УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
"ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ"
Учитель биологии
Алексеенко Е.М
2020 г.
Урок биологии по теме: «Виды корней и типы корневых систем»,6 класс.
Цель: образовательная: продолжить знакомство учащихся с органами растения, изучить внешнее строение корня, виды корней, типы корневых систем, выяснить функции корня;
развивающая: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления , правильной речи; развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать. развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;
воспитательная: показать значимость корневой системы для растения. воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: изучение нового материала.
Базовые понятия: главный, боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм, пикировка
Методы: словесные: беседа, объяснение с элементами беседы; наглядные: демонстрация натуральных объектов.
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места,
самостоятельная работа с учебником, выполнение тестовой работы .
Оборудование :таблица "Корень, корневые системы", рисунки учебника.
Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.
II Актуализация опорных знаний.
.Тест:
1. Генеративный орган растений, отвечающий за размножение:
а) корень;
б) лист;
в) семя.
2. Запас питательных веществ у однодольных находится в :
а) семядолях;
б) листьях;
в) эндосперме.
3.Вегетативный орган растения::
а) цветок;
б)лист;
в) плод;
г) семя.
4. К отделу Голосеменные принадлежит:
а) лиственница;
б) яблоня;
в) клевер;
г) кукуруза;
5. К классу Двудольные принадлежит
а) овес посевной;
б) пролеска сибирская;
в) тюльпан Шренка;
г) мышиный горошек.
6.К классу Однодольные не принадлежит :
а) ковыль;
б) люпин;
в) пшеница ;
г) лилия.
7. К классу Двудольные не принадлежит :
а) клевер;
б) паслен;
в) ковыль;
г)яблоня.
Тестовые задания проверяются в процессе взаимопроверки самими учащимися . За 7 правильных ответов - 5, за 6 правильных ответов - 4, менее 6 оценка 3. Правильные ответы записаны на доске.
1 в,2 в,3 б,4 а,5 г,6 б,7.в.
III. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с вегетативными органами растений
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых
А потом цветов нам стало жалко
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются.
Почему осыпались и вянут?
Без корней они расти не станут.
В древнем восточном изречении говорится:"Царь лесных зверей -тигр, царь морских зверей- дракон, а царь лесных растений- панацуй".Многочисленные названия корня этого растения говорят о его необыкновенной целебности:"магический корень жизни", "божественная трава", "дар бессмертия", "соль земли", "чудо мира". Догадались о каком растении идет речь?( Корень женьшеня, его называют панацеей от всяких болезней). Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с вегетативными органами растений, изучим строение корня и корневых систем, функциями корня
IV. Изучение нового материала
Учитель: что вы уже знаете о корне? Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.
1.Корень- подземный вегетативный орган растения, удерживающий его в почве, снабжающий водой и питательными веществами. (запись определения в словарь).
Формируем понятие геотропизм - рост корня к центру земли.
2.Функции корня (Рассказ с элементами беседы)
1. Удержание надземной части растения.
2. Укрепление растения на одном месте.
3. Поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ.
4. Проведение веществ.
5. Симбиотическая связь растения с микроорганизмами и грибами
почвы (микориза).
6. Накопление запасных веществ.
7. Вегетативное размножение.
3.Типы корневых систем. (Самостоятельная работа учащихся с учебником : определяют сходство и отличия корневых систем.
Корневая система – совокупность корней растения.
Стержневая :хорошо выражен главный корень ,похожий на стержень(у двудольных растений- яблоня, груша, фасоль, клевер, одуванчик).
Мочковатая: (главный корень не выделяется среди других- у злаков: пшеница, овес, ковыль,)
Выполните рисунок стержневой и мочковатой корневой системы. Подпишите рисунок .
4.Виды корней: главный, боковой, придаточный Учитель: из чего развивается корень?
(объяснение с использованием таблиц и составлением схемы)
Виды корней
главный боковые придаточные
(образуется из корешка (образуются на любых (образуются из любой
зародыша) корнях (главном или части стебля, корня
придаточных) или листа)
На рисунке стержневой и мочковатой корневой системы подпишите корни, образующие их.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза, спокойно медленно посчитать до 5.Повторить 2-3 раза.
2.Вытянуть правую руку вперед ,указательный палец медленно движется влево и вправо, вверх, вниз -следить глазами за движениями кончика пальца, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза.
3.Глазами рисуем геометрические фигуры -круг, треугольник,
квадрат, овал, ромб -не поворачивая головы. Повторить 2-3 раза.
5. Пикирование и его значение. (Рассказ учителя с элементами беседы)Учитель: что вы думаете о длине корней разных растений. Как вызвать образование боковых корней растения.?
Сообщение ученика. Пикировка или пикирование — это удаление конечной части стержневого корня у рассады, чтобы стимулировать ветвление корневой системы. Однако, по традиции, этим словом называют любое рассаживание растений из общей посуды в индивидуальные ёмкости. Для пикировки применяется заостренный колышек (по-французски — пике). Именно этот инструмент и «подарил» название процессу.
Учитель: каково значение корней? Учащиеся: всасывают из почвы воду и минеральные вещества, удерживают растение в почве
V. Закрепление .Самостоятельная работа учащихся:
Задание.А. Вставьте пропущенные слова.
1. Совокупность корней растения называется_________системой.2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется ________3. Стержневая корневая имеет хорошо выраженный __________корень. 4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется _________5. Мочковатая корневая система состоит из ________ по форме и размерам корней.6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют __________корневую систему.7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, лютик едкий, первоцвет имеют_________корневую систему.8. Корни, которые отрастают от главного, называются__________.9. Придаточными называются корни, которые отрастают от_________10. Из зародышевого корешка развивается_________корень.
Задание Б. Найди соответствие. (Работа в парах по карточкам,взаимопроверка.)
Виды корней и корневых систем |
Определение |
1.Стержневая корневая система |
А. . Отрастает от главного корня. |
2.Придаточные корни |
Б.Хорошо выражен главный корень |
3.Боковые корни |
В. Отрастает от стебля, листа. |
4. Главный корень |
Г. Нет главного корня. |
5. Мочковатая корневая система |
Д. Развивается из зародышевого корешка. |
Ответ:1-Б,2-В,3-А,4-Д,5-Г.(написан на доске).
Задание В. Выберите правильные утверждения:
1.Рост корня неограниченный.
2. Корневой волосок многоклеточный.
3.Зона роста находится на кончике корня.
4.Длина корня не зависит от условий среды обитания.
VI. Итог урока. Оценивание
VII. Домашнее задание: § 10, вопросы к параграфу, подготовить сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине» Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни
растений.
VIII. Рефлексия: Что было известным Вам ещё до нашего урока? Что нового Вы узнали? Что Вас удивило?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.