Великая Отечественная война (интеллектуальная игра)

  • docx
  • 20.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока.docx

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.

 

 (интеллектуальная игра)

 

                                                                                       Олешко Д.Р.,

                                                                                          Пахомова Г.В.,

учителя истории,

ГБОУ «СШ №72 Г.О. МАКЕЕВКА»

 

Цели и задачи урока:

1.     Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.

2.     Обобщить и систематизировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3.     Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

4.     Способствовать сохранению исторической памяти, всесторонней популяризации семейных ценностей, укреплению мира и связи поколений.

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра «Знаю! Помню! Горжусь!».

 

Оборудование урока:

  • презентация «Поклонимся великим тем годам!»;
  • карточки с заданиями;
  • песни времен Великой Отечественной войны и о войне https://www.youtube.com/watch?v=HZmCRTqJ6C4;
  • стенгазета «Стена Памяти» с фотографиями родственников, участников Великой Отечественной войны;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;

 

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия и термины: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., патриотизм, героизм, Отечество, Родина, культура военных лет.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

Посетите виртуальные экскурсии на следующих сайтах:

1.     https://stalingrad-battle.ru/docs/kurgan/tour_kurgan.html – ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»: виртуальный тур «Мамаев курган».

2.     https://www.visitberlin.de/de/sowjetisches-ehrenmal-treptow – Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке (г. Берлин).

Изучите песни военных лет и современные песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

 

Этапы урока-игры:

1.     Представление команд.

2.     Брейн-ринг «Знаю!»

3.     Исторические пазлы «Помню!».

4.     Конкурс «Горжусь» - «Живая память поколений»

 

Ход интеллектуальной игры «ЗНАЮ! ПОМНЮ! ГОРЖУСЬ!»

 

«Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестью жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет».

Р. Рождественский

 

I.                  Организационный момент

Учитель: Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Знаю! Помню! Горжусь!», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.

Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 11 класса, разделенные на две команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности. Жюри ведет подсчет баллов за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.

Учитель: Праздник 75-летия Победы. Это итог великого подвига народа на фронте и в тылу. 1418 дней шла война. Ни один из этих дней, тяжелый или радостный, нельзя вычеркнуть из великой летописи нашей Победы. Солдат и маршал на фронте, рабочий у станка, крестьянка в поле, политрук в огненной атаке и учитель в школьном классе делали одно общее дело, приближая желанный час Победы.

Велика летопись народного Подвига, свершенного во имя Победы. Но она продолжает пополняться и ныне, ибо история – это немеркнущая память живых участников событий, это благодарная память потомков.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стала катализатором развития искусства в нашей стране. Особое значение приобрело монументальное искусство.

Монументальное искусство, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., стремилось отразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Уникальным триптихом (произведением искусства, состоящим из трех частей) в скульптуре стала серия монументов с «Мечом Победы» в разных городах. О том, что объединяет известные памятники в Магнитогорске, Волгограде и Берлине мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

Этапы дидактической игры:

I.                  Представление команд (название, эмблема, девиз)

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему.

II.               Брейн-ринг «Знаю!» (за каждый правильный ответ 0,5 баллов)

Командам раздаются карточки-задания.

1. Установите соответствие между сражениями и датами:

А) приграничные сражения            1) 22июня – 29 июня 1941 г.

Б) Берлинская битва                        2) 1943 г.

В) Курская битва                            3)1942 – 1943 гг.

Г) Сталинградская битва                4)1945 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2. Расположите в хронологическом порядке исторические события.

1.     Контрнаступление советских войск под Ельней

2.     Смоленское сражение

3.     Оборона Брестской крепости

4.     Начало блокады Ленинграда

5.     Оборона Москвы

Ответ:

 

 

 

 

 

3. Установите соответствие между сражениями и военачальниками:

А) танковое сражение под Прохоровкой           1) И.С. Конев, Н.Ф. Ватутин

Б) операция “Багратион”                                   2) В.И. Чуйков

В) Корсунь - Шевченковская операция             3) К.К. Рокоссовский

Г) Сталинградская битва                                   4) М.Е. Катуков

Ответ:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Расположите в хронологическом порядке исторические события.

