"Великий просветитель чувашского народа".
Оценка 4.7

"Великий просветитель чувашского народа".

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
библиотека
4 кл—7 кл
22.10.2019
"Великий просветитель чувашского народа".
В 2019 году исполнилось 171 год со дня рождения великого нашего земляка, учителя, духовного патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. Иван Яковлевич Яковлев относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения нерусских народов востока России. В конце 70-х годов прошлого столетия им была разработана и успешно внедрена в жизнь система начального образования в двуязычной школе, получившая широкое распространение среди нерусских народов России. И. Я. Яковлев был крупным общественным деятелем, почётным членом Британского и иностранного библейского общества в Лондоне, организатором благотворительных обществ, перевода и издания Священного писания, книг по различным отраслям знаний, он поддерживал творческие связи с учёными многих зарубежных стран. Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. День рождения И. Я. Яковлева теперь в Чувашии считается ещё и днем чувашской письменностью. В этот день в нашей республике проходит много различных мероприятий, посвященных ко дню рождения И. Я. Яковлева и ко дню чувашской письменности.
Яковлев.docx
"Не словом, а делом" Известные учителя Чувашии            В 2019 году исполнилось 171 год со дня рождения великого нашего земляка, учителя,  духовного патриарха чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева.        Иван   Яковлевич   Яковлев   относится   к   числу   выдающихся   деятелей культуры и просвещения нерусских народов востока России. В конце 70­х годов прошлого столетия им была разработана и успешно внедрена в жизнь система начального образования в двуязычной школе, получившая широкое распространение   среди   нерусских   народов   России.   И.   Я.   Яковлев   был крупным   общественным   деятелем,   почётным   членом   Британского   и организатором иностранного   библейского   общества   в   Лондоне, благотворительных обществ, перевода и издания Священного писания, книг по различным отраслям знаний, он поддерживал творческие связи с учёными многих зарубежных стран.  Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу,   но   и   каждому   просвещенному   россиянину.   День   рождения   И.   Я. Яковлева теперь в Чувашии считается ещё и днем чувашской письменностью. В  этот день  в  нашей республике  проходит  много  различных  мероприятий, посвященных   ко   дню   рождения   И.   Я.   Яковлева   и   ко   дню   чувашской письменности. (См. приложение 1).        Жизнь и   наследие  Ивана Яковлевича Яковлева многократно изучено. О Яковлеве   написано много статей и книг.   Но не говорить о нём просто не возможно. Удивительна судьба человека, вышедшего из нашей глубинки и так  значительно изменившего жизнь своего народа. Кто же он? Что позволило увековечить   его   имя?   Отвечая   на   эти   вопросы,   мы   обратимся   к   его биографии. Во многих источниках мы можем найти сведения о нём, но как много скрывается за этими строчками.                  Ежегодно ко дню рождения И. Я. Яковлева в школах республики проходят декады или недели чувашского языка и литературы. В эти дни в школах проходят уроки, посвященные чувашскому Патриарху и Улыпу   чувашский   сказочный   богатырь).   Проводятся   встречи   с   чувашскими писателями и поэтами. (См. приложение 2).            Дети знакомятся с произведениями великого просветителя, читают его завещание чувашскому народу. «Завещание чувашскому народу». Этот день в республике проходит, как праздник дружбы и духовного единения народов России. И.Я. Яковлев   дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Улып –  И. Я. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев прошёл трудный, но благородный жизненный путь. Так сложилась судьба, что  на третий же день своей  жизни он остаётся круглой сиротой. Но в те времена таких детей брали на воспитание в семьи,  и его   тоже   взяла   семья,   жившая   по   соседству.   До   восьми   лет   сирота воспитывался  в   семье   удельного   крепостного   крестьянина   Пахома Кириллова,   служа   ему   поводырём.   С   детства   приучали   Ваню   к   труду   и крестьянским заботам. Он пас стадо в родной деревне, помогал старшим в поле, дома. Иван рос смышлёным мальчиком.              В 1856 году без всякого согласия опекунов Ивана забрали в удельное училище в село Старые Бурундуки, которое располагалось в 7­8 км от села. Здесь  с первого же класса обучение велось на русском языке, что было новым испытанием   для   чувашского   мальчика.   