Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)
Оценка 4.7

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
19.06.2019
Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)
лит вечер о чехове.docx
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский­на­Амуре судомеханический техникум» им. В.В.Орехова (КГБ ПОУ КСМТ) Великий мастер слова (Методическая разработка  литературного вечера)  Разработала: Добровольская О.В. г. Комсомольск – на – Амуре, 2018 Методическая   разработка   литературного   вечера  «Великий   мастер   слова» предназначена   для   преподавателей   литературы   и   содержат     материал   об основных этапах жизни  и творчества  А.П.Чехова Составитель: О.В.Добровольская. воспитатель общежития. Данная   разработка   содержит   материал,   раскрывающий   интересные   факты   биографии великого   мастера   слова.   Рассказ   о   жизни   и   творчестве   А.П.   Чехова   сопровождается театрализованными   инсценировками   некоторых   произведений   писателя,   а   также музыкальным и мультимедийным сопровождением. г. Комсомольск – на – Амуре, 2018, ул. Комшоссе, 26, т. 543445 Великий мастер слова   Цель:   ­знакомство с личностью великого русского писателя и его творчеством; Задачи:   углубить представление обучающихся о личности А.П. Чехова  и его творчестве; Прогнозируемые результаты:  ­развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; ­повышение читательской культуры. Действующие лица: ведущие (1­4). Рассказчик, Очумелов, Городовой,  Хрюкин, Почешкин, Оптимов, автор ­ он же Аким Данилыч Буркин,  Коваленко, Беликов, Чтец.  Оформление: плакат с эпиграфом: «Куда бы я ни поехал ­ за границу ли, в  Крым или на Кавказ ­ Таганрога я не миную» (А. П. Чехов);  небольшая выставка ­ родина А. П. Чехова» с фотографиями  (репродукциями) чеховских мест в Таганроге; мультимедийное сопровождение;  Музыкальное оформление: «Песнь жаворонка» из «Времен года» П. И.  Чайковского.  Звучит Песнь жаворонка»  Ведущий 1 (зажигает свечу). Свеча ­ символ человеческой жизни. Она горит  изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая, а пламя ее как  человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен.  Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам  хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.  Ведущий 2. Говорят, что использовать свечи нерационально. Мало света от  них. То ли дело ­ электрический светильник! Его свет проникает во все  уголки.  Ведущий 3. Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить  главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная  вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться  неимоверно важной и весомой и затмить собою то, что еще величественнее и  выше. Ведущий 4. А что же выше?  Ведущий 1. Да сам человек! Человек зажигает свечу. Слушая музыку и стихи,  приходя в храм, чтобы помолиться об ушедших и во здравии сущих. И тогда  все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со  своим внутренним миром. И тогда…  Слайд 1 (иллюстрации к рассказу «Крыжовник») Ведущий 2 (читает под музыку отрывок из рассказа «Крыжовник»). «К моим  мыслям о человеческом счастье всегда почему­то приклеивалось что­то  грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых  людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и  праздность сильных, невежество… слабых, кругом бедность невозможная,  теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех  домах и на улицах тишина, спокойствие, из 50 тысяч живущих в городе ни  одного, который бы вскрикнул, громко возмутился…Все тихо, спокойно, и  протестует одна только немая статистика: столько­то с ума сошло, столько­  то ведер выпито, столько­то детей погибло от недоедания… И такой порядок,  очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только  потому, что несчастные несут свое бремя молча… Это общий гипноз. Надо,  чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто­  нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть  несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясется беда ­ болезнь, бедность, потери, и его никто не  увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».  Ведущий 3. Эти слова были написаны 110 лет назад, но звучат, словно они  родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни; в них ­ весь  Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком»,  который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло,  скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть все прекрасно: и  лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Ведущий 1. Заканчивается первое десятилетие XXI века. Человек живет как  бы в «час пик»: стремителен бег жизни, еще стремительнее поток  информации, круговорот событий. Неудивительно, что часто мы не замечаем  главного, лишенного внешнего блеска, того, что, в конечном счете,  определяет нравственную позицию человека в обществе.  