Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке
Оценка 4.7

Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке

Оценка 4.7
docx
12.01.2021
Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке
Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке.docx

Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке

 

Мы узнали, что российская пресса 90-х годов не могла функционировать в сложившихся новых условиях без влияния западных СМИ. Отечественным журналистам было необходимо научиться работать при рыночной экономике, научиться писать достоверно и открыто, но при этом профессионально; создавать мобильную, современную и актуальную журналистику. Были приведены примеры совместной работы иностранных и отечественных журналистов, открытия иностранных изданий в России и их последующая адаптация. Рассказано о появлении аналитической и деловой журналистики, которая ввиду исторических особенностей могла зародиться именно в 90-е годы на отечественном рынке.

«В современной российской журналистике аналитическое начало активнее всего реализуется в информационно-аналитических еженедельных журналах «КоммерсантЪ-Weekly», «Власть», «Профиль», «Итоги», «Эксперт», «Русский Newsweek» и др. Эти издания оказывают серьезное влияние на развитие журнальной периодики России, формируя у общества представления о политике, рычагах власти, экономике, бизнесе».[1] Данные еженедельники являются ведущими на российском современном рынке и представляют собой модель западной прессы.

Журнал «Итоги» был заявлен как так называемый журнал «на злобу дня», относился по политической позиции редакции к оппозиционному изданию. «Итоги» первоначального вида можно было бы поставить в один ряд с рассматриваемыми нами в данной работе еженедельниками «Русский Newsweek» и «The New Times», поскольку изначально журнал выпускался Холдингом «Мост-Медиа», который в 90-е годы создал так же оппозиционный в то время телевизионный канал «НТВ». Однако в начале 2000-х годов издание  закрыли и переформировали, открыв снова «Итоги», но в другом издательском доме и совершено иным по содержанию. Сейчас «Итоги» - это не злободневный журнал, однако по-прежнему остающийся общественно-политическим по своему формату. В отличие  от  «Русского Newsweek» и «The New Times», которые закрепили за собой репутацию остро оппозиционных изданий, «Итоги» не придерживается конкретных политических взглядов. Сейчас это издание оповещает культурные события, важнейшие политические события, устраивает на своих страницах споры известных общественных деятелей по важнейшим вопросам.

Говоря о ведущих политических еженедельниках в России необходимо отметить журнал «Профиль». Рассмотрим подробнее данное издание.

«Журнал «Профиль» был создан в 1996 г. банком «Империал» для освещения жизни банковских кругов. Его основные темы – политика, экономика, светская жизнь. Главные герои еженедельника – известные персоны в мире бизнеса и политики, их деловые успехи, личная жизнь. Анализ, по мнению исследователей журналистики, присутствует в этом журнале в несколько облегченном виде»[2].

«Профиль» создавался как бизнес-журнал на российском рынке. Он был достаточно актуален именно в 90-е годы, поскольку с переходом на рыночные отношения и возникновением бизнеса в России, аудитории было необходимо знать, как этот бизнес реализовывать, что подтверждает в своей книге Р.П.  Овсепян: «Деловая пресса Российской Федерации строилась и утверждалась в условиях перехода к рыночным отношениям, в условиях интенсивного воздействия на журналистику социально-экономических преобразований, возникших в обществе в постперестроечные годы. В силу новых тенденций любая информация, и в том числе финансово-экономическая, стала предметом целенаправленного спроса».[3]

Таким образом, возникновение «Профиля» в его первоначальном виде логично и обусловлено запросом аудитории, которые складывались из новой политики и экономической системы, поскольку именно подобные издания в то время могли заинтересовать аудиторию, рассказать о том, как строить бизнес, делиться нормативной информацией, а так же формировать образ положительного предпринимателя в современной России.

«Профиль» и «Итоги» появились на рынке в 90-е гг. «Русский Newsweek» и «The New Times» - детища 2000-х годов. Это означает, что рассматриваемые предпосылки к возникновению подобного рода изданий и опыт «Профиля» и «Итогов» привели к рождению новой периодики 2000-х годов. Без накопленного нового опыта периодики 90-х, их рождение могло и не состояться.

«Профиль» характеризуется своеобразием в подаче информации. В середине 1990 гг. еженедельник одним из первых среди печатных СМИ стал рассматривать события через участвующих в них персонах. И слоган издания подчеркивает эту характерную черту: «А в «Профиле» Вы отчетливее ближе»[4].  Здесь же говорится о том, что данные еженедельники построены по моделям, заимствованным из западной прессы. Вместе с тем они сумели прижиться на российском рынке и сделать аналитическую схему востребованной для читателя.

Как уже упоминалось в работе, журнал подобный «Профилю», не мог не возникнуть именно в середине 90-х годов. Это время стало расцветом предпринимательства доселе неизвестного отечественному народу. Людям были необходимы советы по открытию и ведению бизнеса, примеры успешного опыта, полезная деловая информация. Естественно, что журнал завоевал свою аудиторию достаточно быстро и укрепил свои позиции на рынке отечественной продукции.

