Учащиеся выполняют ведение мяча, начиная правой рукой, при прохождении очередной фишки поменять руку.
Фишку обводить дальней рукой.
Ошибки: - двойное ведение;
- пронос мяча;
- обводка фишки ближней рукой;
- потеря контроля над мячом; Далее в файле,, смотреть что в файле самому....
- не обвели одну из фишек.
issledovat._rabota_-_2015_aspekty_razvitiya.docx
Исследовательская работа
по теме:
Психологические аспекты развития двигательных навыков в
процессе занятий физической культурой
Содержание
Введение………………………………………………………………
…. 3
Глава I. Двигательное умение и навыки: понятие, сущность и
особенности их формирования
1.1.Сущность понятий «двигательное умение» и
«двигательный навык».
…………………………………………………....6
1.2.Основные закономерности образования двигательных умений и
навыков в процессе обучения двигательному действию
………………11
1.3. Формирование двигательных умений и навыков
как процесс и результат обучения двигательным действиям
………. 13
Глава II. Экспериментальное исследование специальных
упражнений как основы совершенствования двигательных навыков в баскетболе
2.1. Развитие двигательных навыков посредством игры
баскетбол……19
2.2. Исследование влияния специальных упражнений на развитие
двигательных навыков в
баскетболе……………………………………...22
2.3 Исследование влияния технической подготовки на развитие
двигательных навыков в
баскетболе………………………………………27
Заключение………………………………………………….…….
……… 32
Библиографический список
………………………………………...........34
Введение
Ведущее место в процессе физического воспитания занимает
обучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность
занимающихся (повторение активных двигательных действий
физических упражнений) и действия преподавателя (по формированию
у них двигательных умений и навыков).
[13,с.74].
Двигательные умения имеют большую дидактическую ценность,
поскольку их формирование требует от обучаемого активного участия в
учебном процессе, приучает анализировать сущность поставленных
задач, условия исполнения, управлять собственной умственной,
перцептивной и двигательной деятельностью. В целом ряде случаев
материал программы должен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным
действием, имеют исключительно важное значение в учебной, трудовой,
бытовой,
65].
физкультурноспортивной деятельности.
[2,
с. Предметом обучения в физическом воспитании являются
двигательные действия, занимающие ведущее место в физическом
образовании, обучение технике двигательных действий. Эффективность
процесса обучения достигается, в первую очередь, за счет реализации
закономерностей построения физического воспитания. [5, с. 192].
Специфическим результатом обучения в физическом воспитании
как в педагогическом процессе будут сформированные двигательные
умения и навыки. Сформированные двигательные умения и навыки
характеризуют степень овладения двигательными действиями.
При обучении двигательным действиям формируются навыки, но
одновременно происходит и развитие физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, ловкости качественных проявлений
двигательной деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг
другу. Взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств можно
рассматривать как диалектическое единство формы и содержания
двигательного действия. Невозможно выполнение двигательных
навыков без определенного уровня развития силы, быстроты, ловкости
или выносливости; также невозможно проявление физических качеств
вне двигательного навыка. Однако в каждом двигательном действии
можно выделить его главную сторону, которая будет состоять в
преимущественном проявлении навыка или качества. [2, с. 65].
Актуальность: Разнообразные двигательные действия формируются в
течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их
формирования может приобретать различный характер. Оптимизация
этого процесса достигается в условиях рационально построенного
обучения. Процесс совершенствования двигательного действия
представляет собой последовательный переход от знаний и
представлений о действии к умению выполнить его, а затем от умения
к навыку.
Объект исследования: двигательные навыки.
Предмет исследования: формирование двигательных навыков у
обучающихся на занятиях физической культурой. Цель: изучение особенностей развития двигательных навыков в
процессе занятий физической культурой и выявление условий
эффективного формирования навыков.
Гипотеза: Если в процессе занятий физическими упражнениями будут
сформированы двигательные навыки в соответствии с
профессиональными требованиями, то выпускники колледжа будут
подготовлены к успешной профессиональной деятельности, могут
добиться устойчивой профессиональной работоспособности.
Задачи:
определить основные закономерности развития двигательных навыков
на основе анализа литературных источников;
провести экспериментальное исследование степени развития
двигательных навыков у обучающихся в ходе занятий баскетболом;
проанализировав результаты исследования, выявить особенности
формирования навыков у различных категорий обучающихся,
определить основные проблемы и наметить оптимальные пути
достижения результата.
Методы исследования: наблюдения, беседы, контрольные испытания,
использование различных видов упражнений целостного тренировочного
цикла, экспертное оценивание.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты могут быть использованы преподавателями физической
культуры, тренерами.
Объем работы составляет 28 страниц, библиографический список
содержит 19 наименований. Глава I. Двигательное умение и навыки: понятие, сущность и
особенности их формирования
• Сущность понятий «двигательное умение» и «двигательный
навык»
действие выполняется неэкономно, при значительной степени
Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия,
при которой повышена концентрация внимания на составные операции
(части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи. [10, с.
