Урок-викторина по финансовой грамотности в 4 классе
«Как появились деньги?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные задачи: учить правильно расходовать деньги, договариваться, формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;
Развивающие задачи: развивать навыки работы в паре, логическое мышление развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления;
Воспитательные задачи: воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Ход мероприятия.
1.Мотивация учащихся на достижение цели.
- Ребята, проверим готовность к уроку. Класс разделён на 3 команды. У каждой команды на столе лист урока, на котором вы будете выполнять задания.
2. Актуализация знаний.
Сценка. Заранее подготовленные учащиеся читают и инсценируют сказку С.Михалкова «Как старик корову продавал». (На доске, в течении всего урока появляются экономические термины).
- Ребята, о чём это произведение? (Ответы детей: о продаже товара).
- Где происходило событие? (На рынке).
- Чем занимался на рынке старик? (Продавал корову).
- Кем был на рынке мужик? (Покупателем).
- Кем оказалась корова на рынке? (Товаром).
- Кем был на рынке парень? (Рекламным агентом- промоутером).
(На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама и т.д.)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О торговле, о деньгах и т.д.)
-Ребята, сегодня мы проведём урок-викторину по темам, которые изучили в 1 модуле «Как появились деньги? Какими они бывают». За каждое правильно выполненное задание команда будет получать баллы. По итогу занятия мы подсчитаем количество полученных балов и определим победителя.
3.Открытие нового знания.
-Каждый день вы слышите по радио и телевидению, дома и в школе слова: «деньги», «монета», «купюра».
- Что они обозначают? (Ответы учащихся каждой команды).
- Откуда берутся деньги? (Ответы учащихся каждой команды).
- Какова для вас цена денег? (Они помогают приобрести желаемы товар или услугу).
- Как можно вам, применив свои способности, талант, заработать деньги? (Продажа газет, мытьё машин, сбор овощей и фруктов, и т.д.)
- Какие полезные навыки вы бы приобрели, продавая газеты, подрабатывая мытьём машин? (Ценить своё время и заработок, учиться экономить).
4.Применение полученных знаний на практике.
-Итак, начнём.
1 конкурс «Интересные факты о деньгах»
-Некоторые ребята получили домашнее задание - подготовить небольшое сообщение о истории возникновения первых денег.
1 команда:
1-й ученик: Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Землепашцы меняли зерно на овец. Охотники меняли мясо на одежду и зерно. Рыбаки меняли рыбу на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.
2-й ученик: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки. На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
2 команда:
1-й ученик: Что обозначает слово «монета»? Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.
2-й ученик: Слово «деньги» в древнерусском языке с конца XIV века употреблялось и в единственном числе – деньга. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.
3 команда:
1-ученик: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны. Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.
2-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. Поэтом у гривну приходилось в прямом смысле «рубить» или «отрубать» часть. Так появилось древнее – рубь – край, грань то есть рубль. При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, риал, марка, рубль и т.д.
- Спасибо командам за выступление. Каждая команда получает за сообщение по 2 балла.
- А мы с вами проверим, на сколько вы были внимательны на уроках и, когда слушали выступления своих товарищей.
2 конкур «Блиц опрос»
- Каждая команда отвечает на 2 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги- скот, лён, шкурки ценных пушных зверей).
2. Чем неудобны были товарные деньги? (Могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, дать сдачу и т.д.)
3.Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет).
4.Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались).
5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими - монетами и бумажными - купюрами).
6.Что такое «евро»? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)
3 конкурс «Загадки»
-Команды по очереди разгадывают загадки и получают по 1 баллу.
1. Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Штучка невеличка,
А всякому нужна.
(Деньги)
2. Кругло,
Мало,
Всякому мило.
(Монета)
3. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
1. Обычно из кожи
Шьют этот предмет.
То есть в нем монеты,
То их уже нет.
(Кошелёк)
2. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
3. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
1. Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт
Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд,
Приносила прибыль им.
(Менеджер.)
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
4 конкурс «Разгадай шифр»
-Каждая команда получила карточку. Разгадай шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике.
1.СИПЕНЯ (пенсия)
2. ЛАКМЕРА (реклама)
1. ПАРТАЛАЗ (зарплата)
2. ОВОДРОГ (договор)
1. КАНОЭКОМИ (экономика)
2. ОТРАВ (товар)
5 конкурс «Дорого или дёшево?»
- Все команды получают одинаковое задание. Нужно соединить выражения со словами «дорого», «дёшево». За каждое правильно составленное выражение команда получает по 1 баллу.
Выражения: На вес золота, За бесценок, По божеской цене, Не подступиться, Задаром, Цена кусается, Не по карману, По сходной цене, Влетит в копеечку, За гроши.
6 конкурс «Мудрость народная»
-Нужно собрать пословицы. За каждую пословицу по 1 баллу.
Деньги легче прожить, чем нажить.
Кто баклуши бьёт - добра не наживёт.
Честность - лучшее богатство.
Раз ты бездельник - сиди без денег.
Деньги не то, что заработано, а то, что, с умом потрачено.
Лениться да гулять - добра не знать.
Не сиди на печи - будешь есть калачи.
Денег наживёшь - без нужды проживёшь.
Считай деньги в своем кармане!
5. Итог урока
- Подведём итог. (Подсчёт баллов, награждение победителей и призёров).
- Ребята, на доске в течении урока появлялись экономические термины. Они составят наш «Финансовый словарик». Этот словарик будет пополняться новыми словами на следующих уроках. (На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама, бартер, монеты, купюры, бухгалтер, менеджер, пенсия, зарплата, договор).
6. Рефлексия.
- Ребята, какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии? Что нового узнали?
- Что было трудным? А какие задания показались лёгкими?
- С каким заданием вы не справились бы, если бы не оказали друг другу помощь и не смогли бы договориться?
- Ну что ж, вот и закончилась наша викторина. Но впереди нас ждет еще много финансовых свершений и открытий! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.