Викторина "Мы знаем всё! по русскому языку (для учащихся среднего звена)
Оценка 4.8

Викторина "Мы знаем всё! по русскому языку (для учащихся среднего звена)

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
doc
24.05.2021
Викторина "Мы знаем всё! по русскому языку (для учащихся среднего звена)
Викторина "Мы знаем всё! по русскому языку (для учащихся среднего звена)
Мы знаем всё.doc

Интеллектуальный турнир «Мы знаем всё!» (Зайцева Ю. А.)

 

Класс: 7 класс

Форма проведения: турнир

Цель: углубление и систематизация знаний по русскому языку и литературе.

Задачи:

1) осознать уровень собственных знаний в области языкознания, русской и мировой литературы, получить ту информацию в предметной области, которая находится за рамками школьной программы;

2) воспитание любви к родному языку и чувства гордости за русское культурное наследие, а также чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности.

 

Подготовительная работа

 

Оборудование: доска, цветной мел, раздаточный материал (бланки ответов).

Оформление класса: цитаты авторов в распечатанном виде.

План мероприятия:

1. Вводная часть (организационный момент).

2. Основная часть (проводится в форме работы малых групп – команды письменно отвечают на вопросы в течение минуты).

3. Заключительная часть (рефлексивное подведение итогов).

Список использованных источников:

1. Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»              (10-й класс). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/566453/. – Дата доступа: 08.10.2020 г.

2. Викторина по русскому языку для обучающихся 10–11 класса. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-yurevna-zagvozdina/ viktorina-po-ruskomu-jazyku-dlja-obuchayuschihsja-10-11-klasa.html. – Дата доступа: 08.10.2020 г.

3. Викторина по русскому языку 9–11 классы. – Режим доступа: http://moirus.ru/testi/viktorina-po-russkomu-yaziku-9-11-klassi. – Дата доступа: 08.10.2020 г.

4. Викторина «Литературный калейдоскоп» для учащихся 10-х классов. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/534197/. –  Дата доступа: 08.10.2020 г.

5. Олимпиада по русскому языку 10 класс, задания с ответами. – Режим доступа: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-10-klass/. – Дата доступа: 08.10.2020 г.

6. «Мой родной язык – русский!» Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/05/moy-rodnoy-yazyk-russkiy-vneklassnoe-meropriyatie-po. – Дата доступа: 08.10.2020 г.


Ход мероприятия

 

I. Вводная часть (организационный момент):

        

Ведущий 1: 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка и литературы. «Нет ничего такого в мире, в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и... блеск красок, и шум дождя, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы», – так сказал К. Г. Паустовский.

Американский поэт Э. Паунд говорил: «Литература – это новости, которые не устаревают». М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что «только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти».

Нельзя обойти вниманием и слова русской поэтессы XX века Анны Ахматовой:

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.

Ведущий 2:

Многие писатели, учёные говорили о русском языке, как самом богатом и певучем в мире. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Наша викторина включает задания для работы всей командой, а также отдельно для капитанов команд. Таким образом, при подведении итогов выбирается команда-победитель.

Система подсчитывания баллов такова: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если задание подразумевает ответ сразу на несколько вопросов, то по 0,5 балла начисляется за каждый правильный из них.

Желаем Вам успехов!

II. Основная часть (проводится в форме работы малых групп – команды письменно отвечают на вопросы в течение минуты):

 

Задание 1:

 

Разминка (участвуют капитаны): передайте значение фразеологических оборотов при помощи жестов. 

 

1 команда:
Как курица лапой.
Льёт как из ведра.
Клевать носом. 

2 команда: 
Дело в шляпе. 
Прикусить язык.
Чесать языки.

 

Задание 2:

 

В начале XVIII века в названии российского города было три твёрдых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

 

Задание 3:

 

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (синицу – журавлю)

 

Задание 4:

 

Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

 

Задание 5:

 

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: … да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть («Старый конь борозды не портит…).