215].
Характерными признаками двигательного умения являются:
управление движениями происходит неавтоматизированно;
сознание ученика загружено контролем каждого движения;
невысокая быстрота выполнения действия;
утомления;
относительная расчлененность движений;
нестабильность действия;
непрочное запоминание действия;
В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение
превращается в навык. [3, с. 87]
При многократном повторении разучиваемого двигательного
действия отдельные его операции становятся все более привычными,
осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные
механизмы, и двигательные умения переходят в навык. [11, с. 138].
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия,
при которой управление движением (движениями) происходит
автоматически и действия отличаются надежностью. [10, с. 217].
навыка:
автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается
признаки
Характерные от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация
процесса выполнения движений не означает неосознанности действий.
Сознание направлено в основном на узловые компоненты действия, на
применение его в различной обстановке, на творческое решение
двигательной задачи;
слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в
единое целое;
отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая
быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его
выполнении;
высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать
двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления,
плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.);
прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и
достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах
(научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек
может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва). [3,
с. 110].
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют
собой определенные функциональные образования, которые возникают
в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с
тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные
отличия, вытекающие, прежде всего, из характера управления
движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения
действием.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе
необходимого минимума знаний о его технике, предварительного
двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря
попыткам сознательно построить некоторую систему движений.
В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск
адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в
управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного
умения. В процессе многократного повторения двигательного действия
входящие в его состав операции становятся все более привычными,
координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и
двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной с.
[6,
управление
Автоматизированное
чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с
тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия.
Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень
владения техникой действия, при которой управление движениями
происходит автоматизировано и действия отличаются высокой
надежностью.
137].
Значение двигательных навыков определяется их отмеченными
чертами:
движениями —
определяющая и ценная особенность двигательного навыка.
Автоматизация движений существенно помогает выполнению
двигательного действия. Сознание освобождается от необходимости
постоянного контроля за деталями движений, что, вопервых, облегчает
функционирование высших механизмов управления движениями и, во
вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и
условия действия. Слитность движений при навыке проявляется в
легкости, взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного
действия.
Надежность двигательного действия при навыке
характеризуется повышенной способностью сохранять его
эффективность при различных неблагоприятных факторах: необычном
психологическом состоянии, сниженных физических возможностях,
неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно
прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди,
давно прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести
технику
действия.
Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех
случаях, когда техника действия не подлежит в дальнейшем
существенным
изменениям.
«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками,
представляет собой задачу значительной трудности. Поэтому следует
подчеркнуть опасность превращения в навык нерациональных и тем
более явно ошибочных способов выполнения двигательных действий.
По мере упрочения навыка повышается роль двигательного
анализатора,
зрительный контроль
переключается на условия выполнения движения и появляется
возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности,
«мышечного чувства»,
спортивного сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п.
Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового
умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся
условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются.
Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения
в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного
выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное
движение повторяется многократно. [5, с. 108; 12, с. 49].
Выработка двигательных навыков стимулирует формирование
соответствующих вегетативных реакций, свойственных не вообще
мышечной работе, а лишь данной форме двигательной деятельности.
Эти особенности вегетативных функций, приобретенные в ходе
формирования навыка и соответствующие характеру и интенсивности
движений, представляют собой вегетативный компонент сложившегося
движения.
На осуществление навыков определенное влияние могут оказывать
такие факторы, как дефицит времени, эмоциональность состояния, в
частности, отрицательной направленности, например, страх. После
прекращения регулярной тренировки двигательные навыки
подвергаются обратному развитию. В этом случае участие условно
рефлекторных связей в отношении разных компонентов навыка
протекает различно. Основные его проявления, характеризующие
мастерство овладения тем или иным сложным двигательным актом,
сохраняются. Несколько иначе обстоит дело с угасанием вегетативного
компонента навыка. При небольших паузах или смене одной формы
двигательной деятельности другой он перестраивается медленнее, чем
двигательный компонент. В то же время при длительных перерывах
вегетативные компоненты, в противоположность двигательным, могут
а не только в отношении отдельных
угасать полностью,
своих деталей. [5,
192].
Образование и последующее совершенствование навыка связано с
изменениями качественных сторон двигательной деятельности — силы,
быстроты, выносливости и ловкости. Проявление силы, быстроты,
выносливости и ловкости в различных движениях обусловлено рядом
биологических факторов, среди которых приоритетное положение
принадлежит состоянию периферических элементов двигательного
с. мышцам,
уровню
т.
энергообеспечивающих
характеру нервной регуляции и
аппарата,
е.
функциональному
систем.
