МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине «Педагогическая психология»
Тема: «Виды воспитания»
Выполнил: обучающийся 4 курса
Семенова Ольга Андреевна
Направление подготовки 44.03.02.
«Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология образования», ЗФО
Мурманск
2022
Умственное воспитание
«процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности»
Направлено на развитие: интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления, силы воли, формирование культуры интеллектуального труда.
Задачи умственного воспитания:
формирование мотивации учебно-познавательной деятельности;
развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании;
развитие всех видов мышления – теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и т. д.;
освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству;
развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.
Нравственное воспитание
«целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения»
Результаты нравственного воспитания:
нравственное сознание
нравственные чувства
нравственное поведение
Структура нравственного убеждения включает такие компоненты:
интеллектуальные
эмоциональные
волевые
Ребенок может вести себя безнравственно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме.
Нравственные убеждения – основа прогноза поведения ребенка (Л.А. Матвеева и А.И. Раева)
Трудовое воспитание
«целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на осознанный выбор профессии»
Основная цель: формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации.
Виды труда: учебный, производительный, бытовой,
общественно-полезный, трудовое и профессиональное обучение.
политехническая и начальная экономическая подготовка;
подготовка к выбору профессии, профориентация;
формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нём, ответственности и чувства долга, профмобильности;
выработка навыков и умений работать с простейшими инструментами.
Задачи:
Эстетическое воспитание
«целенаправленный процесс формирования у
подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей»
Задачи:
обогащать личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства;
обучать начальным навыкам и умениям самостоятельности деятельности в искусстве;
развивать музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;
воспитывать эстетические чувства;
сформировать эстетическое сознание.
Средства эстетического воспитания: познание, труд , игра, природа, искусство: театр, музыка, литература, архитектура, живопись, мода, общение, быт.
Методы: разъяснение, беседа, решение эстетических задач, пример, поощрение, упражнения в эстетической деятельности
Формы: лектории, кино- и видео лектории, дискотека, факультативы, кружки, студии, салоны, гостиные, встречи с деятелями искусства экскурсии и др.
Экологическое воспитание
«целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности»
Компоненты экологической культуры: * экологические знания и умения, * экологическое мышление, * ценностные ориентации, * экологически оправданное поведение.
Показатели экологической деятельности:
понимание современных экологических проблем;
развитое чувство любви к природе;
осознание ответственности за сохранение природы;
умение видеть, ценить и сохранять красоту;
активная природоохранительная деятельность.
Физическое воспитание
«система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании»
Методы: физические упражнения, тренировки, разъяснение,
объяснение, инструкции, пример, соревнование.
Задачи:
развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки;
формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности в укреплении своего здоровья и эмоционально-ценностного отношения к нему;
повышение физической и умственной работоспособности;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом;
формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
Патриотическое воспитание
Слово «патриотизм» произошло от греческого patris (отечество).
«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»
В.И. Даль
«Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота»
В.А. Сухомлинский
Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны.
Гражданское воспитание - процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения
Интернациональное воспитание
«целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества».
Направления (М.И.Рожков и Л.В.Байбородова):
воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми;
формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;
обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур;
воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.
Интернациональное воспитание необходимо не только для формирования толерантного отношения к людям других национальностей, но и активности ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что усиливает его позиции к субъекта воспитания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.