Раздел долгосрочного плана: 10.3D Спирты |
|
||||||
Дата: |
ФИО преподавателя:Бериккайрова Г.М. |
||||||
Группа: А-16-20,Д-14-20,ТЭ-12-20 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||
Тема урока |
«Растворимость спиртов в воде, горение спиртов, качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты» |
||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.4.2.27 проводить качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты;
|
||||||
Цели урока |
На основании проделанного опыта определить следующие физ. свойства спиртов: цвет, запах, растворимость в воде. Изучить некоторые химические свойства предельных одноатомных спиртов. Отметить качественную реакцию на многоатомные спирты.
|
||||||
Критерии оценивания |
- согласно инструктивной карточке проводит лабораторные опыты с целью изучения некоторых свойств спиртов, соблюдая правила техники безопасности - отвечает на вопросы после проведения каждого лабораторного опыта - записывает уравнения осуществляемых химических реакций
|
||||||
Языковые цели
|
Учащиеся могут: Проводить лабораторные опыты с целью изучения некоторых свойств спиртов, соблюдая правила техники безопасности. Предметная лексика и терминология Спирт –alcohol, отношение к металлам – ratio to metals растворимость в воде – solubility in water кислотный характер среды раствора – acidic nature of the solution medium качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты – qualitativereactions to monohydric and polyhydric alcohols Полезные выражения для диалогов и письма: Спирты хорошо растворяются в воде, так как … Низшие спирты смешиваются с водой в любых соотношениях…. Чем больше атомность спирта, тем больше водородных связей образуется. Это также способствует увеличению температуры кипения Чем больше атомность спирта, тем больше водородных связей образуется. … способствует увеличению температуры кипения… |
||||||
Привитие ценностей
|
Формирование навыков работы в коллективе ученик – ученик, ученик – учитель. Уметь анализировать полученную информацию. Подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий. Формировать у учащихся убежденность в безнравственности пьянства и алкоголизма, закрепление отрицательного отношения к алкоголю.
|
||||||
Межпредметные связи |
Неорганическая химия – качественный состав спиртов, химические и физические свойства |
||||||
Предварительные знания
|
8.4 AСоединения углерода 9.1В Строение элементов и их соединений 10.3AВведение в органическую химию 10.3B Углеводороды |
||||||
Ход урока |
|||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
|||||
Начало урока 4 минуты
|
Организационный момент «Мозговой шторм» Что такое спирты? Какова классификация спиртов по различным признакам? Дайте определение функциональной группы. Какая функциональная группа спиртов?
Ознакомление учащихся с темой и целью урока. |
Презентация |
|||||
Середина урока 35 минут
|
Лабораторная работа Опыт 1 Физические свойства спиртов 1. Рассмотрите в склянках спирты: этиловый, пропиловый, изопропиловый, изоамиловый; глицерин, этиленгликоль. Опишите цвет, запах, др. внешние признаки. 2. Отлейте по 2 мл каждого спирта в пробирки и добавьте в каждую пробирку 1-2 мл воды. Смешайте спирты с водой. Что можете сказать о растворимости спиртов в воде? Вывод: 1. Спирты – прозрачные, бесцветные жидкости, со своеобразным запахом. 2. Одноатомные предельные спирты легче воды. 3. Низшие спирты смешиваются с водой в любых соотношениях. 4. Имеется разница в физ. свойствах глицерина и этанола. Глицерин вязкий. Это объясняется большим количеством водородных связей в глицерине. Этим же объясняется более высокие температуры кипения многоатомных спиртов. Опыт 2. Растворимость спиртов в воде и их кислотный характерВ сухую пробирку наливают 1 мл этанола. По каплям добавляют к спирту 1 мл воды. Раствор этанола разделяют на две пробирки и добавляют в первую– 1–2 капли раствора лакмуса, во вторую – столько же раствора фенолфталеина. Опыт повторяют с изоамиловым спиртом. Вопросы и задания1. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод о растворимоти в воде предложенных спиртов. Объясните причину. 2. Изменяется ли окраска индикаторов? Сделайте вывод о кислотном характере водного раствора этанола.
