Викторина Как появились деньги на Руси?
Оценка 5

Викторина Как появились деньги на Руси?

Оценка 5
docx
3 кл—4 кл
11.11.2023
Викторина Как появились деньги на Руси?
викторина.docx

Урок-викторина по финансовой грамотности в 4 классе

                                                       «Как появились деньги?»

 

Цель: формирование основ финансовой грамотности, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные задачи: учить правильно расходовать деньги, договариваться, формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;

Развивающие задачи: развивать навыки работы в паре, логическое мышление развивать у детей умение подмечать простейшие экономические явления;

 Воспитательные задачи: воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета.  Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.

                                              Ход мероприятия.

1.Мотивация учащихся на достижение цели.

- Ребята, проверим готовность к уроку. Класс разделён на 3 команды. У каждой команды на столе лист урока, на котором вы будете выполнять задания.

2. Актуализация знаний.

Сценка. Заранее подготовленные учащиеся читают и инсценируют сказку С.Михалкова  «Как старик корову продавал». (На доске, в течении всего урока появляются экономические термины).

- Ребята, о чём это произведение? (Ответы детей: о продаже товара).

- Где происходило событие?  (На  рынке).

- Чем занимался на рынке старик? (Продавал корову).

Кем был на рынке мужик? (Покупателем).

- Кем оказалась корова на рынке? (Товаром).

- Кем был на рынке парень? (Рекламным агентом- промоутером).

(На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама и т.д.)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О торговле, о деньгах и т.д.)

-Ребята, сегодня мы проведём урок-викторину по темам, которые изучили в 1 модуле  «Как появились деньги? Какими они бывают». За каждое правильно выполненное задание команда будет получать баллы. По итогу занятия мы подсчитаем количество полученных балов и определим победителя.

 

3.Открытие нового знания.

 -Каждый день вы слышите по радио и телевидению, дома и в школе слова: «деньги», «монета», «купюра».

- Что они обозначают? (Ответы учащихся каждой команды).

- Откуда берутся деньги? (Ответы учащихся каждой команды).

- Какова для вас цена денег? (Они помогают приобрести желаемы товар или услугу).

- Как можно вам, применив свои способности, талант, заработать деньги? (Продажа газет, мытьё машин, сбор овощей и фруктов, и т.д.)

- Какие полезные навыки  вы бы приобрели, продавая газеты, подрабатывая мытьём машин? (Ценить своё время и заработок, учиться экономить).

4.Применение полученных знаний на практике.

-Итак, начнём.

1 конкурс «Интересные факты о деньгах»

-Некоторые ребята получили домашнее задание - подготовить небольшое сообщение о истории возникновения первых денег.

1 команда:

1-й ученик: Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Землепашцы меняли зерно на овец.  Охотники меняли мясо на одежду и зерно. Рыбаки меняли рыбу  на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.

2-й ученик: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки. На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.

2 команда:

1-й ученик: Что обозначает слово «монета»? Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.

2-й ученик:  Слово «деньги» в древнерусском языке с конца XIV века употреблялось и в единственном числе – деньга. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.

3 команда:

1-ученик: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны.  Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.

2-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. Поэтом у гривну приходилось в прямом смысле «рубить» или «отрубать» часть. Так появилось древнее – рубь – край, грань то есть рубль.  При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, риал, марка, рубль и т.д.

- Спасибо командам за выступление. Каждая команда получает за сообщение по 2 балла.

- А мы с вами проверим, на сколько вы были внимательны на уроках и, когда слушали выступления своих товарищей.

2 конкур «Блиц опрос»

- Каждая команда отвечает на 2 вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги- скот, лён, шкурки ценных пушных зверей).

2. Чем неудобны были товарные деньги? (Могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, дать сдачу и т.д.)

3.Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет).

4.Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались).

5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими - монетами и бумажными - купюрами).

6.Что такое «евро»? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)

3 конкурс «Загадки»

-Команды по очереди разгадывают загадки и получают по 1 баллу.

