АВТОНОМНАЯ НЕККОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ по дисциплине: Социальная педагогика
на тему:
Виды и причины деструктивного поведения подростков
Работу выполнила
Слушатель курса 1.32
Современные формы и технологии работы социального педагога
Гой Светлана Викторовна
Новосибирск- 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 4
Глава 1. Причины деструктивного поведения................................................. 6
Глава 2. Виды деструктивного поведения..................................................... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... 17
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания подростков с деструктивным поведением. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с деструктивным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов и т.п.
Деструктивное поведение (в психологической литературе) – поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В. В. Ковалев), либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием деструктивности считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Исследования, посвященные изучению деструктивного поведения подростков, указывают на ряд особенностей (неадекватная самооценка, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции эмоционального состояния, отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок), которые свидетельствуют о необходимости коррекционной работы (С.А.
Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А Клейберг, А.Г. Ковалев, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др.).
В соответствии с проблемой, целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить состояние проблемы деструктивного поведения в психологопедагогической литературе.
2. Изучить причины и психологические особенности деструктивного поведения подростка.
Методологической основой исследования являются основные положения отечественной и зарубежной психологии, раскрывающие понятие деструктивное поведение, классификации отклоняющегося поведения (Ц.П.
Короленко, Т.А. Донских, Н.В Дмитриева, Д.В. Четвериков, Е.В.
Змановская).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме.
Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:
- внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
- внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция). [1, с. 10-16]
Внутренняя активность всегда найдѐт выход во внешний мир. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.
Социально - деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом: [10, с. 100]
1) социальная и личностная дискредитация, подрыв репутации или авторитета личности, склонность к критике, осуждению, открытое оскорбительно-непочтительное поведение;
2) конкуренция; деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива;
3) уход от искреннего общения; личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос: «Зачем ты ведѐшь себя таким образом?»
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей: [12, с.
250]
- вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
- не соответствует социальным нормам;
- приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
- выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
- связана с отрицательной направленностью личности; - развивается в результате отсутствия социальной адаптации; - имеет свои собственные индивидуальные черты.
Основу модели разрушительного поведения составляют:
- отсутствие мотивации;
- неадекватность;
- дезадаптивность;
- аутичность;
- отсутствие результативности.
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Степень адаптации во многом определяет поведение личности. [13, с. 186]
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своѐ разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
1) духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности);
2) морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила);
3) правовые нормы (правила, закреплѐнные в правовых актах);
4) организационно-профессиональные нормы (инструкции);
5) индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребѐнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска. [16, с. 593]
Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Учѐные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
- наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм,
преступность, бюрократизм);
- ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчѐту и т. д.);
- ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
- либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Причиной неблагополучного развития детей являются деструктивные процессы, нарушающие целостную структуру личности. Известно, что простейшая структура личности состоит из трех составляющих: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферы.
Гармоничное развитие всех трех составляющих обеспечивает успешность развития человека. Деструктивное поведение может появиться у школьника как результат незнания правил поведения или нежелания их применять в своей деятельности. Источники деструктивности в поведении школьников: [16, с.594]
1) подчинение ребенка воле взрослого; подавляя самостоятельность и инициативу, педагог препятствует развитию индивидуальности детей, их активности, что приводит к возникновению конфликтов; девиантное поведение, психология которого базируется на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле обучения;
2) осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка; при таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема утрачивает свою значимость, педагог теряет интерес к школьнику, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока все идет нормально, беспокоиться не о чем; деструктивное поведение становится средством привлечения внимания к своей личности; педагог непроизвольно направляет ребенка по «проблемному» пути развития, так как для привлечения внимания к себе воспитанник будет все чаще совершать проступки, на которые реагирует взрослый;
3) монополизация ребенка школой; ребенок поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе; при большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается, как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, нарушения в форме
одежды и т.д. [10, с. 105]
По мнению Эриха Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10-15 % населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного. Психология отклоняющегося поведения детей предлагает способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование. [11, с. 589]
1) За счет направления деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария, хирургия и другие специальности, где агрессия используется с целью лечения и восстановления.
2) За счет выражения себя в таких видах спорта, как стрельба, дартс, метание диска, борьба. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения.
3) В процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры. Деструктивное поведение детей, замеченное в дошкольном или школьном возрасте, не может быть устранено методами подавления. Наиболее эффективный путь – преобразование и направление энергии импульса на социально значимые цели.
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот.
В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы: [12, с. 300]
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения
закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Многие учѐные, психологи и социологи ещѐ с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несѐт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведѐм таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.
