ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
Иконка файла материала Виды воображения.doc
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ   Воображение   характеризуется   активностью,   действенностью.   Опережающее отражение   действительности   происходит   в   воображении   в   виде   ярких   представлений, образов.   Для   более   полного   представления   о   видах   и   способах   воображения   можно воспользоваться схемой. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).   Создание   образов   воображения   осуществляется   с   помощью   нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый   такой  способ  —  агглютинация,   т.  е.  «склеивание»  различных,  несоединимых   в повседневной   жизни   частей.   Примером   может   служить   классический   персонаж   сказок человек­зверь или человек­птица.  Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета   или   отдельных   его   частей.   Примером   могут   служить   следующие   сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик. Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.   Четвертым   способом   является   типизация.   Для   него   характерно   выделение существенного,   повторяющегося   в   однородных   в   каком­то   отношении   фактах   и воплощении их в конкретном образе. Например,  существуют  профессиональные  образы рабочего, врача, инженера и т. д. Пятый   способ  —  акцентирование.   В   создаваемом   образе   какая­то   часть,   деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения   образов   воображения   строятся   многочисленные   приемы   диагностики воображения и его развития.Воображение может быть четырех основных видов (рис.1): ВООБРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ Активное Активное воображение воображение Пассивное Пассивное воображение воображение Продуктивное Продуктивное воображение воображение Репродуктивное Репродуктивное воображение воображение Рис.1 Основные виды воображения Активное   воображение  –   характеризуется   тем,   что,   пользуясь   им,   человек   по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение  заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное   воображение  –   отличается   тем,   что   в   нем   действительность сознательно   конструируется   человеком,   а   не   просто   механически   копируется   или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Репродуктивное   воображение  –   при   его   использовании   ставится   задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент  фантазии,  такое  воображение   больше  напоминает  восприятие   или   память,  чем творчество.С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как   все   растения   на   его   полотнах   выписаны   с   "документальной"   точностью.   Работы художников­демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при   всей   их   социальной   заостренности   также   являются   поиском   формы,   максимально приближенной к копированию действительности. В   искусстве   источником   любого   направления   может   быть   только   жизнь,   она   же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести   нечто   такое,   что   человеку   не   было   бы   известно.   В   связи   с   этим   именно реальность   становится   основной   творчества   ряда   мастеров   искусства,   чей   полет творческой   фантазии   уже   не   удовлетворяют   реалистические,   а   тем   более натуралистические   средства   воображения.   Но   эта   реальность   пропускается   через продуктивное воображение творцов, они по­новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом,   наполняя   свои   произведения   вибрацией   воздуха   (импрессионизм),   прибегая   к точечному   изображения   предметов   (пуантилизм   в   живописи   и   музыке),   разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория,  иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита",   фантастика   братьев   СтругацкихРи   др.   Обращение   к   столь   необычным   и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально­нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой­либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его   в   своем   воображении,   прилагая   к   этому   сознательные   волевые   усилия.   Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные,   независимые   от   воли   художника   образы   чаще   всего   являются   продуктомподсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного   воображения   в   художественном   творчестве.   Франц   Кафка   Так, исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения,   постепенно   настолько   захватывает   автора,   что   воображение   становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная   роль   в   жизни   человека   до   сих   пор   не   установлена,   хотя   известно,   что   в сновидениях   человека   находят   выражение   и   удовлетворение   многие   жизненно   важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями  называют   фантастические   видения,   не   имеющие,   по­видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются   результатом   тех   или   иных   нарушений   психики   или   работы   организма   и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы  в   отличие   от   галлюцинаций   являются   вполне   нормальным   психическим состоянием,  которое представляет  собой  фантазию,  связанную   с желанием,  чаще  всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей   мечты   являются   приятными   думами   о   будущем.   У   некоторых   встречаются   и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.