Вновь звучит «Песнь жаворонка». Слайд 2  ( портрет А. П. Чехова  в молодости. ) Ведущий 2. Чтобы понять Чехова­человека, не нужно представлять его себе  таким, каким он выглядит на портретах и фотографиях последних лет, с  утомленным лицом, в пенсне, делающем взгляд тусклым. Это не подлинный  Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил  всего 44 года. Лучше вспомнить, каким был Чехов в юности, в тот славный период, когда начал формироваться его уникальный талант. Искренний,  смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и  правдиво рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был не  просто художник. Это был человек, который открыл для себя и без всякого  догматизма предложил людям особый образ жизни и мышления. Иными  словами, это был человек, который сделал себя сам.  Ведущий 3. И немалую роль в этом сыграл Таганрог. Здесь писатель родился  и провел почти половину жизни. С этим городом неразрывно связана его  литературная и общественная деятельность. Здесь он полюбил театр и  музыку.  Слайды 3 ­6 (виды Таганрога); Ведущий 4. О Таганроге Чехов говорил и писал много, и если его суждения  звучат по­разному и временами противоречат друг другу, то это естественно:  очень уж сложна и противоречива была его таганрогская жизнь.  Ведущий 1. Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у  Чехова с матерью. «Мать ­ добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои  братья обязаны многим», ­ написал А. П. Чехов в одном из своих писем.  Сострадание к людям, ко всему живому, переданное ему матерью, повлияло  на желание А. П. Чехова стать врачом и писателем. Он всю жизнь лечил и  тело, и душу, всегда с готовностью откликался на боль и страдание.  Выходит рассказчик и читает отрывок из рассказа «В Рождественскую ночь»  со слов «Наталья Сергеевна пошатнулась…» до конца рассказа.  Ведущий 4. Между тем о чеховском Таганроге часто писали однотонно,  выбирая либо черную, либо только белую краску. Как И. А. Бунин, например:  «Чехов родился на берегу мелкого Азовского моря, в уездном городе, глухом  в ту пору, и характер этой скучной страны немало, должно быть,  способствовал развитию его прирожденной меланхолии».  Ведущий 1. В реальном облике Таганрога было, конечно, и бело, и черное,  но к этим крайностям подмешивалось много других оттенков и красок. Была  итальянская опера. Рассказывают даже, что в гимназии Антон Чехов носил  галстук такого же цвета и тона, как платье примадонны Беллати. Была  отцовская лавка и скудный родительский дом. «Дивлюсь, как это мы могли  жить в нем?!» ­ писал Чехов в 1887 году. Были сказочные богатства грека  Алфераки и легендарные клады, о которых говорится в рассказе «Счастье»;  было разорение отца: были контрабандисты и гимназические наставники,  двойки и ловля птиц; иноземные флаги и степь; были первые заработки и  первая любовь; наконец, из того же Таганрога Чехов вывез фразу «В Греции  все есть».  Ведущий 2. Таганрог чеховских времен, конечно, не был культурным и  интеллектуальным центром. Но для А. П. Чехова, самое страшное  заключалось во внутренне пустом строе жизни таганрожцев. По данным  переписи 1897 года, в Таганроге 4,3% жителей имели среднее образование, 285 человек ­ высшее, среди них было только 17 женщин.  Ведущий 3. В невозвратное прошлое, отдаленное от нас более чем  столетием, ушло то время, когда в Таганроге жил А. П. Чехов. Приметы,  детали той далекой жизни меркнут, и нам все труднее, сопоставляя век  нынешний и век XIX­й, находить черты и свидетельства того быта и той  атмосферы, в которой жили ушедшие поколения.  Ведущий 4. И все­таки попытаемся приблизить прошлое, чтобы представить  себе провинциальный русский город середины XIX века, расположенный на  юге Российской империи.  Инсценировка рассказа «Хамелеон». Массовку изображают участники из  других сценок.  Ведущий 1. В Таганроге А. П. Чехов прожил свои первые 19 лет. Тогда под  натиском житейских невзгод и обид, под влиянием каждодневных  обыденных впечатлений возникал его собственный взгляд на жизнь и вместе  с ним зарождалось предчувствие судьбы и таланта.  На сцену выходят Почешкин, Оптимов и автор. По ролям читают рассказ  «Брожение умов». Остальные участники изображают массовку.  Слайд 7 (Чехов – гимназист); Ведущий 2. В 8 лет Чехов по настоянию матери был отдан в  подготовительный класс Таганрогской классической гимназии. Ему сшили  мундир со светлыми пуговицами и проводили из дому. Прозвенел первый  звонок.  Ведущий 3. Гимназический мундир шился по государственной выкройке,  которая в дальнейшем употреблялась для чиновничьих, судейских и  армейских мундиров. Это была форма целого сословия. Жизнь в гимназии,  по выражению Чехова, была «бескрылой».  Ведущий 4. Однажды Чехов, беседуя с Д. В. Григоровичем, рассказал свой  сон. Чехов видел себя у осенней воды, ему надо перейти глубокую реку, а  камни такие скользкие и холодные… «Когда же я, ­ говорит Чехов, ­ бегу от  реки, то встречаю на пути обвалившиеся ворота кладбища, похороны своих  гимназических учителей».  