Но начало 2000-х годов – это уже расцвет аналитической периодики. Она зарождалась в 90-е годы, но установилась и закрепилась именно в 2000-е. В это же время происходит переосмысление аудиторией бизнес-изданий. Постепенно бизнес становился стабильным, его стремительный рост замедляет темп, и теперь для предпринимателей становится важным удержать его на плаву. Публику уже мало интересовали истории о бизнесе с самого его становления, а журналисты еще не могли найти следующую концепцию для бизнес-издания. Это стало предпосылкой для решения проблемы актуальности делового формата на рынке СМИ конца 90-х гг. Затронула эта проблема, в частности, и деловой журнал «Профиль». Еще совсем недавно общество нуждалось в деловом издании, которое делится опытом, дает советы, информирует о новостях делового мира и приводит примеры позитивного ведения бизнеса, но спустя непродолжительное время публика насытилась представляемым форматом. Это произошло ближе к концу 90-х гг., что объяснимо – ведь в начале и середине 90-х, в пору расцвета предпринимательства в России, аудитория еще не могла насытиться новым изданием, она только начинала познавать мир предпринимательской деятельности. Спад интереса читателей к деловому журналу повлек рождение нового типа периодики – политическое и аналитическое издание. 2000-е годы вернули интерес общества к политике. Причиной этого стала смена правления, появление оппозиции и сторонников, массовые обсуждения.

Что касается делового направления в структуре своей работы, то «Профиль», среди рассматриваемых нами журналов, наиболее похож на иностранные неразвлекательные еженедельники, поскольку политика в нем стоит не на первом месте, а это, основной принцип, например, немецких журналов. Достаточно вспомнить упомянутый в работе «Шпигель», который представляет собой общественно-политическое аналитическое издание.

Заинтересовать читателя 2000-х годов и вернуть интерес к политической прессе можно было, в первую очередь, так называемыми выпусками «на злобу дня» - с оппозиционными настроениями, ироничными статьями, высмеивающими действительность – эти предпосылки, которых ждала аудитория, были предложены рядом общественно-политических журналов. Если аудитория 90-х нуждалась в достоверной информации, в помощи для жизни при новом курсе и в новых рыночных условиях, то аудитория 2000-х, получившая в свое время необходимую информацию, постепенно освоившаяся в новых условиях, теперь ждала «злобы дня», анализа актуальных проблем и «пробоин» в политической жизни страны. Спрос аудитории послужил созданию новой успешной стратегии, которая помогла привлечь аудиторию. Страна тогда еще не насытилась подобного рода информацией и видом ее подачи, поэтому и можно утверждать, что рассматриваемые еженедельники «The New Times» «Русский Newsweek» изменили информационный рынок отечественных СМИ образца 2000-х годов. Здесь же следует отметить, что «Профиль» изначально был деловым и аналитическим еженедельником, следил за изменениями в банковской сфере, публиковал обзоры и рейтинги, биржевые новости, а «Русский Newsweek» и «The New Times» закрепили за собой репутацию, в первую очередь, оппозиционного еженедельника практически с первых выпусков журналов. А.А. Тертычный так описывает работу «Русского Newsweek»: «За время своего существования журнал «Русский Newsweek» прочно укрепился в нише общественно-политических изданий и приобрел репутацию неординарного еженедельника. В рамках издания регулярно выходят приложения по наиболее актуальным темам, например таким, как недвижимости и автомобили. Концепция журнала неизменно основывается на предоставлении объективной новостной и аналитической информации, адресованной образованной, деловой аудитории»[5].

На официальном сайте журнала отмечено: «Профиль» — ведущий деловой еженедельник в России. Актуальная и эксклюзивная информация, аналитические материалы, обзоры и рейтинги в области политики и общества, экономики и бизнеса, финансов и инвестиций. Стиль, формат и эксклюзивность информационно-аналитических материалов, современный дизайн журнала «Профиль» удовлетворяют взыскательный вкус целевой аудитории еженедельника — российских политиков, бизнесменов, руководителей высшего и среднего звена. Журнал «Профиль» распространяется по всей территории России по подписке и в розницу. Московская часть тиража составляет 36 %. В Санкт-Петербурге распространяется 6 % тиража. Помимо этого адресная рассылка поступает в Администрацию президента, правительство, членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы. Также регулярными читателями стали пассажиры бизнес-класса крупнейших авиалиний «Аэрофлот», «Сибирь», «РусЛайн» и посетители автозаправочных станций «Бритиш Петролеум», «ТНК», «Лукойл»[6]. Из чего следует, что журнал и не претендует на звание политического еженедельника, он по-прежнему делает упор непосредственно на определение «деловой», ввиду чего постепенно популярность журнала начала спадать, и долгое время  «Профиль» нельзя было назвать лидирующим изданием в сфере общественно-политического,  а также аналитического выпуска. Как говорилось ранее – формат непосредственно делового издания начал терять интерес аудитории, и журналу было необходимо изменить формат. Ввиду чего в издание добавились общественно-социальные темы, усилились аналитические разделы, добавилась политика, которая и приносит основной интерес аудитории, начиная с 2000х годов.

