Виды речевой деятельности. Урок русского языка в 10 классе

  • pptx
  • 17.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НА 13 сенетября 10класс.pptx

Определи значение слов

ЯТЬНЕОЛСЕТДЬ- ЭТО….
ВИДЫ ЕТЛЯЬНЕОДТИС -

Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение риторике двойную плату. «Почему?» -спросил удивленный ученик. (Я должен научить тебя не только красиво говорить, но и слушать.)

ТЕМА урока: Виды речевой деятельности

Цель: узнать….
Научиться…
Где пригодится? ….
Работаем с учебником: с. 62- кластер
4 этапа речевой деятельности с. 63- учебная статья- найти информацию

Работа в группах: упр.66 с.64

Работа с памятками: 1 группа- 1 ряд с. 190 памятка №3 «Как читать текст, чтобы понять его содержание
2группа- 2 ряд- памятка №4 Как слушать текст, чтобы понять его содержание с. 191
3 группа – 3 ряд – памятка №8 с. 194 О чем нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением

Беседа героев знаменитого писателя эпохи Возрождения, жившего в Нидерландах в XVI веке, Эразма Роттердамского, описанная в его известных «Разговорах запросто».

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.
Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.
Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!
Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.
Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.
Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.
Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?
Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.
Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!
Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.
Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает...
( возвратиться к вопросам)

Хороший слушатель -Плохой слушатель

 
Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.
Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.
Перебивает собеседника, как только представиться случай.
Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).
Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.
Рассматривает тему как скучную и неинтересную.
Улавливает только факты и не понимает главной идеи.
Пока говорит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.
Резко, категорично выражает свое мнение.
Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.
Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Как вы понимаете эти слова?

«Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело».
К. Ушинский

Один раз я читаю его вслух, вы про себя одновременно. /Чтение/.

Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.
Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.
Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.
Английский парламент пригласил его в Англию, затем он поехал в Швецию, в Венгрию – вся Европа торопилась научиться у Коменского. Когда при только что открытом Московском университете появилась типография, то одной из первых книг, которые там стали печатать, была книга Коменского «Мир в картинках», переведённая на все европейские языки.
(С.Соловейчик «Час ученичества»)

Прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

. 1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.
2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.
3.Коменский – сын чешского мельника.
4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.
5.Коменский закончил академию и университет.
6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.
7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.
8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.
9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

Правильные ответы: 3,5,9.

Домашнее задание

Упр.70 с. 68

Работа с текстом с пропущенными словами. Вставьте необходимые слова

Известно, что люди читают с разными целями. От цели чтения зависит характер самого чтения: темп чтения, глубина понимания текста, внимание к различным частям и отдельным деталям.
Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует __________________Другими словами,______________________тение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе____________________чтения мы прежде всего обращаем внимание на внешние данные книги:___________________________________________________________
Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному________________чтению. Цель __________________чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения. Иначе говоря, целью_______________тения является максимально полный охват нужной информации, стремление её осмыслить.
Следовательно, если читающий осознаёт цель чтения, он правильно планирует свою дальнейшую работу, то он выбирает один из способов чтения:________________________________

Задания на выбор:

Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему? (советы самому себе)
Почему для создания хороших текстов нужно уметь хорошо слушать, хорошо читать и хорошо говорить? (рассуждение о связях всех видов речевой деятельности)
Французский философ-гуманист Мишель де Монтень высказал свое мнение о хорошей речи: «Речь, которую я люблю, это бесхитростная, простая речь, такая же на бумаге, как и на устах; речь сочная, острая, каждый кусок ее должен выполнять свое дело». А какую речь любите вы и почему, обоснуйте?
Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, дабы дурь видна была каждого. (ПетрI)
О каком виде речевой деятельности здесь говорится? Как сделать так, чтобы дурь не была видна?

Расставить знаки препинания

Все хорошо и песни и работа и право у костра встречать рассвет. 
А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы торчащие из-под снега.
Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга.
Когда Ассоль решилась открыть глаза покачиванье шлюпки блеск волн приближающийся мощно ворочаясь борт «Секрета»  всё было сном где свет и вода качались кружась подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене
А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.
Везде над головой под ногами и рядом с тобой живет грохочет торжествуя свои победы железо.

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Марка Туллия Цицерона:

«На самом деле самое трудное в речи, как и в жизни, — это понять, что в каком случае уместно».

Самодиктант. Запишите слова с корнями, данными в задании 1, и укажите их значение.

Например, моноспектакль — это спектакль, в котором участвует только один актёр. Диада — объединение двух участников. Политехнический — имеющий отношение ко многим областям техники. Филология — наука о языке и об искусстве слова — художественной литературе.

Понаблюдайте над составом слов монолог, диалог и полилог. Выделите общий и различающие их корни, уточните значение каждого. Запишите.

.
греч. logos — ...; monos — ...; dia — ...; poly — .
• Сделайте вывод о значении этих слов

Закончите предложения

1. Из всех способов общения людей самый главный — это ...
2. Существуют следующие формы речи: ...
3. Устная речь — это речь, произносимая в процессе ...; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности.
4. Люди изобрели письменную речь для того, чтобы ...
5. Если бы у нас не было внутренней речи, то ...
6. Речь одного человека — это ...
7. Разговор двух людей — это ...
8. Разговор многих людей — это ...
 

«Дни поздней осени» К.Сергиенко

Эта неделя серебряная. Смотри, даже на яблоках серебристый налет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из серебра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем есть серебро, особенно когда смеешься. У тебя нежный и мелодичный смех, тебе так к лицу улыбка. На эту неделю тебе пошли бы серебряные туфельки и платье серого перламутра. И отношения у нас серебряные, не раскаленные до страстей.

Но будет еще золотая. До нее не так много времени. Сначала золото проникнет в природу. Луна потеряет свой ясный свет и превратится в золотой доспех кондотьера. Потом и лес вспомнит, что он не так уж беден. Воздух перестанет быть легким и чистым, в нем появится запах утраты, небо пронижут желтые дымы костров. И у нас будет золотая неделя. Каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово прибавят в цене и весе. В твоем смехе появится густой золотой осадок. Ты будешь дарить мне янтарные яблоки, твои движения станут медленными, томными, и ты наденешь шафрановое платье. Я буду любить тебя сильно, еще сильней оттого, что в конце золотой недели ты сделаешь мне прощальный знак и начнется неделя медная, пора засыпания природы, пора засыпания чувств. И будет еще неделя платины, серые мерзлые дни, когда все самое дорогое выглядит серым, спит под слоем снегов, и даже рука, касаясь руки, думает, что это просто ледышка..