Много   неприятностей   и   мучений пришлось ему пережить, пока не наладилось с пониманием языка. Несмотря на это, в 1860 году Иван Яковлев окончил училище в числе лучших и был послан в г. Симбирск, для продолжения учебы в уездном училище. Откуда был переведен в землемерный класс, который окончил успешно в 1864 году. Землемером И. Я. Яковлев служил около трех лет (1864 ­ 1866). Он работал в чувашских деревнях не только Симбирской, но и других губерниях Среднего Поволжья. Нищета и поголовная неграмотность крестьян, отчужденность от всего русского  заставляли  Яковлева задуматься о судьбе родного народа, его будущности. Юный землемер долго размышлял, как вывести народ из темноты и невежества. Выход он видел в его просвещении.       Добившись досрочного освобождения от службы в удельном ведомстве, И. Я.   Яковлев   поступил   в   Симбирскую   гимназию,   затем   организовал   школу родного языка – по подготовке учителей для чувашских школ, которой будет руководить   всю   последующую   жизнь.   Днём   он   учился   сам,   а   вечером занимался   со   своими   учениками.   Все   это   не   помешало   ему   закончить гимназию   с   золотой   медалью.   В   настояшее   время   школа   является   музеем И.Я.Яковлева в Ульяновске. В этом же году, при активном содействии Н.И. Ильминского,   И.   Яковлев   составляет   на   основе   русской   графики   первый вариант нового чувашского алфавита. На его основе в 1872 году   был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. (См. приложение 3).            Бесценной реликвией стали первые чувашские буквари, составленные И.Я.   Они   положили   начало   зарождению   чувашского   Яковлевым. литературного языка.  С 1872 по 1919 годы с помощью своих учеников Иван Яковлевич выпустил 33 издания букваря, которые предназначались не только для обучения основам грамоты, но также отражали многие стороны духовной жизни чувашей: их быт и нравы, образцы устной словесности, религию и т. д. По мнению И. Яковлева, народная мудрость должна была стать необходимым предметом   для   изучения   учащимися,   чтобы   воспитывать   в   них   любовь   к родному   слову,   выработать   с   раннего   детства   терпеливое,   серьезное отношение к учению, жизни вообще. Для упражнений в чтении И.Я. Яковлев включил в буквари чувашские загадки, пословицы и поговорки, рассказы о природе, о жизни крестьянских детей, произведения чувашских, русских и зарубежных писателей, переведенные самим Яковлевым. (См. приложение 4).          «Н.И. Ильминский  стоял всегда за то, чтобы устраивать школы в самых глухих местах. Как на такой глухой угол, я ему указывал на родную мне деревню.   Ильминскому,   которому   удалось   познакомиться   с   языком   чуваш этой   деревни,   нравился   тамошний   выговор.   В   основу   для   всех   чуваш, говорящих  с  разными  местными  особенностями и оттенками,  должен быть положен один какой либо говор, остановился как на самом подходящим для такой цели говоре крестьян­чуваш деревни Кошки. Я так часто толковал с ним о  месте моей родины, что Николай Иванович в шутку употреблял даже такие   выражения:   «Ну!   Едете   в   чувашские   Афины?»,   «Что   нового   в чувашских   Афинах?»   Этим   шутливым   сравнением   захудалой   деревни   с древними   греческими   Афинами   он   хотел   подчеркнуть,   что   из   Кошек разливается   и   будет   разливаться   свет   просвещения   по   всему   чувашскому народу» ­вспоминал И.Я. Яковлев. (См. приложение 5).          Опираясь  на помощь  и содействие русских  общественных  деятелей  и коллег,   он   осуществлял   административное   и   педагогическое   руководство Симбирской   чувашской   школой,   превратившейся   со   временем   в   кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья.                   Преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским   населением,   разрабатывал   педагогические   и   методические принципы обучения в национальной школе. В 1871 году И.Я. Яковлев открыл школу   в   родном   селе   Кошки­Новотимбаево,   которое   сейчас   носит   его имя. Большое   внимание   Яковлевым   придавалось   духовному   воспитанию  чуваш. Была построена на его средства церковь на территории чувашской учительской школы  в Ульяновске.                                       В народе говорят: «Пире Яковлев сутта каларна!», т.е. вывел чувашский народ к свету, к лучшей жизни. Он оставил великое наследие своему народу. То,   что   было   сделано   им   для   чувашского   народа,   И.   Яковлев   считал сделанным и для русского и других народов. (См. приложение 6).                Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью — Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому­то одной из задач создававшейся мной   школы, —   писал   И.   