1. Контрнаступление войск под Москвой

2. Курская битва

3. Полное освобождение территории СССР

4. Сталинградская битва

5. Берлинская операция

Ответ:

 

 

 

 

 

5. Крупнейшим встречным танковым сражением Великой Отечественной войны явилось:

А) Тульское;

Б) Прохоровское;

В) Харьковское;

 

6. Политрук, служивший в дивизии генерала Панфилова которому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда»:

а) Павлов;                    б) Клочков;                   в) Гаврилов

 

7.  Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г.:

а) Г.К. Жуков;               б) И.В. Сталин;              в) С.К. Тимошенко

 

8.  В чем значение Сталинградской битвы:

А) развеяла миф о непобедимости германской армии;

Б) положила начало коренному перелому в ВОВ и Второй мировой войне;

В) положила конец наступательным операциям вермахта;

Г) предательство фельдмаршала Паулюса.

 

9. Сколько дней длилась Великая Отечественная Война?

А) 1418;               Б) 1814;               В) 1400;               Г) 1420

 

10. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

А) 8 мая 1945г.    Б) 9 мая 1945г.    В) 30 апреля 1945г.      Г) 10 июня 1945г.

 

 

III.           Исторические пазлы «Помню!»

 

1.     Задание для команд № 1, 2:

Соберите из пазлов известные монументы, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., расположенные в Волгограде и Берлине.

 1. Как они называются и кто их авторы?

Ответ:

Команда №1:

Монумент «Родина-мать зовёт!» – композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Авторы: скульптор – Е.В. Вучетич, инженер – Н.В. Никитин.

Команда №2:

Монумент «Воин-освободитель» – памятник советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы, расположен в берлинском Трептов-парке. Авторы: скульптор – Е.В.Вучетич, архитектор – Я.Б. Белопольский.

На экран выводятся изображения двух знаменитых монументов, названных учащимися. (Приложение 1)

2.     Что объединяет эти монументы?

Ответ: Меч Победы.

3.     Расскажите об истории создания монумента, который выбрала Ваша команда.

Ответ:

Команда №1:

Монумент «Родина-мать зовёт!» создан в 1959 году и представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Монумент находится на Мамаевом кургане в Волгограде (Сталинграде) – городе нашей славы, городе-солдате, городе-герое. «Родина-мать зовёт!» одна из самых высоких статуй мира (высота 85 м.), высочайшая статуя России и Европы.

Команда №2:

Монумент «Воин-освободитель» открыт 8 мая 1949 года в Берлине. С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина-освободителя, на руках солдат держит ребенка.

За известным памятником – жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасенную им немецкую девочку. 

Монумент «Воин-освободитель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

4.     Общее задание для команд:

1)    Назовите, в каких литературных и музыкальных произведениях отражены монументы, о которых вы рассказывали?

Ответ:

Команда №1: Монумент «Родина-мать зовёт!».

1. Стихотворение Н. Палькина «Мать».

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит МАТЬ:

«Вы скажите, добры люди,

Где мне сына отыскать?!»

Ей в ответ вздыхает Волга:

«Крепко спит в земле герой!

Не буди его напрасно!

И ступай себе домой!»

Повернулась! Распрямилась!

Непреклонна и горда! –

«Не гони меня отсюда!

Не уйду я никуда!

Встану камнем на кургане!

Подыму СВЯЩЕННЫЙ МЕЧ!

И останусь возле сына!

Чтоб покой его сберечь!»

И стоит она над Волгой!

И ликуя, и скорбя!

И все МАТЕРИ погибших

Видят в ней самих себя.

2. Песня «На мамаевом кургане тишина…» муз. А.Пахмутова, сл. В.Боков.

(звучит песня)

 

Команда №2: Монумент «Воин-освободитель».