Ведущий 1. Дышалось в гимназии не всегда легко, но нужно быть  справедливым: она не убила в Чехове живую душу. Кроме уроков и домашних  заданий, кроме увлечения литературой и театром, были еще ловля певчих  птиц, море, рыбная ловля, путешествия в степь, домашние спектакли, в  которых Чехову доставались роли главным образом комических старух, и еще  многие иные радости и удовольствия.  Ведущий 4. Нравы, царившие в гимназии, Чехов воспроизведет в своем знаменитом рассказе «Человек в футляре». На сцену выходит Буркин и  начинает рассказывать историю Беликова со слов «Какой­то проказник  нарисовал карикатуру…» до слов «И он был так поражен, что не захотел идти  дальше, и вернулся домой».  Буркин: А на другой день под вечер он оделся потеплее и поплелся к  Коваленкам.  На сцену выходят Коваленко и Беликов. Они разыгрывают по ролям диалог,  начиная с реплики Коваленко «Садитесь, покорнейше прошу…» и,  заканчивая его же словами «Доложить? Ступай, докладывай!», Коваленко  выпихивает со сцены Беликова и уходит сам.  Ведущий 1. Чехов очень любил свой город. Под впечатлением поездки по  родному краю он создает знаменитую повесть «Степь», в которой оживают  старинные легенды.  Ведущий 2. В письмах к таганрожцам Антон Павлович указывает на  возможность сделать жизнь в родном городе удобной, культурной, красивой:  «Местоположение города прекрасное, климат великолепный, плодов земных  тьма». И тут же с горечью отмечал: «Как еще беден и бескультурен Таганрог,  не имеющий своего хирурга, своей клиники.  Как горячо хотел видеть Чехов родной город иным! Он приветствовал  начинания Г. Ф. Фоти (тогдашний городской Голова Таганрога), А. Ф.  Иорданова в области культурного подъема Таганрога и радовался успехам в  жизни родного города, готов был помочь, чем только мог. В письмах к  Иорданову Чехов пишет: «Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что  только для Таганрога из меня можно сделать, отдаю себя в полное ваше  распоряжение».  Ведущий 3. Чехов вовлекал в дело помощи Таганрогу виднейших деятелей  страны: скульптора М. М. Антокольского, инженера Н. А. Белелюбского,  академика А. Ф. Кони, театрального деятеля В. И. Немировича­Данченко.  Писатель взывал к патриотическим чувствам уроженцев этого города.  Литератору П. А. Сергиенко он пишет: «Пожалуйста, один экземпляр твоей  книги о Толстом пошли по адресу: Таганрог, городская библиотека. Только  ничего не пиши на книге, а то не будут давать ее читать, а спрячут как  драгоценность. Ты обещал послать, но я был в Таганроге, и книги твоей не  оказалось. Какой же патриот после этого?» Мы с полным правом можем  назвать Чехова создателем Таганрогской библиотеки.  Когда хлопоты писателя, связанные с установкой памятника Петру I.  увенчались успехом, Антон Павлович советовал поставить его на высоком  берегу моря.  «Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не  говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом  Великого, гениального, полного великих дум, сильного». Ведущий 4. Трудно переоценить гражданский подвиг Чехова, проявлявшего  на протяжении всей жизни постоянную заботу о родном городе. Он  неустанно помогал землякам. «Я счастлив, что могу хоть чем­нибудь быть  полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю  питать теплое чувство», ­ писал Антон Павлович К. Ф. Фоти.  Чтец:  Тисненый том волнующих рассказов  Прочитан от начала до конца…  Метель свистит, поет и плачет сразу.  Метель доносит звуки бубенца.  Никто об этом больше не расскажет!  Закрой глаза ­ и вновь перед тобой  Знакомые по книгам персонажи  Возникнут зримо длинной чередой  Пройдут, как тени, через тихий город!  За Софьей Львовной ­ ведьма, почтальон,  Миллионер­кутила Пятигоров,  Пришибеев и Хамелеон,  Профессоров усердных вереницы,  Храня и важность, и мундиров честь,  Пройдут со службы рядышком с больницей,  Где страшная палата № 6.  За ними вслед, в мечтах о славной Варе,  Но скупо освещенный поворот,  До глаз укутан, человек в футляре  С сугубой осторожностью пройдет.  А там, где площадь выметена чисто,  При фонарях в вечерней тишине  Увидишь на прогулке беллетриста ­  Знакомую бородку и пенсне.  Благодарим, встречай его с поклоном,  Ведь многое он людям рассказал.   Е. Евстигнеев «Над книгой Чехова»  Звучит «Песнь жаворонка»  Ведущий 1. Так потихоньку сгорела еще одна свеча, удивительным светом  которой мы вряд ли сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть  чуточку светлей? Кто знает…  На сцену выходят все участники вечера, герои чеховских рассказов.  Кланяются.

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)

Великий мастер слова (Методическая разработка литературного вечера)

Великий мастер слова    (Методическая разработка  литературного вечера)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019