Таблица 1
Подходы к пониманию деструктивного поведения
Дата |
Учѐный |
Классификация |
Суть |
1938 г. |
Р. К. Мертон |
Подчинение |
Принятие общественных целей и средств их достижения |
Инновация |
Принятие общественных целей, но не средств их достижения |
||
Ритуалзм |
Отрицание цели из-за невозможности еѐ достичь, но сохранение стремления к еѐ осуществлению |
||
Ретретизм |
Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения |
||
Мятеж |
Попытка изменить общественные цели и средства их достижения |
Продолжение таблицы 1
Дата |
Учѐный |
Классификация |
Суть |
1981 г. |
В. В. Ковалѐв |
Девиации социальнопсихологического характера |
— нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения. |
Девиации патологического характера |
— патологические; — непатологические. |
||
Личностнодинамические девиации |
— реакция; — развитие; — состояние. |
||
1987 г. |
Ф. Патаки |
Преддевиантный синдром(предпосылки к девиантному поведению) |
— аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития. |
Основы девиантного поведения(устойчивые формы) |
— преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид. |
||
1990 г. |
Ц.П.Короленко |
Нестандартные действия |
Мотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм. |
Деструктивное поведение |
— поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид). |
||
1995 г. |
В. Н. Иванов |
Докриминогенное поведение |
Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ. |
Криминогенное поведение |
Уголовно-наказуемые преступления |
Продолжение таблицы 1
2001 г. |
Ю.А. Клейберг |
Негативное поведение |
Саморазрушение |
Позитивное поведение |
Творчество |
||
Нейтральное поведение |
Попрошайничество |
||
2004 г. |
Е.В.Змановская |
Антисоциальное поведение |
Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности. |
Асоциальное поведение |
Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении. |
||
Аутодеструктивное поведение |
Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе. |
||
2010 г. |
Н. В. Майсак |
Девиации по характеру поведения |
— конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения). |
Девиации по уровню принятия обществом |
— одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм). |
Деструктивные формы поведения [9, с. 120]
Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:
- радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир);
- гиперадаптация (постановка недостижимых целей);
- конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен);
-девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы);
- социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).
Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомов: [18, с. 48-49]
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких; - отсутствие возможности испытывать эмоции; - угроза чужой и собственной жизни.
Чаще всего такому поведению подвержены следующие категории подростков:
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- девочки - подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, депрессивные
Рекомендации родителям по профилактике деструктивного поведения:
- обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка;
- общаться, обсуждать проблемы; учить разрешать эти проблемы;
- если родитель не справляется сам, чувствует неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере ребенка, нужно обращаться за помощью.
- воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни;
- вовлекать подростков в полезные виды деятельности;
- подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки.
1. Понять своего ребѐнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребѐнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
2. Создать баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребѐнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребѐнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребѐнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретѐт мотивацию к их выполнению.
3. Активировать личностные ресурсы подростка. Помочь ребѐнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности.
Экспериментировать, добиваться того, чтобы он нашѐл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
4. Решать задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помочь ребѐнку постепенно становиться взрослым. Создать ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
5. Проявлять меньше агрессии. Терпимее относиться к промахам своего ребѐнка. Вместо того,чтобы ругать его, объяснить где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
Деструктивное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
В работе раскрыто понятие «деструктивное поведение», выделены его основные признаки и особенности, дана психологическая классификация отклоняющегося поведения и перечислены пути и методы его коррекции. Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной - нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения
закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Родители должны быть внимательны к ребенку. Главной причиной появления детей с деструктивным поведением является неспособность взрослых эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей , как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость, недостаток контроля со стороны родителей, частые конфликты в семье, нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
1. Бунас, А. А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности [Текст] / А. А. Бунас // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф., г. Чита, июнь 2013 г. – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 10–16.
2. Дети и молодежь в России: глобальные вызовы современности [Текст] / А. А. Шабунова, Г. В. Леонидова, О. Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 6 (42). – С. 36–57.
3. Дик, П. В. Психологические концепции риска и рискованного поведения [Текст] / П. В. Дик // Актуальные проблемы психологии. – 2008. – С. 63–68.
4. Землякова, М. А. Развитие творческих способностей и ценностных ориентаций подростка во внеурочное время [Текст] / М. А. Землякова //
Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-1. – С. 62–69.
5. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
6. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014.
№ 18. С. 23- 29.
7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
8. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Текст] / под ред. академика РАН М.К. Горшкова. – М.: Ин-т социологии РАН, 2015. – 215 с.
9. Основные показатели деятельности учреждений здравоохранения Вологодской области за 2012 год [Текст] / Департамент здравоохранения Вологодской области, Медицинский информационно-аналитический центр. – Вологда, 2013. – 135 с.
10. Разварина, И. Н. Семья как социальный институт развития личности ребенка в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / И. Н. Разварина, Н.
А. Кондакова // Проблемы развития территории. – 2014. – № 8 (74). – С. 100– 109.
11. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика
Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584 – 592.
12. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
13. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.
Выготского. 2015. С. 186-187.
14. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
15. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
16. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.
Выготского. 2015. С. 592 – 594.
17. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52
18. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Российский государственный гуманитарный университет‖ (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
19. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО ―Российский государственный гуманитарный университет‖, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142-144.
20. Тарасова, Ю. Б. Связь ценностных ориентаций и социометрических характеристик личности подростков [Текст] / Ю. Б. Тарасова // Психология XXI века : сб. материалов VIII междунар. науч.- практ. конф. молодых ученых, г. Санкт-Петербург, 26–28 апреля 2012 года. – СПб., 2012. – С. 102– 106.
21. Челышева, Ю. В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков с асоциальным поведением [Текст] / Ю. В. Челышева // Системная психология и социология. – 2015. – № 4 (16). – С. 23–29.
22. Чигирь, А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе [Текст] / А. А. Чигирь // Студенческая наука как фактор личностного и профессионального развития будущего специалиста. – Мн., 2006. – С. 53–55. 23. Шабунова, А. А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация, результаты, выводы [Текст] / А. А. Шабунова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 2 (38). – С. 116–128.
24. Шабунова, А. А. Здоровье населения России: состояние и динамика
[Текст]: монография / А. А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с. 25. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия:
Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 82 – 92.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.