Материал можно использовать при изучении темы в 8 класс ,,История изучения территории России,,,это такие путешественники: В.Беринг, Прончищев, Братья Лаптевы, Челюскин, Муравьев, Малыгин, Овцын. Данная презентация знакомит учащихся с путешественниками, является дополнительным материалом к программному материалу в курсе география России. Достаточно познавательная, в которой имеются факты, не прописанные в учебнике, что позволяет расширить кругозор и познавательный интерес учеников в области географии.Презентация для 8 класса по теме "История изучения территории России"
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            Великая Северная экспедиция — 
предпринятых русскими моряками вдоль арктического 
побережья Сибири, к берегам Северной 
Америки и Японии во второй четверти XVIII века.
Презентация выполнена  учителем географии МБОУ СОШ 
№ 8 Приморский край г.Уссурийск  Нагорная Екатерина 
Владимировна
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                              Подразумевалось проводить исследование несколькими 
отрядами, каждый из которых фактически представлял отдельную 
экспедицию.
  Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять 
участков:
самый западный участок побережья от Печоры до Оби должен был 
исследовать отряд под командованием Муравьёва (позже его 
сменил Малыгин), подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-
коллегии. 
  Все остальные отряды находились под общим руководством 
Витуса Беринга.
  Участок арктического побережья России от Оби 
до Енисея обследовал отряд Овцына и Стерлегова.
  Восточнее Енисея работал отряд Минина.
  Участок побережья к западу от Лены был поручен 
отряду Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина.
  Участок побережья к востоку от Лены обследовал отряд Ласниуса 
и Дмитрия Лаптева. 
Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В работе 
основных и вспомогательных отрядов было задействовано 
несколько тысяч человек, непосредственно научными 
исследованиями занимались более 550 человек. 
В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции 
было построено несколько специальных судов. 
Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Двинско-Обский 
отряд
  Первым начал свою деятельность самый западный отряд 
экспедиции, подчинявшийся непосредственно 
Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно 
освоенный поморами участок арктического побережья 
России. Им предстояло найти морской проход к Оби.
  В июле 1734 года отряд вышел 
из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь» под 
командой С. В. Муравьёва и М. С. Павлова.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Степан Малыгин..
..
 Однако, в течение двух лет отряд не 
смог продвинуться на восток 
далее острова Белый и решением 
Адмиралтейств-коллегии Муравьёв и 
Павлов были отстранены от 
руководства. Отряд 
возглавил С. Г. Малыгин. 
  В помощь ему из Архангельска были 
направлены два бота под командой
А. Скуратова и И. Сухотина. Отряд в 
составе двух ботов и коча 
«Экспедицион» сумел достичь лишь 
западного побережья Ямала и из-за 
сплошного льда был вынужден 
возвратиться на зимовку.
  В июле 1737 года отряд вновь 
вышел в плавание и в августе достиг 
прохода в Обскую губу из пролива 
между полуостровом Ямал и островом 
Белый (ныне пролив Малыгина). 
Поднявшись по Оби, корабли 2 октября 
прибыли в Берёзов.
  В результате шестилетней 
деятельности отряда были составлены
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Обско-Енисейский 
отряд
  В задачу отряда входило 
исследование берега между реками 
Обь и Енисей.
  В январе 1734 года в Тобольске была 
построена 24-вёсельная 
дубель-шлюпка «Тобол», на которой 
под командованием Д. Л. Овцына в мае 
того же года отряд вышел в море. 
  Однако, походы 1734—1736 годов
 были недальними, так как из-за 
мощных льдов в Обской губе
 приходилось возвращаться в Тобольск.
  По приказу Адмиралтейств-коллегии 
было построено новое экспедиционное 
судно — бот «Обь-Почтальон», который 
в июне 1737 года прибыл в Обдорск, 
где зимовал отряд Овцына. 
  Овцын стал командиром судна и в 
августе 1737 года на двух судах по 
свободному ото льдов морю отряду 
удалось достичь Енисейского залива, 
выполнив свою задачу.
                        
