенно выделяется мозаичная картина
«Полтавская баталия», которая и сейчас поражает яркостью своих красок.
Показ репродукции «Полтавская баталия».
В своей книге «Первые основания металлургии и рудных дел», которая
являлась химической энциклопедией 18 века, он нетолько перечеслял
различные рецепты в металлургии, но и научно обосновал процессы,
связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных
инженеров.
Михаил Васильевич является инициатором и поборником просвещения
населения. Выходец из простого народа, он всегда питал чувства симпатии к
простым труженикам. Он понимал, что необходимо выращивать людей науки
в России, и настойчиво требовал создания в стране своего университета. И он
добился этого в 1755 году был открыт в Москве первый русский университет,
который прославился результатами исследований в русской и мировой науке
и осуществил мечту великого сына России. Показ фильма «Московский
университет имени М.В. Ломоносова».
Неутолимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и
преуспевание, Ломоносов вошел в нашу эпоху как национальная гордость.
«М.В. Ломоносов был великим человеком. Он создал первый
университет, он сам являлся университетом», так высоко оценил ученого
Александр Сергеевич Пушкин.
ВИКТОРИНА.
1. Назовите даты рождения и смерти М.В. Ломоносова.
2. Когда был открыт первый русский университет?
3. Что понимал Ломоносов под словом «корпускула», «элемент»?
4. Как Ломоносов сформулировал закон сохранения массы вещества?
5. Развитие каких химических производств связано с именем
Ломоносова?
6. Какое пособие можно назвать химической энциклопедией 18 века?
7. Какие нововведения сделал Ломоносов в преподавании химии?
8. Кто назвал М.В. Ломоносов «первым русским университетом»?
Занимательные опыты
1. Воспламенения костра с помощью перманганата калия и глицерина. 2. Вулкан на столе (разложение дихромата аммония). Объяснение опытов
1 и 2 на основе атомномолекулярного учения и закона сохранения
массы веществ.
3. Окрашивание пламени в различные цвета. (ватные шары предварительно
смоченные растворами хлорида лития, хлорида кальция, нитрата
натрия, и борной кислоты и перед опытом – спиртом).
Оформление и оборудование.
1. Портрет М.В. Ломоносова
2. Плакаты с текстами
3. Газета «М.В. Ломоносов»
4. Исследовательские работы, посвященные М.В. Ломоносову
Тексты плакатов
Соединяя необыкновенную силу воли, с необыкновенной силой воли
Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Каждая наука была сильнейшей
страстью сей души …
Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и
Стихотворец – он все испытал и все проник.
А.С. Пушкин
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … куда ни
посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи
ее прилежания.
М.В. Ломоносов
Химик без значения физики подобен человеку, который все должен
искать ощупом. И они две науки так соединены между собой, что одна без
другой в совершенстве быть не могут.
М.В. Ломоносов Литература
1. Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской Академии наук. – М.:
Знание, 2001
2. Курмачева М.Д. Петербургская Академия наук и М.В. Ломоносов. М.:
Просвещение, 2000.
3. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. – М.: ИнфраМ, 2001.
4. Радовский М.И. М.В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.:
Знание, 1999.
5. Илшинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский
ученый. М.: Педагогика, 1986. 128 с.
6.
Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. Серия ЖЗЛ. М.:
Молодая гвардия, 1950. 960 с.
7. Ломоносов М.В., Полн. Собр. Соч., т. 7, Изд. Акад. наук СССР, 1950,
стр. 391.
8.
Сазонова Е.А., Олонцев В.Ф. Первая химическая лаборатория в
России // М.В. Ломоносов. Врата в науку: сб. науч. и метод. статей Междун.
научпракт. конф. М.: Планета, 2011. С. 2224.
Вечер химии
Вечер химии
Вечер химии
Вечер химии
Вечер химии
Вечер химии
Вечер химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.