Немаловажное значение имеют и структурные особенности скелетных
мышц. Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости обусловлено,
с одной стороны, безусловнорефлекторными и гуморальными
воздействиями на органы и ткани,
морфологическими и
биохимическими их перестройками, с другой—совершенствованием
регуляции функций организма, путем формирования соответствующих
двигательных и вегетативных условных рефлексов. [9, с. 300].
Умение рано или поздно должно стабилизироваться, превратиться в
навык, что потребует формирования «умения еще более высокого
порядка»,
бесконечности.
Таким образом, в процессе обучения двигательному действию
изменяется характер управления движениями. В результате повышается
уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным)
уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым
двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного
двигательного навыка бесконечен. Его основная задача научить
ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом
случае навык получит свою практическую ценность. [11, с. 138].
так
и
до
1.2. Основные закономерности образования двигательных умений и
навыков в процессе обучения двигательному действию
В процессе обучения двигательному действию изменяется характер
управления движениями. В результате повышается уровень владения
двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения
действием является двигательное умение, вторым двигательный
навык. Процесс совершенствования навыка бесконечен. Его основная
задача – научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях.
[17,
66].
При навыке сознание направлено главным образом на узловые
компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и
конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают
свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при
с. [15,
с.
передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе
прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на
выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих
компонентах в достижении высокой эффективности действия, в
гимнастике на слитности движений.
392].
Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит,
прежде всего, в том, что умение служит основной предпосылкой
формирования навыка в процессе обучения двигательному действию.
Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение,
доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь,
навык, возникший на основе первоначального умения («умения первого
рода»), может стать предпосылкой возникновения нового, более
сложного умения («умения второго рода»), включающего в себя в
качестве частного элемента этот навык, а оно – перейти в новый навык
(«навык второго рода») и т. д. Так бывает, например, при
последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике,
спортивных играх и единоборствах), когда их поочередно вырабатывают
применительно к двигательным актам возрастающей сложности
(вначале применительно к элементам гимнастических комбинаций или
техникотактических комбинаций в играх и единоборствах, затем
применительно к более крупным частям комбинаций и затем
применительно к комбинациям в целом).
133].
Таким образом, двигательные умения и навыки в некотором смысле
взаимно переходят друг в друга. Вместе с тем надо иметь в виду и их
особенности, их не сводимость друг к другу и их неодинаковую
значимость, как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании.
Из того факта, что на определенной стадии формирования и
совершенствования двигательного действия умение закономерно
сменяется навыком, не следует, что итогом обучения в физическом
воспитании всегда должен явиться лишь навык. Реальные достаточно
сложные формы двигательной деятельности принципиально не могут
быть превращены целиком лишь в навык – в них представлены в
совокупности, как навыки, так и как умения. Уже по одной этой
причине навык может рассматриваться как конечный результат
обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения
отдельно взятому двигательному действию,
поддающемуся
[6,
с. с.
19,
с.
[18,
до
273;
новые
уровня
навыка
зависят
образуются
автоматизации. В целом же необходимым результатом обучения в
многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый
фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними
знаний.
27].
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от
умения
от:
1) двигательной одаренности (врожденные способности) и
двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем
быстрее
движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем
взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем
сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и
др.
Таким образом, развитию человека способствует не само по себе
овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения
самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ
изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных
умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого
новообразования обучение будет являться развивающим. [4, с. 160; 19,
с.
27].
1.3. Формирование двигательных умений и навыков как процесс и
результат обучения двигательным действиям
Рациональное и эффективное обучение двигательным действиям
возможно при условии, если методика формирования двигательных
умений и навыков будет строиться в соответствии с основными
закономерностями их образования.
Образование двигательного умения начинается с создания у
обучающихся установки на овладение двигательным действием.
Установка сопровождается образованием ориентировочной основы
действия, т. е. восприятия и анализа всего того, что необходимо для его с.
[19,
знаний
и
единый
комплекс.
необходимых
осуществления. Ориентировочная основа складывается из получаемых
от преподавателя знаний о двигательном действии, а также из
восприятий и оценки деталей окружающей обстановки, имеющих
значение для его выполнения. Например, при овладении опорным
прыжком через гимнастический снаряд обучающийся фиксирует и
оценивает место расположения мостика, расстояние до него,
расположение снаряда, его высоту, место приземления и т. д. В
ориентировочную основу входят также извлеченные из двигательной
памяти знакомые представления и ощущения ранее освоенных
двигательных действий, которые могут быть использованы при
построении новой системы движений. Все эти восприятия соединяются
в
30].
Создание ориентировочной основы является ответственным
моментом в обучении.
Здесь исключительно важен подбор
эффективных методов словесного и наглядного воздействия для
обеспечения
ощущений.
После того как сложилась ориентировочная основа, возникает
программа действия. В процессе выполнения действия обучающийся
контролирует свои движения и их результаты, ориентируясь по целому
комплексу сигналов. Здесь также очень важно своевременно
использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться
в
движениями.
