Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
21.04.2017
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
методический прием на уроке УЧИМ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.docx
Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют
задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются
односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но
ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок.
Значит, на него можно чтото поймать. Что же это может быть?
Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький
вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый
вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие
же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Зачем нужны вопросы?
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое
пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский
психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:
С помощью вопроса можно получить новую информацию.
Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою
позицию.
Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп,
лад речи.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти
интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой
Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои
вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к
решению проблем.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся
по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается
примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот
навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения.
Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем
пространстве, чем тот, кто не умеет.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных
видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности,
готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать
пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом
помочь учителю. Критическое мышление — способность анализировать информацию с
позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять
полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям,
вопросам и проблемам.
Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не
бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько
советов о создании условий для задавания вопросов.
Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов
Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный
вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель
рядом, чтобы помочь.
Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько
правильных ответов и которые могут продлить диалог.
Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…»,
которые обращены как бы ни к кому.
Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только
настоящими, не выдуманными.
Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при
соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение
материала.
Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы
Стратегия «Вопросительные слова»
Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух
колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой
темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 810. После этого
ученикам предлагается за 57 минут сформулировать как можно больше
вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть
как индивидуальная, так и парная.
Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.
«Толстый и тонкий вопросы»
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок: Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы
записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми,
подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными.
Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под
строительство столицы?».
Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы
записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются
однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый
праздник?».
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по
изучаемой теме задают друг другу по 23 тонких и толстых вопроса,
предварительно записанных в таблицу.
психолога и педагога Бенджамина Блума)
При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать
разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст
представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и
поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить,
какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю
понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной
проработки.
«Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского Шесть лепестков — шесть типов вопросов
Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какиелибо
факты.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются,
чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по
какимто причинам.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со
слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они
могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В
других случаях они направлены на установление причинноследственных
связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот
вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир,
если бывсе ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на
Марс?
Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких
либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится
высоко? Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как
посадить семена цветов? Как работает пылесос?
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают
значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои
примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия,
похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является
движущим фактором в познании
В технологии критического мышления есть очень много стратегий,
позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.
Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Методический прием на уроке: учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.