Сейчас это деловой, общественный и аналитический журнал с элементами политики. Но политика в журнале – лишь одна из рубрик, а не основное направление. По статистике «Атласа СМИ»[7], в аудитории «Профиля» лидирует мужской пол – бизнесмены, деловые люди с высшим образованием и заработком выше среднего, в возрасте 35-45 лет. О том, что больше журнал нацелен на мужскую аудиторию, говорят также сами разделы, в которых даже страничка моды рассказывает непосредственно о мужской моде и новых трендах.

«Профиль» можно привести в качестве примера издания, использующего иностранный опыт в своей работе – в сентябре 2005 года еженедельник заключил лицензионное соглашение с немецкой компанией Spiegel Gruppe о публикации эксклюзивных материалов  немецкого делового журнала «Шпигель», о сходства с которым упоминалось ранее в данной работе, в каждом номере «Профиля».  На  данный момент журнал издается совместно со своим немецким партнером, а это значит, что «Профиль» теперь можно назвать журналом иностранного формата. А в 2001 году, то есть, практически сразу после спада спроса аудитории к изданию, «Профиль» предпринимает успешный шаг – заключает лицензионное соглашение о публикации Business Week в каждом своем номере, что можно считать успешным маркетинговым ходом для возвращения интереса аудитории.

Основные рубрики и разделы журнала: «Политика и общество» — актуальные события политической и общественной жизни, «Экономика и бизнес» — о российском бизнесе и экономике. «Финансы и инвестиции» — финансовые новости и аналитика. В рубрике «Профильный адвокат» на вопросы отвечает член Московской коллегии адвокатов Алексей Цаплин. В рубрике «Быков +» известный публицист Дмитрий Быков затрагивает актуальные вопросы современной России. Здесь присутствует много оппозиционных статей и рассуждений автора «на злобу дня». В журнале можно найти экономические показатели, такие как рост и спад цен на нефть, биржевую информацию, угрозы России от противников и союзников, целый раздел, посвященный финансам. Также много данных по банковской сфере, кредитования, сравнение того или иного банка, рассмотрение их стабильности. Есть общественные статьи, интересующие многих людей: отключение горячей воды в летний период в жилых домах, как эффективнее добиться от ЖЭКа выполнения работ, что делать, если Вас затопили и т.д.

Стоит отметить и благотворительность – на страницах издания можно перечислить средства на содержание детей и детских домов, просто отправив смс. В каждом номере печатается информация, сколько было собрано средств на содержание каждого дома и ребенка, сколько на лечение, кому помогли, что приятно и даже необходимо для читателей. Есть и «культурная страничка» - обзор предстоящих культурных событий, новых книг, фильмов, фестивалей.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Типология периодической печати.// Под ред. М.В.Шкондина, Л.Л.Реснянской. - М., 2007.

 

[2] Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2001 Стр. 86.

[3] Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Стр. 128

[4] Там же. Стр 125

[5] Тертычный А.А Аналитическая журналистика Стр.17

[6] Веб сайт журнала «Профиль» – [Электронный ресурс]. URL: http://www.profile.ru, свободный

[7] Атлас СМИ – [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediageo.ru/, свободный

Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке

Ведущие общественно-политические еженедельники на российском рынке

Итоги», но в другом издательском доме и совершено иным по содержанию

Итоги», но в другом издательском доме и совершено иным по содержанию

Таким образом, возникновение «Профиля» в его первоначальном виде логично и обусловлено запросом аудитории, которые складывались из новой политики и экономической системы, поскольку именно подобные издания…

Таким образом, возникновение «Профиля» в его первоначальном виде логично и обусловлено запросом аудитории, которые складывались из новой политики и экономической системы, поскольку именно подобные издания…

В это же время происходит переосмысление аудиторией бизнес-изданий

В это же время происходит переосмысление аудиторией бизнес-изданий

Если аудитория 90-х нуждалась в достоверной информации, в помощи для жизни при новом курсе и в новых рыночных условиях, то аудитория 2000-х, получившая в свое…

Если аудитория 90-х нуждалась в достоверной информации, в помощи для жизни при новом курсе и в новых рыночных условиях, то аудитория 2000-х, получившая в свое…

Профиль» удовлетворяют взыскательный вкус целевой аудитории еженедельника — российских политиков, бизнесменов, руководителей высшего и среднего звена

Профиль» удовлетворяют взыскательный вкус целевой аудитории еженедельника — российских политиков, бизнесменов, руководителей высшего и среднего звена

Профиль» можно привести в качестве примера издания, использующего иностранный опыт в своей работе – в сентябре 2005 года еженедельник заключил лицензионное соглашение с немецкой компанией

Профиль» можно привести в качестве примера издания, использующего иностранный опыт в своей работе – в сентябре 2005 года еженедельник заключил лицензионное соглашение с немецкой компанией

Стоит отметить и благотворительность – на страницах издания можно перечислить средства на содержание детей и детских домов, просто отправив смс

Стоит отметить и благотворительность – на страницах издания можно перечислить средства на содержание детей и детских домов, просто отправив смс
Скачать файл