По завершении попытки выполнить действие следуют анализ и
оценка его выполнения и постановка задачи по совершенствованию
действия
попытке.
По мере уточнения действия, от попытки к попытке, двигательная
установка и ориентировочная основа изменяются, уточняется.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны
неоднократные повторения движений с установкой на лучшее
разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем
чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. [16, с. 210].
Двигательное действие, сформированное путем многократного
повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный
навык.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с
рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон
управлении
следующей
при «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в
развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется
не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере
качественного прироста в отдельные моменты его становления.
Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение
действием, а затем качественный прирост навыка замедляется.
Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно
легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и
долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а
затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для
обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные
качественные накопления только с течением времени могут проявить
себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность
задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она
обусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных
приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением
времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или
недостаточным уровнем развития физических качеств.
Если причина появления задержки в развитии навыка определена
правильно, то для ее преодоления потребуется только время
(внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и
методических
причина).
3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время
не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно.
Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик
начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит
к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной
дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные
отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет
способность выполнять некоторые сложные действия. Однако
обучения
приемов
(внешняя физического
полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно
и после повторений он быстро восстанавливается.
долго,
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного
навыка. Совершенствование двигательного действия практически
продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном
направлении
воспитания.
5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании
и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос
навыков.
Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков,
когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет
процесс становления нового навыка.
Основным условием
положительного переноса навыка является наличие структурного
сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных
действий.
в
нервной
центральной
Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков,
когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового
двигательного навыка.
Это происходит при сходстве в
подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения
по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцированным
торможением
системе.
Явление переноса навыков по сходству структур двигательных
действий имеет большое значение для практики обучения двигательным
действиям со сложной техникой. На этом основано использование
различных упражнений имитационного характера (например, при
подготовке лыжников и конькобежцев). Перенос навыков учитывается
при определении последовательности обучения действиям в видах
спорта, где имеется обилие различных двигательных действий
(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и некоторые другие). В этих
видах спорта двигательные действия группируются по сходству их
структур и разучиваются в последовательности от простых к более
сложным. Тогда овладение одним действием облегчает освоение
следующего. Например, в спортивной гимнастике на каждом снаряде
существует 56 основных
элементов,
(«фундаментальных») Так,
составляющих основу для остальных, производных от них.
Перенос навыков владения односторонними (асимметричными)
действиями с одной (левой, правой) стороны на другую, как правило,
выражен слабо. Чем сложнее техника действий, тем меньше
возможность такого переноса. Так, опытные легкоатлетыметатели при
попытках метать снаряд другой рукой напоминают новичков.
Перенос навыков не всегда характеризуется положительным
эффектом. Сходство в технике действий может оказывать и
отрицательное влияние на овладение и совершенствование действий. Не
единичны случаи, когда перенос навыков дает положительный эффект в
начале обучения и существенно мешает совершенствованию действия в
дальнейшем, при его детализации. Здесь уже играет роль не столько
сходство, сколько различие в технике действия. Вначале обучению
помогает сходство в основе техники, в дальнейшем мешает различие в
деталях. В результате эффект переноса навыков превращается из
положительного в отрицательный.
учитывая
возможность отрицательного эффекта переноса навыков, конькобежцам
не рекомендуется злоупотреблять катанием на роликовых коньках в
летний период. Или, например, навык прыжка в высоту может мешать
овладению техникой барьерного бега. Отрицательное влияние переноса
навыков может быть и в случаях, когда при сходстве в технике двух
действий по пространственным характеристикам имеются
существенные
ритмах.
Возможность отрицательного переноса навыков следует обязательно
предусматривать при обучении. Так, в первую очередь нужно
формировать тот навык, который нарушается под влиянием другого, но
сам отрицательного влияния не оказывает («односторонний перенос»).
При обоюдном отрицательном влиянии («двусторонний перенос») не
следует начинать разучивать такие действия одновременно.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго
учитывать при определении последовательности (очередности)
освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как
легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др. [14, с. 210; 19, с. 30].
Для успешного протекания обучения очень важно, чтобы у
обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению
деятельностью в виде желания учиться, интереса к профессии.
например,
различия
в
их к
имеет
тенденцию
Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования
двигательного навыка имеет следующие
закономерности:
1) образование двигательного навыка носит прогрессивно
поступательный характер (другими словами, формирование навыка
всегда
росту);
2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в
начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем
постепенно
замедляется;
3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая
стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования
возникает задержка в росте результатов. Это объясняется тем, что
применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают
дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить
рациональные изменения в методику тренировки. [6, с. 134].
рост
их
Глава II. Экспериментальное исследование специальных
упражнений как основы совершенствования двигательных
навыков в баскетболе
2.1. Развитие двигательных навыков посредством игры баскетбол
В современной жизни все больше использование занятий физическими
упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на
повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения.
Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными
средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Баскетбол имеет не только оздоровительногигиеническое значение, но направленных на достижение победы,
и агитационновоспитательное. Занятия баскетболом помогают
формировать настойчивость, смелость, решительность, честность,
уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность
воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно
в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и
нравственного воспитания.
Баскетбол является одним из средств физического развития и
воспитания молодежи. Для нее характерны разнообразные движения;
ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение
мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие
разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ,
деятельности всех систем организма, формируют координацию.
В основе баскетбола лежат естественные движения бег, прыжки,
броски, передачи. Им легко обучать подростков и взрослых. Поэтому
баскетбол входит в программу воспитания и обучения, начиная с
раннего возраста. Стремление превзойти соперника в быстроте
действий,
приучает
занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с
максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие
в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию
настойчивости, решительности и целеустремленности.
Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся
по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное
воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом
способствуют развитию основных физических качеств, формированию
различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.
Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые
ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за
процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать
инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное
наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к
широкому распределению и концентрации внимания,
к
пространственной и временной ориентации.
Соревновательный характер игры, непрерывное изменение
обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление
разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию
постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола
создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов,
умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими
действиями.
Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся
игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие
действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким
способом ему действовать. Это важно для воспитания у занимающихся
творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из
всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен
к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и
дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного
матча.
Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов
по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические
наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между
участниками соревнований.
Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы
и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия
интересам команды.
Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение
уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой
оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов
из наиболее талантливых юношей и девушек.
Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол
и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами
для формирования жизненно важных навыков и умений детей среднего
школьного возраста, всестороннего развития их физических и
психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в
баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются
эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут
использоваться человеком на протяжении всей его жизни в
самостоятельных формах занятий физической культуры.
Техника игры в баскетбол многообразна. Важнейшим техническим
приемом являются броски. От точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Знание уровня обучаемости и динамики
становления техники броска позволяет преподавателю подбирать и
использовать на тренировках средства, обеспечивающие обучение на
более высоком уровне.
2.2. Исследование влияния специальных упражнений на развитие
двигательных навыков в баскетболе
г.
Настоящее исследование проходило на базе ТОГАПОУ
Мичуринска.
«Промышленнотехнологический колледж»
Эксперимент проводился с обучающимися группы № 1ТМ
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
(юноши 1516 лет 10 человек) на уроках физической культуры по
разделу «Баскетбол» (Таблица 1).
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап поисковотеоретический. В процессе анализа научно
методической литературы были определены аппарат исследования,
проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
2 этап опытно экспериментальный. На этом этапе разработаны и
проведены спортивно тренировочные занятия по овладению техникой
специальных упражнений юными баскетболистами, осуществлялась
проверка рабочей гипотезы, проводилась обработка полученных
результатов.
3этап заключительно обобщающий. Этот этап включал обработку и
систематизацию материала, апробацию тренировочных занятий.
При анализе вопроса о развитии двигательных навыков на уроках
физической культуры, применялись следующие методы:
•
анализ научнометодической литературы, документальных и
архивных материалов;
• педагогическое наблюдение; • контрольные испытания;
• хронометрирование;
•
экспертное оценивание;
• педагогический эксперимент;
• математикостатические методы.
Таблица 1. Экспериментальная группа
№ пп
Фамилия, имя занимающегося
Возраст
Уровень
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Лебедиков Д.
Белоусов Д.
Игнатов В.
Логунов А.
Мещеряков О.
Мордасов А.
Новиков А.
Орлов Н.
Шмелев И.
Терехов В.
16
15
16
16
16
15
15
15
16
15
подготовленности
Низкий
Низкий
Низкий
Средний
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Средний
Низкий
На констатирующем этапе эксперимента протестированы следующие
показатели: прыжки в длину с места (скоростносиловые); бег на 60
метров (скоростные); бег на 30 метров (скоростные); челночный бег
3x10 м (координационные); подтягивание (силовые).
Оценка подготовленности баскетболистов определяется по сумме
набранных очков по показателям общей, специальной и технической
подготовленности. Результаты отразили в таблице (Таблица 2). Таблица 2. Показатели общей физической подготовки (контрольный
эксперимент)
№пп
Фамилия, имя
занимающегос
я
Прыжки
в длину
с места,
м.
Бег на
60 м.,
сек
Бег на
30 м.,
сек
Челночны
й
бег
3x10м.,
сек.
Подтягива
ние
Лебедиков Д.
Белоусов Д.
Игнатов В.
Логунов А.
2,35
1
2,40
2
2,32
3
4
2,20
5 Мещеряков О. 2,36
2,26
6 Мордасов А.
2,20
Новиков А.
7
8
Орлов Н.
2,41
2,45
9 Шмелев И.