                     
                                    
                        
                        
                              Следуя инструкции Адмиралтейств-
коллегии Овцын передал бот «Обь-
Почтальон» Ф. А. Минину и поручил ему 
составить опись берегов от 
Енисейского залива до реки Хатанга вокруг 
полуострова Таймыр. В конце июля 
1738 года Минин со своим помощником  
Стерлеговым  Д. В. вышел в море и 16 
августа достиг мыса, расположенного на 
73°29′ северной широты и возвратился на 
место зимовки.
  Летняя кампания 1739 года была 
задержана по вине местной администрации 
и не принесла заметных результатов.
  По приказу Минина в январе 1740 года  
Стерлегов отправился в сухопутную 
экспедицию на восток от Енисея. Ему 
удалось пройти на северо-восток от реки  
Пясина и описать побережье от 
мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной 
широты.
  В 1740 и 1742 годах Минин на боте «Обь-
Почтальон» пытался пройти к устью 
Хатанги, но сплошные льды 
воспрепятствовали этому.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Ленско-
Енисейский отряд
  Ленско-Енисейский отряд начал свою работу летом 1735 года. В 
Якутске была построена  дубель - шлюпка «Якутск», который под 
командой Василия Прончищева 
25 августа достиг устья реки Оленёк, где зазимовал из-за 
обнаруженной течи.
  В августе 1736 года началось новое плавание и судно достигло 
Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега 
Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его 
имя и самого северного пункта (77°25′), Прончищев был вынужден 
лечь на обратный курс. 
  29 августа Прончищев умер, а 2 сентября «Якутск» вошёл в устье 
реки Оленёк, где через несколько дней скончалась и жена 
Прончищева — Татьяна, первая женщина — полярный 
исследователь.
                        
                     
                                    
                        
                        
                              В декабре 1737 года Адмиралтейств-коллегия назначила 
новым руководителем отряда Х. П. Лаптева.
  В июне 1739 года «Якутск» из устья Лены двинулся на 
северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного 
берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа широты 
76°47′, судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге.
  Летняя кампания 1740 года длилась всего месяц и 
закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. 
Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался 
до места прошлогодней зимовки.
  Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х. П. Лаптев 
разделил отряд на три партии и начал описание берегов 
Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть 
самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне 
его имя.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Лаптев, Харитон 
Прокофьевич
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Ленско-
Колымский отряд
  В Якутске для отряда была построена  дубель - шлюпка 
«Иркутск». 
  В 1735 году, спустившись до устья Лены вместе с дубель - 
шлюпкой «Якутск» Ленско-Енисейского отряда, 18 августа отряд 
достиг реки Хараулах, где зазимовал. В ходе зимовки от цинги 
скончалось 37 человек и командир отряда П. Лассиниус, ремонта 
требовал бот «Иркутск».
  Новый командир Д. Я. Лаптев, прибыв к месту зимовки, 
продолжил работы в августе 1736 года. 
  Но лишь в июне 1739 года в тяжёлых ледовых условиях бот 
сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре 
быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья 
реки Индигирки, где встал на зимовку.
  В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки 
пробиться сквозь сплошные льды на восток, но сумел добраться 
только до мыса Баранов Камень.
Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, 
где и закончились его действия.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                              Мужественные исследователи побережья Северного Ледовитого 
океана Прончищев, Лаптев и Челюскин заслужили славу своим 
упорным, многолетним трудом в суровых районах русского 
заполярья. 
  Среди участников экспедиции особенно выделялся С. И. 
Челюскин - опытный моряк, прекрасный штурман, пытливый 
исследователь. Глубокие познания Челюскина в морском деле 
явились причиной назначения его в великую северную экспедицию. 
  С первых дней формирования отряда, Челюскин был ближайшим 
помощником Прончищева. Во время экспедиции Прончищев заболел 
цингой, и 29 августа 1735 года скончался. 
  Командование отрядом после смерти Прончищева перешло к С.И. 
Челюскину. 14 декабря 1736 года Челюскин  выехал из Усть - 
Оленека в Якутск, везя с собой журналы и составленную им карту, 
Челюскин передал Д. Я. Лаптеву, который отправился в Петербург. 
  15 сентября 1737 года в Якутск пришла дубель - шлюпка, 
которую привел боцман Медведев. Челюскин, предполагая, что 
отряду будет предписано продолжить работу, и, ожидая нового 
начальника, делал все возможное, что бы привести судно в 
наилучшее состояние.
   25 мая 1739 года Харитон Лаптев прибыл в Якутск. Дубель - 
шлюпка "Якутск" была уже готова к походу. Задача отряда была 
закартографировать морской берег между устьями Лены и Енисея. 
5 июня Лаптев повел свое судно вниз по Лене к Хатангской губе.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Семен Иванович Челюскин - русский полярный 
мореплаватель
                        
