Виды мотивационных состояний: установки,
интересы, желания, стремления, влечения
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствую-
щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по-
ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз-
нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель
действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают следующие виды установок
Виды мотивационных состояний: установки,
интересы, желания, стремления, влечения
Установка это стереотипная готовность действовать в соответствую
щей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному по
ведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосоз
нанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель
действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают следующие виды установок:
1) Ситуативнодвигательная (моторная) установка (например, готовность
кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).
2) Сенсорноперцептивная установка (ожидание звонка, выделение значи
мого сигнала из общего шумового фона).
3) Социальноперцептивная установка стереотипы восприятия социально
значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как
признак криминализованной личности).
4) Когнитивная познавательная установка (предубеждение следователя в
отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его созна
нии обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отс
тупают на второй план).
5) Мнемическая установка установка на запоминание значимого материа
ла.
Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных ус
ловиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах,
осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются
в системе понятий.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением
условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, ин
дивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в
виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес (от лат. "interest" имеет значение) избирательное отно
шение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмо
ционального переживания значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Инте
ресы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной
группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но
связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не
осознается.
Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на
протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с
потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и
духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости
(кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и
косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к
какомулибо вещественному доказательству является интересом косвенным,
тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в
целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не
только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в
ней.
Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его
жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными
потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко ле
жат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в
себя определение круга интересов данного человека.
С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание мотивационное состояние, при котором потребности соотне
сены с конкретным предметом их удовлетворения.
Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но
эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на созда
ние такой желаемой ситуации называется стремлением. Стремление с от
четливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.
Разновидностью стремления является страсть стойкое эмоциональное
стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует
над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направ
ленность всей деятельности человека. Состояние страсти остро и бурно
переживается. Но страсть в отличие от импульсивных действий регулиру
ется волей. Она направлена на достижение предварительно осознанной це
ли. Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от
общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрица
тельные страсти (страсть к стяжательству, к азартным играм и т.п.) ве
дут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного
поведения.
Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение со
циально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к от
дельным видам трудовой деятельности и т.п.). "Полное отсутствие стра
стей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отупе
нию, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее.
Действительно, страсти это небесный огонь, оживляющий нравственный
мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа благородст
вом". Однако низменные страсти, связанные с гиперболизацией потребнос
тей низшего уровня, ведут к личностной деформации, к вовлечению в так
называемый порочный круг (например, страсть к азартным играм, к стяжа
тельству, патологическая страсть к саморазрушению посредством психот
ропных веществ).
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности
являются его склонностями, а состояние навязчивого тяготения к опреде
ленной группе объектов влечениями. Влечения могут быть естественными
и сформировавшимися в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органи
ческими процессами и лишь в очень незначительной мере могут регулиро
ваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на органи
зацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для
своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит
на мышление, приковывая его к нахождению способов своего удовлетворе
ния и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не
найден удачный исход".
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствую
щих целей и принятие конкретного решения.
Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мо
тива данного действия, с понятийным моделированием его будущего ре
зультата. Мотив это довод в пользу избираемого действия, осознание
его личностного смысла.
Слово "мотив" в переводе с латинского означает "побуждение" однако
не всякое побуждение является мотивом. Побуждениями являются и потреб
ности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осозна
ются, другие не осознаются. Мотив осознанное побуждение к достижению
конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого,
преднамеренного действия.
Одна из основных особенностей развитого человеческого знания спо
собность осуществить разумный выбор среди своих собственных влечений.
"Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влече
ниями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как "я", как субъек
та, у которого могут быть те или иные влечения, но который сам не ис
черпывается ни какимнибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь
над ними, в состоянии произвести выбор между ними".
Этот выбор осуществляется иерархически организованной мотивационной
сферой человека. Формирование мотивационной сферы личности характери
зуется переходом от одноуровневой системы побуждений к иерархически
организованным комплексам побуждений, регулируемым самосознанием лич
ности.При сознательноволевой регуляции побуждений высшие уровни побужде
ний противопоставляются низшим уровням, влечениям.
Но люди часто не осознают в полной мере своих действий. Многие по
веденческие акты являются импульсивными, выполняющими функцию эмоцио
нальной разрядки. Импульсивные реакции не связаны с осознанием цели,
они однозначно обусловлены у данного индивида внешним воздействием.
Импульсивные реакции не опосредуются предвидением их последствий, не
имеют осознанных мотивов.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений челове
ческого поведения. Мотив сознательный элемент мотивации.
Всякое побуждение характеризуется отрицательным эмоциональным отно
шением к наличному состоянию и положительным эмоциональным отношением
к желаемому состоянию. Но то, что желает человек, определяется его
ценностной ориентацией, теми сторонами действительности, которые при
обрели для данного индивида преимущественное значение. Поведение чело
века определяется не только объективной значимостью объектов потреб
ностей, но и субъективным отношением к ним.
Для человека существенны и энергетические затраты, связанные с
удовлетворением потребностей. То, что достигается с трудом, имеет
большую значимость. Утрата возможности удовлетворения привычных жела
ний переживается особенно остро.
Социально адаптированное поведение связано с адаптацией к данным
условиям всей мотивационной структуры личности.
В асоциальном и антисоциальном поведении проявляются прежде всего
дефекты ценностной ориентации личности.
Извращенные потребности (лежащие в основе многих преступлений)
это всегда результат неспособности личности перейти на более высокий
уровень потребностей, результат чрезмерного расширения нормы потреб
ностей низкого уровня (разврат, пьянство, стяжательство и т.п.). В
этих случаях низкие потребности становятся пределом устремлений чело
века, его идеалом. И это основной рубеж, разделяющий личность социа
лизированную от личности несоциализированной.
Имея ограниченную, стереотипно зафиксированную мотивационную уста
новку, человек приходит в противоречие с действительностью, в том чис
ле и с правовыми требованиями.