"Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
21.04.2017
За аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Один из приемов технологии критического мышления получил название "Верно — не верно". Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда его использовать на уроке.
методический прием науроке Верно-неверно.docx
"Верно — не верно" — прием технологии развития критического
мышления. Как использовать этот прием на уроке?
За аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения,
придуманная американскими психологами и модифицированная для школ
российскими методистами — это технология развития критического
мышления через чтение и письмо. Один из приемов технологии
критического мышления получил название "Верно — не верно". Попробуем
разобраться, что это за прием, как и когда его использовать на уроке.
Технология развития критического мышления призвана научить ребенка
самостоятельности в рассуждениях, учит работать с информацией, сравнивать
ее, оценивать, анализировать, обобщать и применять на практике.
В кратком изложении ТРКМЧП можно представить следующим образом:
Урок делится на три этапа: вызов, осмысление, рассуждение.
Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет
мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит
готовые решения.
Для каждого этапа урока разработаны свои приемы, которые призваны
решать цели и задачи именно данного этапа.
"Верно — не верно" как прием ТРКМЧП
Прием "Верно — Не верно" давно знаком учителям. Его концепция и
алгоритм работы настолько удачно вписались в технологию развития
критического мышления, что методисты теперь рекомендуют его проводить
именно в рамках уроков по ТРКМ.
Когда использовать прием "Верно — Не верно"?
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего
применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение
пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой
информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить,
помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания,
умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать
их, мотивировать.
В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг
вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале
занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они
уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит
их знаниям. Очень важно обратить на этот момент внимание, чтобы каждый из учеников
получил в ходе урока ответы на те вопросы, которые у него возникли в самом
начале — после работы с приемом "Верно — Не верно".
Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"
Объявляется тема урока.
Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 1012.
Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с
помощью значков "+" и "".
На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным
таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают,
какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе
урока, в связи с новой полученной информацией.
Пример вопросов для приема "Верно — не верно"
Предмет: история
Тема: Аграрная реформа П. Столыпина.
Вопросы:
1 Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой в
России того времени?
2 Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только
зажиточным крестьянам?
3 Верите ли вы, что реформа имела только положительные последствия?
4 Верите ли вы, что реформа привела к росту производительности сельского
хозяйства? И т.д.
Нюансы использования приема "Верно — Не верно"
Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране,
активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных
текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Так
достигается одна из целей урока по ФГОС — развитие творческого
восприятия.
Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме
проверить: насколько точно усвоена новая информация.
При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные
вопросы, отмечая верные и неверные утверждения. Особенно часто такой
прием предлагается на уроках английского языка или литературы, когда
требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста,
выяснить, насколько правильно понят текст.
В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а
составленная учащимися таблица анализируется сразу.
Прием "Верно — Не верно" можно использовать и в качестве домашнего
задания. Попросите учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно
заранее изучать тему самостоятельно. Важнее чтобы учащиеся высказали
предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения
должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом,
развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть
взаимосвязь известного и нового.
Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые
технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая
система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от
случая к случаю.
"Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
"Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
"Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления. Как использовать этот прием на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.