Виды мотивационных состояний

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую- щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по- ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз- нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различают следующие виды установок
Иконка файла материала Виды мотивационных состояний.doc
Виды мотивационных состояний: установки,               интересы, желания, стремления, влечения    Установка ­ это стереотипная готовность действовать в соответствую­ щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по­ ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз­ нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель  действия, ни потребность, ради которой оно совершается.    Различают следующие виды установок: 1) Ситуативно­двигательная (моторная) установка (например, готовность  кисти руки к оперированию большими или малыми предметами). 2) Сенсорно­перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи­ мого сигнала из общего шумового фона). 3) Социально­перцептивная установка ­ стереотипы восприятия социально  значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как  признак криминализованной личности). 4) Когнитивная ­ познавательная установка (предубеждение следователя в  отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна­ нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс­ тупают на второй план). 5) Мнемическая установка ­ установка на запоминание значимого материа­ ла.    Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус­ ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах,  осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются  в системе понятий.    Мотивационное состояние человека является психическим отражением  условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин­ дивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в  виде интересов, желаний, стремлений и влечений.    Интерес (от лат. "interest" ­ имеет значение) ­ избирательное отно­ шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо­ ционального переживания значимых ситуаций.    Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте­ ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной  группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но  связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не  осознается.    Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на  протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с  потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и  духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости  (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и  косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к  какому­либо вещественному доказательству является интересом косвенным,  тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в  целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не  только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в  ней.    Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными  потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле­ жат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в  себя определение круга интересов данного человека.    С интересами человека тесно связаны его желания.    Желание ­ мотивационное состояние, при котором потребности соотне­ сены с конкретным предметом их удовлетворения.     Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но  эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда­ ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от­ четливым представлением необходимых средств и способов действия яв­ляется намерением.    Разновидностью стремления является страсть ­ стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует  над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ­ ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно  переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулиру­ ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це­ ли. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от  общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица­ тельные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ве­ дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного  поведения.    Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение со­ циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от­ дельным видам трудовой деятельности и т.п.). "Полное отсутствие стра­ стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе­ нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти ­ это небесный огонь, оживляющий нравственный  мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст­ вом". Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребнос­ тей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так  называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа­ тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот­ ропных веществ).    Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности  являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к опреде­ ленной группе объектов ­ влечениями. Влечения могут быть естественными  и сформировавшимися в социальных условиях.    Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органи­ ческими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулиро­ ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи­ зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для  своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит  на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе­ ния и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не  найден удачный исход".    Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствую­ щих целей и принятие конкретного решения.    Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мо­ тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре­ зультата. Мотив ­ это довод в пользу избираемого действия, осознание  его личностного смысла.    Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако  не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб­ ности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна­ ются, другие не осознаются. Мотив ­ осознанное побуждение к достижению  конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого,  преднамеренного действия.    Одна из основных особенностей развитого человеческого знания ­ спо­ собность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений.  "Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влече­ ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек­ та, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не ис­ черпывается ни каким­нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь  над ними, в состоянии произвести выбор между ними".     Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной  сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери­ зуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически  организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием лич­ ности.При сознательно­волевой регуляции побуждений высшие уровни побужде­ ний противопоставляются низшим уровням, влечениям.    Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по­ веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио­ нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели,  они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием.  Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не  имеют осознанных мотивов.    Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове­ ческого поведения. Мотив ­ сознательный элемент мотивации.    Всякое побуждение характеризуется отрицательным эмоциональным отно­ шением к наличному состоянию и положительным эмоциональным отношением  к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его  ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые при­ обрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение чело­ века определяется не только объективной значимостью объектов потреб­ ностей, но и субъективным отношением к ним.    Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с  удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет  большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела­ ний переживается особенно остро.    Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным условиям всей мотивационной структуры личности.    В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего  дефекты ценностной ориентации личности.    Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений) ­  это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий  уровень потребностей, результат чрезмерного расширения нормы потреб­ ностей низкого уровня (разврат, пьянство, стяжательство и т.п.). В  этих случаях низкие потребности становятся пределом устремлений чело­ века, его идеалом. И это основной рубеж, разделяющий личность социа­ лизированную от личности несоциализированной.    Имея ограниченную, стереотипно зафиксированную мотивационную уста­ новку, человек приходит в противоречие с действительностью, в том чис­ ле и с правовыми требованиями.