10
Терехов В.
2,20
8,5
8,1
8,4
8,2
7,9
8,5
8,4
8,0
8,1
8,0
5,6
5,2
5,4
5,3
5,1
5,7
5,6
5,1
5,0
5,3
8,7
8,6
8,7
8,6
8,5
8,8
8,7
8,5
8,4
8,6
9
12
10
10
15
12
10
13
14
10
Для развития специальной выносливости использовались беговые,
прыжковые,
скоростносиловые и специальные циклические
упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.
Многократно повторяемые и специально организованные упражнения
в технике и тактике игры (особенно используемые в прессинге и
стремительном нападении), игровые упражнения на 5 10 минут.
Для воспитания специальной выносливости в состоянии
эмоционального напряжения и утомления используются упражнения
высокой интенсивности.
Для воспитания специфической координации применялись: ловля и
передача баскетбольного мяча по время ходьбы, бега, прыжков через
гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения
кувырков.
На тренировочных занятиях используются упражнения с
баскетбольными мячами у стены: ловля мяча после поворота,
преодоления препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены
мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с
поворотом на 180° (360°), ловля мячей, летящих из различных
направлений с последующим броском в движущуюся цель.
Занимающиеся выполняли различные действия с мячом в фазе
полета после отталкивания от гимнастического мостика или
акробатического трамплина (ловля и передача, передача после перевода
за спиной или под ногой, с выполнением разворота с последующей
ловлей). Передачи мяча на быстроту, точность и правильность по
отношению к выполнению задания (передать мяч тому или другому
партнеру в зависимости от того, кто передал мяч или в каком порядке
стоят партнеры и т. п.), при этом постоянно менять выбор действия на
фойе вестибулярных раздражений: после рывка (лицом, спиной вперед),
после кувырка, после прыжка с разворотом на 360°.
Особое внимание на тренировке уделялось комбинированным
упражнениям с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием,
напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами, используя
баскетбольный мяч и мячиразновесы (передача, бросок в кольцо,
метание в неподвижную и движущуюся цель, а также с манипуляциями
мячом в фазе полета). Основным при этом является умение
координировать движения, сохранять темп, точно выполнять все
приемы с максимальной быстротой, а также точно и правильно
выполнять конечное действие при неоднородно выборе решения.
Подвижные игры: «Ловля парами», «Вертуны», «Ловкие руки»,
«Салки спиной к щиту», «По одному и вместе», эстафеты с прыжками,
изменением направления бега рывками.
Для развития качеств, необходимых при выполнении ловли, передачи
и броска мяча применяются такие упражнения, как разгибание кисти в
лучезапястном суставе, круговые движения кистями, сжимание и
разжимание пальцев в положении руки вперед, в стороны, вверх, вместе
и в сочетании с различными перемещениями.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизаторы укреплены на уровне плеч), руки
за головой, движение руками вверхвперед. То же одной рукой (правой,
левой). То же, но амортизаторы укреплены за нижнюю рейку, а
занимающийся стоит у самой стены. Стоя спиной к стене (амортизатор
укреплен на уровне плеч) движение правой (левой) рукой, как при
броске одной рукой от плеча.
Передачи набивного мяча в положении лежа па животе, на спине,
сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя
руками от груди вперед, впередвверх, прямовверх, с правой руки на
левую, над правым (левым) плечом (особое внимание обращается на
заключительное движение кистями и пальцами). Передача и ловля мяча
правой и левой рукой из различных исходных положений. Передачи и
броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой па
точность, дальность (соревнование). Поочередная ловля и передача
набивных мячей различного диаметра и веса, которые со всех сторон
набрасывают занимающемуся партнеры.
Многократные броски
резиновых мячей различного диаметра и веса в кольцо на быстроту и
точность (соревнования).
Вслед за ОФП, занимающиеся приступали к тестовым заданиям,
связанным с СФП.
После двух месяцев подготовки я заметила рост тренированности.
Во время тренировочных занятий осуществлялся контроль за
состоянием здоровья каждого занимающегося, не допуская их
перегрузки, после каждого занятия проводились упражнения
релаксационного воздействия на организм.
Результаты отражены в таблице (Таблица 3).
Таблица 3. Показатели специальной физической подготовки.
№ пп
Занимающиеся
Прыжок
вверх с
места
(три
попытки)
силовые в
Перемещение
5 м х 6 м (две
попытки) в
сек.
Тест «40
бросков с
точек»
(одна
попытка)
Штрафные
броски (из
30
бросков) Лебедиков Д.
Белоусов Д.
Игнатов В.
Логунов А.
Мещеряков О.
Мордасов А.
Новиков А.
Орлов Н.
1
2
3
4
5
6
7
8
9 Шмелев И.
10
Терехов В.
см
56
62
58
59
61
59
56
64
61
55
9,7
9,4
9,5
9,6
9,3
9,7
9,5
9,4
9,6
9,8
в мин.