                     
                                    
                        
                            
                                 
                            
                         
                        
                              После зимовки, была предпринята попытка пройти из Хатангского 
залива на север. Но льды помешали. 
   В сентябре в Турухтанске собрался весь отряд, и началась 
подготовка к новому походу.
   4 декабря 1741 года из Турухтанска выехал на пяти собачьих 
упряжках Челюскин с тремя солдатами. Они двигались вдоль берега 
на север. Отряд Челюскина проходил в день по 20 - 40 верст и уже 1 
мая достиг мыса Фаддея. Двигаясь дальше, Челюскин убедился, что 
берег материка, тянется на север. Отряд Челюскина двигался по 
совершенно пустынному, безлюдному берегу. 
 Движение отряда Х. Лаптева началось 8 февраля 1742 года. 
Доехав по Енисею до Рудинки, группа Лаптева повернула на восток 
и через тундру добралась до Пясины, а затем вдоль нее до Дудыпты. 
Отсюда Х. Лаптев повернул на север, пересек реку Большую 
Балахню и подъехал к южному берегу озера Таймыр. 
 Челюскин  достиг самого северного мыса Азии. 27 августа 1742 
года отряд прибыл в Енисейск. Возложенная на него задача была 
выполнена. По возвращении в Петербург Челюскин был произведен 
в мичманы и продолжил службу во флоте.
                        
                     
                                    
                        
                        
                              Х. Лаптев изложил результаты работ отряда в личных записках 
"Берег между Лены и Енисея. Записки Лейтенанта Х. П. Лаптева". 
Эти записки, представляющие собою огромную научную ценность, 
были высоко оценены учеными России и других стран.
 
 В Великой Экспедиции так же принимал участие брат Х. Лаптева, 
Д. Лаптев. 
Пройти морем от Колымы на восток не удавалось. Поэтому Д. 
Лаптев решил идти от Нижне -Колымского до Анадырского 
острова, затем спуститься вниз по течению Анадыря и связать 
таким образом опись берегов Северного Ледовитого океана с 
описью побережья Тихого океана. Лаптеву удалось осуществить 
свой замысел.
 8 марта 1743 года Д. Лаптев прибыл в Якутск, а в декабре он уже 
был в Петербурге и докладывал о проделанной работе 
Адмиралтейств-коллегии.
  
Д. Лаптев не ограничился только картографированием берегов. 
Вернувшись в Петербург, он представил Адмиралтейств-коллегии 
докладную записку о состоянии народностей, живущих на крайнем 
северо-востоке России.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Мыс Челюскин - 
крайняя северная точка 
Евразии
                        
                     
                                    
                        
                        
                            В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые 
произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого 
океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между 
Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, 
доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной 
Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные 
участки побережья Японии.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Источники:
• https://ru.wikipedia.
• orghttp://whoyougle.
•
• www.sibterra.ru
ruhttp://www.narodsevera.ru