1. Стихотворение Г. Рублёва «Памятник».

… И в Берлине, в праздничную дату,

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник Советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

2. Песня «Монолог Памятника советскому солдату» сл. А. Киселев.

(звучит песня)

 

2)     Назовите песни о мире, за мир и для мира, которые пели ваши прадеды.

Ответ:

  • «Если бы парни всей земли» муз. В.Соловьев-Седой, сл. Е.Долматовский.
  • «Бухенвальдский набат» муз. В.Мурадели, сл. А.Соболев.
  • «Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островский, сл. Л.Ошанин.
  • «Хотят ли русские войны…» муз. Э.Колмановский, сл. Е.Евтушенко.
  • «Растет в Волгограде березка» муз. Г.Пономаренко, сл. М.Агашиной.
  • «С чего начинается Родина» муз. В.Баснер, сл. М.Матусовского.
  • «Гимн демократической молодежи мира» муз. А.Новиков, сл. Л.Ошанин.

 

IV.            Конкурс «Горжусь» - «Живая память поколений»

Учитель: Ребята, я попросила вас и ваши семьи провести поисково-исследовательскую работу по теме «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой вы подробно познакомились с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. (Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции - шествии «Бессмертного полка»)

Подведение итогов урока.

Сегодня мы подведём итоги вашей работы, создав СТЕНУ ПАМЯТИ. Эту память вы должны передать своим детям, а они, в свою очередь, своим. Только так мы можем выразить свою благодарность погибшим и сохранить память о них.

Я предоставляю вам слово (ученики выходят с портретами своих героев, рассказывают о них, об их подвигах, наградах). (Приложение 2)

Задание для команд №1, 2:

Песни о войне всегда будут напоминать нам, какой героический подвиг совершил наш народ в борьбе с фашизмом. Исполните современные песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ответ:

  • «Спасибо, деды, за Победу!» муз. О.Юдахиной, сл. И.Жиганова.
  • «Прадедушка» муз. А.Ермолова, сл. М.Загота.

 

Звучит гимн «Бессмертный полк» (муз. и сл. В.Моцардо) в исполнении В.Ланового https://www.youtube.com/watch?v=HZmCRTqJ6C4 и школьников, принимавших участие в уроке-игре.

Ребята поднимают штендеры с изображениями родственников, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

На экране показ презентации «Поклонимся великим тем годам!»

 

Рефлексия.

Ответьте на вопрос: Ваше отношение к интеллектуальной игре «Знаю! Помню! Горжусь!»?

Ответ 1: Урок понравился.

Ответ 2: Не могу определиться.

Ответ 3: Урок не понравился.

 

Домашнее задание: подготовьте презентацию «Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». При выполнении домашнего задания используйте следующие сайты:

  • http://podvignaroda.ru/ – сайт «Подвиг народа. 1941-1945 гг.».
  • https://pamyat-naroda.ru/ – сайт «Память народа. 1941-1945 гг.».
  • https://www.moypolk.ru/ – сайт «Бессмертный полк».
  • http://9may.ru/ – сайт «День Победы».

 

Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.

Команда победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.

 

 

Библиографический список

1.     Агашина М.К. Мамаев курган. Альбом. – Нижнее-Волжское книжное издательство, 1979. – 128 с.

2.     Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №1. – 2018. – с. 15-20.

3.     История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. Уровни. В 3 ч. Ч. 2. / под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.

4.     Памятники подполковника Вучетича [сайт]. URL:  https://www.culture.ru/materials/162106/pamyatniki-podpolkovnika-vucheticha (дата обращения: 26.03.2020).

5.     Попова Г.П. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 кл. Устные журналы, тематические вечера. – Волгоград, Учитель, 2007. – 129 с.

6.     Празднование Дня Победы. Годовой цикл мероприятий 1-11 классы / авт-сост. Н.В. Кулдашова, Н.Ю. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 118 с.

7.     Официальный сайт ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»: [сайт]. URL: https://stalingrad-battle.ru/.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также