4,38
4,29
4,32
4,36
4,29
4,33
4,35
4,34
4,37
4,38
19
22
21
20
23
18
17
18
20
20
2.3 Исследование влияния технической подготовки на развитие
двигательных навыков в баскетболе
Современное развитие игры значительно повысило требования к
технической подготовке баскетболистов, особенно к быстроте и
точности выполнения разнообразных приемов. Эти требования
относятся ко всем игрокам, независимо от их функций в команде.
На начальном этапе обучения осваивают технику основных приемов
игры и их сочетания. Причем параллельно изучают несколько приемов.
Сначала занимающиеся овладевают техникой нападающих приемов (бег
с ускорением, с изменением направления, с остановкой и т.д.).
Изучение осуществляется по общей схеме: показ и объяснение,
опробование в простейших условиях, закрепление в постепенно
усложняющихся условиях, совершенствование в условиях игры и
соревнования. Условия усложняют изменением исходных положений,
быстроты выполнения, введением внезапных сигналов, увеличением
точности,
введением
сопротивления, выполнением приемов в игре и в соревнованиях.
Постепенное усложнение условий выполнения отдельных приемов
неизбежно приводит к необходимости сочетать их и применять в
конкретной обстановке. Совершенствовать технику нельзя только с
помощью упражнений в отдельных технических приемах. Нужно
дальности и изменением направления, использовать и упражнения тактического характера. Наиболее ценными
тактическими упражнениями являются те, которые проводятся с
сопротивлением. Сопротивление не следует применять сразу и в полную
силу. Сначала дается задание обыграть пассивного защитника, затем
защитника, применяющего заранее определенные действия и наконец
действующего произвольно.
На уроках физической культуры систематически веду контроль за
динамикой физического развития и подготовленностью обучающихся с
помощью контрольных испытаний по тестам.
Результативность работы можно проследить, используя тестовый
контроль уровня физической подготовленности. Его проведение
предполагается в начале и в конце учебного года. Полнота картины
физического развития достигается с помощью результатов выполнения
ряда контрольных упражнений.
Рис.1. Динамика среднего показателя броска с двух шагов.
Рис.2. Динамика среднего показателя передачи двумя от груди.
На графике представлена динамика среднего показателя броска с
двух шагов (из 20 бросков) и передачи двумя от груди в стену на
расстоянии 2,5 3 м. за 30 секунд в течение шести месяцев.
В сентябре 2014г. средний показатель броска с двух шагов
составлял 12 попаданий, т.е. чуть выше низкого уровня. В феврале
2015г этот показатель улучшился до18, что соответствует высокому уровню подготовленности по данному нормативу.
Фактором развития координационных способностей служит
челночный бег (3/10 м.); развития силы отжимание в упоре лежа
(девушки), подтягивание из виса на перекладине (юноши), скоростно
силовых способностей прыжки в длину с места. Это позволяет
дифференцированно подходить к выбору средств и методов для
развития этих качеств, более точно определять дозировку нагрузки,
давать индивидуальные задания на уроке и на дом.
Контроль за развитием этих способностей по разделу Баскетбол
осуществляю,
используя комплекс специальных упражнений,
разработанных мной. Норматив для каждого упражнения определился в
процессе индивидуальной работы с обучающимися (Таблица 4).
Таблица 4.Комплекс контрольных нормативов
Физические
качества
Контрольные
упражнения
Уровень физической подготовленности
Низкий
Средний
Высокий
Скоростно
силовые
Координация
1. Передача
двумя от груди
в стену на
расстоянии 2,5
3 м. за 30
секунд
1. Броски после
ведения и
остановки, из 5
2. Броски в
движении из 5
бросков
16/15
19/17
22/20
1
2
2
2
3
3 3. Челночный
бег с ведением,
3 по 10м.
4. Ведение
змейкой 2 по 15
м.
9,3
10,2
9,0
9,6
8,6
8,8
В тренировочном процессе данные упражнения применяю уже четыре
года. В течение всего учебного года контролирую освоение
двигательных навыков. Ниже отражено изменение результатов
физической подготовленности обучающихся в течение четырех лет. На
гистограмме видно:
в 20112012учебном году обучающиеся показывали низкий уровень
40%, средний 35%, высокий 25%.
в 20122013 учебном году: низкий уровень 25%, средний 50%,
высокий 25%;
в 20132014 учебном году: низкий 15%, средний 32%, высокий 53%;
в 20142015 учебном году: низкий 8%, средний 27%, высокий 65%.
На рисунке видно, что происходит развитие физических качеств,
прослеживается динамика роста физической подготовленности
обучающихся.
В результате данной работы значительно активизировалась
деятельность обучающихся на уроке, они легче и быстрее усваивают и
овладевают двигательными навыками и умениями. Повысилось качество
знаний и успеваемость на занятиях, а также заметно укрепление
здоровья и улучшение работоспособности обучающихся.