Яковлев, —   было   всячески   содействовать сближению   между   народами   русским   и   чувашским   на   почве   школьной программы, жизни, быта.   Для этого должны были служить такие  меры как приобщение   чуваш   к   христианской   культуре,   признаваемой   народными массами.              Бесценной реликвией стали первые чувашские буквари, составленные И.Я.   Яковлевым.   Они   положили   начало   зарождению   чувашского литературного языка. С 1872 по 1919 годы с помощью своих учеников Иван Яковлевич выпустил 33 издания букваря, которые предназначались не только для обучения основам грамоты, но также отражали многие стороны духовной жизни чувашей: их быт и нравы, образцы устной словесности, религию и т. д. По мнению И. Яковлева, народная мудрость должна была стать необходимым предметом   для   изучения   учащимися,   чтобы   воспитывать   в   них   любовь   к родному   слову,   выработать   с   раннего   детства   терпеливое,   серьезное отношение к учению, жизни вообще. Для упражнений в чтении И.Я. Яковлев включил в буквари чувашские загадки, пословицы и поговорки, рассказы о природе, о жизни крестьянских детей, произведения чувашских, русских и зарубежных писателей, переведенные самим Яковлевым.               В  1997  году   Чувашским   государственным   университетом   им.  И.Н. Ульянова издан полный текст мемуаров И.Я. Яковлева «Моя жизнь». Среди редких   и  ценных   образцов,  хранящихся   ныне   в  Книжной   палате   Чувашии, достойное   место   занимает   первая   антология   чувашской   поэзии   «Сказки   и предания чуваш, составителем которой является И.Я. Яковлев.                И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии:   Новый   Завет   и   Псалтирь.   В   настоящее   время   Библия   целиком переведена и издана на чувашском языке. Создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским. И. Яковлев ознакомил русский народа с жизнью и бытом чуваш, равно   как   и   ознакомление   чувашского   народа   с   историческим   прошлым, настоящим Матери­России».                   Проходят   века,   но   добрые   дела   И.   Я.   Яковлева   не   забываются. Чувашский народ глубоко чтит память выдающегося просветителя. Его имя присвоено   Чувашскому   государственному   педагогическому   университету. Его имя присвоено нашей школе. В Чебоксарах, в Ульяновске И. Я. Яковлеву поставлен памятник (См. приложение 7). 25   февраля   2010   года     село   посетили   потомки   Ивана   Яковлевича Яковлева  (Ордынская   Любовь   Михайловна,   Некрасова   Лидия   Дмитриевна, Павлов Владимир Всеволодович). Они еще не раз приезжали на землю своего известного прадеда. 17 сентября 2013  был открыт мемориальный комплекс, посвященный  выдающимся людям села. Он построен на месте, где стоял дом, в котором родился Иван Яковлевич Яковлев.            Перед отъездом из Симбирска, в августе 1921 г., И. Я. Яковлев написал свое знаменитое   «Духовное завещание чувашскому народу». Он писал: « … Берегите   величайшую   святыню   –   веру   в   Бога.   Чтите   и   любите   великий, добрый, умный русский народ. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью.   Помните,   что   долг   работать   над   просвещением   чуваш   лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Берегите семью: в семье опора народа и государства. Будьте дружны между собой. Верьте в силу мирного труда и любите его…»(См. приложение 8).           Неоценим вклад, который  внёс И. Я. Яковлев в приобщение коренных народов   Поволжья   и   Урала   к   достижениям   мировой   цивилизации.   Село Кошки­Новотимбаево,   где   он   родился,   по   праву   считается   духовной столицей  чувашского народа. И.Я. Яковлев успешно занимался переводом на чувашский язык произведений классиков русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю.   Лермонтова,   Н.А.   Некрасова,   Л.Н.   Толстого   и   др.   Все   это   сыграло важную   роль   в   укреплении   дружбы   чувашского   и   русского   народов. Уникальные   образцы   переводческого   дела   бережно   хранятся   сегодня   в фондах   Книжной   палаты.   Труды   выдающегося   просветителя   чувашского народа И.Я. Яковлева и литература о нем навсегда оставят его имя в истории чувашского народа.         И.Я. Яковлев будет жить в наших сердцах, пока мы его помним, потому что….. человек жив столько, сколько о нём помнят! Приложение 1. Приложения. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. Приложение 7. Приложение 8.

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".

"Великий просветитель чувашского народа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2019