Виды корней и типы корневых систем,биология,6 класс
Оценка 4.7

Виды корней и типы корневых систем,биология,6 класс

Оценка 4.7
docx
биология
15.02.2020
Виды корней и типы корневых систем,биология,6 класс
Урок дает возможность получить знания о типах корневых систем,видах корней,их значении для растений.
Виды корней и типы корневых систем.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     УРОК  БИОЛОГИИ  В 6 КЛАССЕ

                                            ПО ТЕМЕ:

        "ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ"

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Учитель биологии

                                                                                                      Алексеенко Е.М

 

 

                  

 

                                                               

                                                              2020 г.

 

Урок биологии по  теме: «Виды корней и типы корневых систем»,6 класс.

Цель: образовательная:  продолжить знакомство учащихся с органами растения, изучить  внешнее  строение корня, виды  корней, типы  корневых систем, выяснить функции корня;

 развивающая: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления , правильной речи; развитие  умения  сравнивать, сопоставлять, обобщать. развитие навыков самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока;

воспитательная: показать значимость корневой системы для растения. воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Базовые понятия: главный, боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм, пикировка

Методы: словесные: беседа, объяснение с элементами беседы; наглядные: демонстрация натуральных объектов.

Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места,

самостоятельная работа с учебником, выполнение тестовой работы .

Оборудование :таблица "Корень, корневые системы", рисунки учебника.

Ход урока:

I.Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.

II Актуализация опорных знаний.

.Тест:

1. Генеративный орган растений, отвечающий за размножение:

а) корень;

б) лист;

в) семя.

2. Запас питательных веществ у однодольных находится в :

а) семядолях;

б) листьях;

в) эндосперме.

3.Вегетативный орган растения::

а) цветок;

б)лист;

в) плод;

г) семя.

4. К отделу Голосеменные  принадлежит:

а) лиственница;

б) яблоня;

в) клевер;

г) кукуруза;

5. К классу Двудольные принадлежит

а) овес посевной;

б) пролеска сибирская;

в) тюльпан Шренка;

г) мышиный горошек.

6.К классу Однодольные не принадлежит :

а) ковыль;

б) люпин;

в) пшеница ;

г) лилия.

7. К классу Двудольные не принадлежит :

а) клевер;

б) паслен;

в) ковыль;

г)яблоня.

Тестовые задания проверяются  в процессе  взаимопроверки самими учащимися . За 7 правильных ответов - 5, за 6 правильных ответов - 4, менее 6 оценка 3. Правильные ответы записаны на доске.

1 в,2 в,3 б,4 а,5 г,6 б,7.в.

III. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы  и задач урока.

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться  с вегетативными органами растений

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых

А потом цветов нам стало жалко

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без корней они расти не станут.

В древнем восточном изречении говорится:"Царь лесных зверей -тигр, царь морских зверей- дракон, а царь лесных растений-  панацуй".Многочисленные названия корня этого растения говорят о его необыкновенной целебности:"магический корень жизни", "божественная трава", "дар бессмертия", "соль земли", "чудо мира". Догадались о каком растении идет речь?( Корень женьшеня, его называют панацеей от всяких болезней). Сегодня мы с вами продолжим знакомиться  с вегетативными органами растений, изучим строение корня и корневых систем, функциями корня

IV. Изучение нового материала

Учитель: что вы уже знаете о корне? Учащиеся: это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.

1.Корень- подземный вегетативный орган растения, удерживающий его в почве, снабжающий водой и питательными веществами. (запись определения в словарь).

Формируем понятие геотропизм - рост корня к центру земли.

2.Функции  корня  (Рассказ  с  элементами  беседы)

      1. Удержание  надземной  части  растения.

      2. Укрепление  растения  на одном  месте.

      3. Поглощение  воды  и  растворенных  в  ней  минеральных  веществ.

      4. Проведение  веществ.

       5. Симбиотическая  связь  растения  с микроорганизмами  и  грибами

           почвы (микориза).

       6. Накопление  запасных  веществ.

       7. Вегетативное  размножение.

3.Типы корневых систем. (Самостоятельная работа учащихся с учебником : определяют сходство и отличия  корневых систем.

 Корневая  система – совокупность  корней  растения.

Стержневая :хорошо выражен главный корень ,похожий на стержень(у двудольных растений- яблоня, груша, фасоль, клевер, одуванчик).