Заключение Анализ средств и методов, применяемых на уроках физической
культуры, свидетельствует о том, что росту спортивных результатов
способствует значительное повышение объема и интенсивности
нагрузки в баскетболе, специальных упражнениях, в том числе для
совершенствования техники движений.
Исследования, проведенные с обучающимися, показали, что
применение на уроках по баскетболу большого разнообразия
специальных упражнений при строгой их регламентации, положительно
влияет на развитие двигательных навыков. В основе повышения
точности бросков лежит техническое выполнение броска, которое, в
свою очередь зависит от уровня развития двигательных качеств.
Наиболее эффективной методикой развития двигательных навыков,
влияющих на результативность у юных баскетболистов является: общее
время на занятии равное 30 мин, количество упражнений 1520, в
перерывах необходимо применять упражнения на расслабление.
Для повышения нагрузки я использую тренировочные упражнения в
виде соревнований (на меткость броска, быстроту реагирования и т.д.).
Эмоциональный подъем позволяет обучающимся выполнять такие
упражнения интенсивнее.
Уровень спортивных результатов зависит от спортивного
трудолюбия обучающегося, которое развивается в процессе занятий на
уроках физической культуры. Для того, чтобы уметь переносить
трудности, обучающемуся надо время от времени заниматься в тяжелых
условиях, в неблагоприятной обстановке. Я учу своих воспитанников
доводить до конца каждое упражнение. Привыкая прерывать
упражнения, нельзя научиться концентрировать внимание на его
выполнении, нельзя воспитать решительность и уверенность в себе.
На занятиях по баскетболу я использую постепенное возрастание
объема и интенсивности нагрузки, стараюсь чаще организовывать
совместные занятия менее подготовленных обучающихся с
сильнейшими, использую соревновательный метод (соревнования в
отдельных упражнениях на технику, быстроту, лучший результат и др.).
В каждое занятие обязательно включаю задачу «достигнуть
поставленной цели» в выполнении упражнения; стараюсь включить хотя
бы одно упражнение для выполнения в более трудных условиях;
периодически применяю метод «до отказа», особенно при подготовке к соревнованиям.
Педагогические наблюдения за выступлением моих воспитанников на
соревнованиях показали, что применяемые тренировочные средства
оказали положительное влияние на технику передвижений, передач и
бросков, элементы игровой тактики, повышение спортивного
результата. Таким образом, апробированная мною методика тренировки
позволяет повысить уровень двигательных навыков на уроках по
баскетболу, а также улучшить общую физическую и специальную
подготовленность обучающихся. Работа по развитию двигательных
навыков посредством игры баскетбол обеспечивает физическое
развитие личности, осуществляет эффективную подготовку к службе в
рядах Вооруженных Сил, к работе в сложных условиях производства,
способствует формированию здорового образа жизни.
.
Библиографический список
1. Аскназий, А.А. К вопросу о физиологических механизмах
автоматизации двигательного навыка: Материалы VII научной
конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии
мышечной деятельности. Тарту.: 1962. с. 16 18.
2. Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика
физического воспитания: Учеб. пос., гл. М.: Физкультура и спорт, 1979.
с. 65 75.
3. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. М.:
Физкультура и спорт, 1993. – 250 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. М.: Наука, 1966. с. 160 170.
5. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и
спорт,1985. – 192 с., ил.
6. Бойко, Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии,
2007, № 1. с. 133 139.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Ростов н/д: Феникс, 2002. —
384с. , 1994. 368 с.
8. Гогунов, Е. Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания
и спорта: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2000. – 380 с.
9. Захаров, Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической
подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под
общей ред. А.В. Карасева. М.:
Лептос
10. Ильинич, В.И. Физическая культура студента. М.: ГАРДАРИКИ,
2005. с. 215218
11. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.:
Физкультура и спорт, 1999. – с. 138142.
12. Мазниченко, В.Д. Методологические предпосылки к пониманию
сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практика
физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1984, № 7. с. 49 50.
13. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической
культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1999. – 74 с.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Учеб. для
студ. институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт,
1991. — 543 с.
15. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в
олимпийском
спорте. / В.Н. Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 593
с.
16. Теория и методика физического воспитания: учеб. для техникумов
физической культуры / Г.Д. Харабуги [и др.]; под ред. Г.Д. Харабуги. –
М.: Физкультура и спорт,1974. – 319 с.
17. Фарфель В.С. Некоторые вопросы управления движениями
//Материалы IХ Всесоюз. науч. конф. по физиологии, морфологии и
биохимии мышечной деятельности. Т. 3. М.,1966, с. 66 67.
18. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. М.:
Физкультура и спорт, 1969. – 352 с.
19. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. Учеб. для студ. высш. учеб. завед. — М.,2000.— с.
48
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
ВЕДЕНИЕ МЕЧА С ИЗМЕНЕНИЕМ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗМЕЙКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.