 

1. Это — средство обращения,
    Это — средство накопления.
    Средство стоимости также,
    Также средство платежа.
    Штучка невеличка,
    А всякому нужна.

   (Деньги)

2. Кругло,
    Мало,
    Всякому мило.

    (Монета)

3. Всё, что в жизни продаётся,

    Одинаково зовётся:

    И крупа и самовар

    Называются … (Товар)

 

1. Обычно из кожи
    Шьют этот предмет.
    То есть в нем монеты,
    То их уже нет.

    (Кошелёк)

2. Мебель, хлеб и огурцы

    Продают нам … (Продавцы)

3. В фирме прибыль он считает,

    Всем зарплату начисляет.

    И считать ему не лень

    Все налоги целый день. (Бухгалтер)

 

1. Фирмой крупной управляет

     И разумно, и умело.

     Деньги так распределяет,

     Чтоб росло и крепло дело.

     Порученья он даёт

     Всем сотрудникам своим,

     Чтобы фирма шла вперёд,

     Приносила прибыль им.

     (Менеджер.)

2. Коль трудился круглый год,

    Будет кругленьким ... (доход)

3. За сметану, хлеб и сыр

    В кассе чек пробьёт … (Кассир)

 

 

 

 

 

4 конкурс «Разгадай шифр»

-Каждая команда получила карточку. Разгадай шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике.

1.СИПЕНЯ (пенсия)     

2. ЛАКМЕРА (реклама)

 

1. ПАРТАЛАЗ (зарплата)      

2. ОВОДРОГ (договор)

 

1. КАНОЭКОМИ (экономика)     

2. ОТРАВ (товар)

 

5 конкурс  «Дорого  или  дёшево?»

- Все команды получают одинаковое задание. Нужно соединить выражения со словами «дорого», «дёшево». За каждое правильно составленное выражение команда получает по 1 баллу.

Выражения: На вес золота,  За бесценок,  По божеской цене,  Не подступиться,  Задаром,  Цена кусается,  Не по карману,  По сходной цене, Влетит в копеечку,  За гроши.

 

6 конкурс  «Мудрость народная»

-Нужно собрать пословицы.  За каждую пословицу по 1 баллу.

Деньги легче прожить,       чем нажить.

Кто баклуши бьёт -         добра не наживёт.

Честность -      лучшее богатство.

 

Раз ты бездельник -       сиди без денег.

Деньги не то, что заработано,        а то, что, с умом потрачено.

Лениться да гулять -       добра не знать.

 

Не сиди на печи -        будешь есть калачи.

Денег наживёшь -      без нужды проживёшь.

Считай деньги               в своем кармане!

 

5. Итог урока

- Подведём итог. (Подсчёт баллов, награждение победителей и призёров).

- Ребята, на доске в течении урока появлялись экономические термины. Они составят наш «Финансовый словарик». Этот словарик будет пополняться новыми словами на следующих уроках.  (На доске слова: рынок, продавец, покупатель, товар, реклама, бартер, монеты, купюры, бухгалтер, менеджер, пенсия, зарплата, договор).

6. Рефлексия.

- Ребята, какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии? Что нового узнали?

- Что было трудным? А какие задания показались лёгкими?

- С каким заданием вы не справились бы, если бы не оказали друг другу помощь и не смогли бы договориться?

- Ну что ж, вот и закончилась наша викторина. Но впереди нас ждет еще много финансовых свершений и открытий! До новых встреч!

 

 


 

Урок-викторина по финансовой грамотности в 4 классе «Как появились деньги?»

Урок-викторина по финансовой грамотности в 4 классе «Как появились деньги?»

Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами

Давным-давно, когда люди, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами

Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими - монетами и бумажными - купюрами)

Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими - монетами и бумажными - купюрами)

Разгадай шифр» -Каждая команда получила карточку

Разгадай шифр» -Каждая команда получила карточку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023