Мочковатая: (главный корень не выделяется среди других- у злаков: пшеница, овес, ковыль,)

Выполните рисунок стержневой  и мочковатой корневой системы. Подпишите рисунок .

4.Виды корней: главный, боковой, придаточный Учитель: из чего развивается корень?

 (объяснение  с  использованием  таблиц и  составлением  схемы)

                                                                  Виды  корней

 

                                       главный                   боковые                                   придаточные

                      (образуется  из  корешка     (образуются  на любых      (образуются  из любой

                             зародыша)                        корнях (главном  или         части стебля, корня

                                                                            придаточных)                   или  листа)

На рисунке  стержневой  и мочковатой корневой системы подпишите  корни, образующие их.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

1.Быстро поморгать, закрыть  глаза, спокойно медленно посчитать до 5.Повторить 2-3 раза.

2.Вытянуть правую руку вперед ,указательный палец медленно движется влево и вправо, вверх, вниз -следить глазами за движениями кончика пальца, не поворачивая головы. Повторить 3-4 раза.

3.Глазами рисуем геометрические фигуры -круг, треугольник, квадрат, овал, ромб -не поворачивая головы. Повторить 2-3 раза.

5. Пикирование и его значение. (Рассказ учителя с элементами беседы)Учитель: что вы думаете о длине корней разных растений. Как вызвать образование боковых корней растения.?

Сообщение ученика. Пикировка или пикирование — это удаление конечной части стержневого корня у рассады, чтобы стимулировать ветвление корневой системы. Однако, по традиции, этим словом называют любое рассаживание растений из общей посуды в индивидуальные ёмкости. Для пикировки применяется заостренный колышек (по-французски — пике). Именно этот инструмент и «подарил» название процессу.

Учитель: каково значение корней? Учащиеся: всасывают из почвы воду и минеральные вещества, удерживают растение в почве

V. Закрепление .Самостоятельная работа учащихся:

Задание.А. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется_________системой.2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется ________3. Стержневая корневая имеет хорошо выраженный __________корень.   4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется _________5. Мочковатая корневая система состоит из ________ по форме и размерам корней.6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют __________корневую систему.7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, лютик едкий,  первоцвет имеют_________корневую систему.8. Корни, которые отрастают от главного, называются__________.9. Придаточными называются корни, которые отрастают от_________10. Из зародышевого корешка развивается_________корень.

Задание Б. Найди соответствие. (Работа в парах по карточкам,взаимопроверка.)

Виды корней и корневых систем

Определение

1.Стержневая корневая система

А. . Отрастает от главного корня.

2.Придаточные  корни

Б.Хорошо выражен главный корень

3.Боковые корни

В. Отрастает от стебля, листа.

4. Главный корень

Г. Нет главного корня.

5. Мочковатая корневая система

Д. Развивается из зародышевого корешка.

Ответ:1-Б,2-В,3-А,4-Д,5-Г.(написан на доске).

Задание В. Выберите правильные утверждения:

1.Рост корня неограниченный.

2. Корневой волосок многоклеточный.

3.Зона роста находится на кончике корня.

4.Длина корня не зависит от условий среды обитания.

VI. Итог урока. Оценивание

VII. Домашнее задание: § 10, вопросы к параграфу, подготовить сообщение «Использование корней растений в пищу, в медицине»  Подыскать литературные произведения, где упоминались бы корни

растений.

VIII. Рефлексия: Что было известным Вам ещё до нашего урока? Что нового Вы узнали? Что Вас удивило?


 

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Урок биологии по теме : «Виды корней и типы корневых систем»,6 класс

Урок биологии по теме : «Виды корней и типы корневых систем»,6 класс

К отделу Голосеменные принадлежит: а) лиственница; б) яблоня; в) клевер; г) кукуруза; 5

К отделу Голосеменные принадлежит: а) лиственница; б) яблоня; в) клевер; г) кукуруза; 5

Без корней они расти не станут

Без корней они расти не станут

Глазами рисуем геометрические фигуры -круг, треугольник, квадрат, овал, ромб -не поворачивая головы

Глазами рисуем геометрические фигуры -круг, треугольник, квадрат, овал, ромб -не поворачивая головы

Корневой волосок многоклеточный

Корневой волосок многоклеточный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020