Виды педагогических игр в практике организации инклюзивного процесса
для учащихся с ОВЗ в начальной школе
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные),интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правилакоторых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровуюстихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационныеи игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химическиеи т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Классификационные параметры игровых технологий.
Уровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно- ориентированный.
Ведущие факторы развития: психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная +гештальт + суггестия.
Ориентация на личностные сферы и структуры:
упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Классификационные параметры игровых технологий.
Уровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный.
Ведущие факторы развития: психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная +гештальт + суггестия.
Ориентация на личностные сферы и структуры:
ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
Характер содержания: все виды + проникающий.
Вид социальнопедагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления учебновоспитательным процессом: все виды — от системы консультаций до программного.
Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: практические + наглядные + программированные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.
Направление модернизации: активизация.
Категория объектов: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентаций.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Одно
из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая
игра. Игры, которые рекомендуются в специальной литературе для детей с ОВЗ,
дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое
только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых
связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала
Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда
возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Игры
делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые,
коллективные и индивидуальные.
Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей в начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Включение элементов сказки
делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение
приводит к тому, что учащиеся с ОВЗ становятся активными участниками
учебно-воспитательного процесса.
Мнемотехнический прием запоминания обладает большим
развивающим потенциалом, так как он обеспечивает на уроке подлинно учебную
деятельность, снижая, тем самым, нагрузку на природную память учащихся с ЗПР,
возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены. Основываясь
на принципе от частей к целому, на методе естественных и искусственных
ассоциаций, приемы мнемотехники позволяют использовать естественные механизмы
памяти мозга, позволяют полностью контролировать процесс запоминания,
сохранения припоминания информации, так как основной опорой
запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные
связи, устанавливаемые внутри того, что запоминается (между отдельными
частями информации, между новым и хорошо известным материалом).
Использование игровых технологий в создании развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования является тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
· успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
· развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
· сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.