Опыт 3. Отношение спиртов к активным металлам В пробирку с 1 мл спирта бросают небольшой кусочек металлического натрия, очищенный и высушенный фильтровальной бумагой. Пробирку закрывают пробкой со стеклянной трубкой. Выделяющийся газ поджигают. Если натрий прореагировал не полностью, то добавляют избыток спирта, доводя реакцию до конца.После того, как весь натрий прореагирует, пробирку охлаждают и добавляют 3–4 капли воды и 1 каплю фенолфталеина.Вопросы и задания1. Напишите уравнение реакции. Какой газ выделяется при взаимодействии натрия со спиртом? Как это доказать?2. Какое вещество кристаллизуется?3. Почему спирт должен быть обезвоженным и зачем необходимо, чтобы натрий прореагировал со спиртом полностью?4. Напишите уравнение реакции полученного продукта с водой. Что показывает индикатор? Оцените кислотность спирта.Опыт 4. Получение диэтилового эфираВ сухую пробирку вносят по 0,5 мл этанола и концентрированной серной кислоты. Смесь осторожно подогревают до образования бурого раствора и к еще горячей смеси очень осторожно приливают еще 0,5 мл этилового спирта.Вопросы и задания1. Напишите уравнение реакции и укажите тип реакции. По какому признаку можно определить диэтиловый эфир?2. Через какие промежуточные стадии протекает реакция?3. Почему реакцию проводят при незначительном нагревании? Какие побочные продукты могут образоваться в данной реакции?4. Имеет ли влияние на состав продуктов реакции соотношение этанола и серной кислоты?Опыт 5. Образование сложного эфираВ пробирку наливают по 0,5 мл изоамилового спирта и концентрированной уксусной кислоты, затем добавляют 2 капли концентрированной серной кислоты. Смесь осторожно подогревают и выливают в стакан с водой.Вопросы и задания1. Напишите уравнение реакции, назовите продукты. Укажите тип реакции. По какому признаку можно определить образующийся сложный эфир?2. Отметьте растворимость сложного эфира в воде.Опыт 6. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II)В две пробирки помещают по 1 мл раствора сульфата меди (II) и по 1 мл раствора гидроксида натрия. В первую пробирку добавляют 0,5 мл этанола, во вторую – столько же глицерина и встряхивают. Нагревают содержимое пробирок. Вопросы и задания1. Опишите наблюдаемые явления и составьте соответствующие уравнения реакций. Отметьте цвет образующихся продуктов реакций. Как называется образующееся термически устойчивое соединение? 2. На основании полученных наблюдений сделайте вывод о подвижности атома водорода в функциональной группе в одно- и многоатомных спиртах. С каким эффектом это связано? 3. Можно ли данную реакцию считать качественной на многоатомные спирты?
В общем выводе о работе ответьте на следующие вопросы: 1. Чем определяются свойства, характерные для спиртов? Какие это свойства? 2. Какие реакции характерны для алифатических спиртов? 3. Какие вещества образуются в результате окисления первичных, вторичных и третичных спиртов? 4. Какие качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты Вы изучили? 5. Какие спирты более реакционноспособны: одно- или многоатомные? Как это подтвердить?
|
Презентация Реактивы и материалы: спирты: этиловый, пропиловый, изопропиловый, изоамиловый; глицерин, этиленгликоль; безводный и 2 н раствор сульфата меди (II); оксид меди (II); концентрированный и 2 н раствор серной кислоты; концентрированная уксусная кислота; концентрированный раствор аммиака;12 н раствор гидроксида натрия; раствор йода в йодистом калии; 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина. Оборудование: набор пробирок, пробка с газоотводной трубкой, стаканчик (100 мл), пипетка, спиртовка.
|
|||||
Конец урока 6 минуты
|
Рефлексия «Одним словом» Выберите 3 слова из 12, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке: ü Раздражение ü Злость ü Радость ü Равнодушие ü Удовлетворение ü Вдохновение ü Скука ü Тревога ü Покой ü Уверенность ü Неуверенность ü Наслаждение
|
Презентация |
|||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности №1 Запрещается брать вещества руками. №2 Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами. №3 Определяя вещество по запаху, направляйте к себе газ рукой не делайте глубокого вдоха.
|
|||||
|
|
|
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.