 

 

 

 

Задание 6:

 

Укажите правильную грамматическую форму: не помнят (имя – имени), сколько (время – времени), скажи (более точно – более точнее), (по окончанию – по окончании) работы,  более (восемьсот шестьдесят семь – восьмисот шестидесяти семи).

Имени, времени, более точно, по окончании, восьмисот шестидесяти семи.

 

Задание 7:

«За кем последнее слово?»

 

 Слово «вода». Каждая команда по очереди называет слово с этим же корнем. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово с данным корнем.

Например: водичка, водица, водяной, водник, водовоз, водоворот, водоём, водокачка, водоплавающий, водопой, водопровод, водораздел, водород, водолаз, подводный, наводнение, половодье, пресноводный, водянка и др.).

 

Задание 8:

 

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придёшь, утром уйдёшь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, ещё одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч).

 

Задание 9:

 

Архаизмы лепота́, лобыза́ть, даве́ча, живо́т, посему́, супоста́т, упова́ть, шу́йца, дщерь, вечо́р замените словами из активного запаса современного русского языка.

Красота, целовать, недавно, жизнь, поэтому, злодей или негодяй, надеяться, левая рука, дочь, вчера вечером.

 

Задание 10:

 

Пришло время поиграть в шарады (шарады – это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово).

                                                                           

Первое – часть суши, окружённая водой.

Второе – предлог.

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург. (Островский)

 

Первое найдёшь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса. (Цветаева)

 

Задание 11:

 

XVIII век запомнился всем изменениями в русской азбуке. Сопоставьте буквы Э, Ё и Й с теми, кто утвердил их в русской письменности: Пётр I,       Н. М. Карамзин, Академия наук.

Пётр I (1708) – Э.
Академия наук (1735) – Й.

Н. М. Карамзин (1793) – Ё (по документам Петербургской академии наук (1783).

 

Задание 12:

 

Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы XXI века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.

1. Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).

2. Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (блоггер).

3. Автор и герой заголовков, «гвоздь» программы, ведущий исполнитель (хэдлайнер).

4. Место, куда прежде всего попадает или обращается клиент, заходящий или обращающийся в любое учреждение от парикмахерской до ресторана (ресепшн).

5. Форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений (дресс-код).

 

Задание 13:

 

Поставьте ударения в следующих словах: алфавит, водопровод, генезис, камбала, позвонит, коклюш, красивее, ломота, кухонный, мастерски, мизерный, мышление, немота, принудить, толика.

Алфави́т, водопрово́д, ге́незис, ка́мбала, позвони́т, коклю́ш, краси́вее, ломо́та, ку́хонный, мастерски́, ми́зерный, мышле́ние, немота́, прин́у́дить, толи́ка.

 

 

Задание 14:

 

Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным пословицам:

1. Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарская).

2. Жить как петух на откормке (французская).

3. Промокший пудель (немецкая).

4. Покупать зайца в мешке (чешская).

5. Делать из иглы вилы.

6. Попасть с дождя в водосточную трубу.

 

1. Когда рак на горе свистнет.

2. Кататься как сыр в масле или Жить как у Христа за пазухой.

3. Мокрая курица.

4. Покупать кота в мешке.

5. Делать из мухи слона.

6. Попасть с корабля на бал.

 

Задание 15:

 

В   русской   поэзии   XIX   века   тогдашняя   столица   России   могла   называться Петербургом, Петроградом или Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (‘город Петра’) на трёх разных языках. Каких?

Петербург – по-немецки, Петроград – по-старославянски (по-русски), Петрополь – по-гречески.

 

Задание 16:

 

Из какого произведения данные афоризмы?

 

1. «Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимает прежде разум» (Н. В. Гоголь, «Ревизор», Городничий).

2. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»).

3. «Любви все возрасты покорны» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»).

4. «Чужие языки страшнее пистолета» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»).

5. «Не хочу учиться, а хочу жениться…» (Д. Н. Фонвизин, «Недоросль»).

6. «Умом Россию не понять…» (Ф. И. Тютчев).

7. «И дым отечества нам сладок и приятен» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»).

 

Задание 17:

«Загадочное меню», или где попадались следующие блюда?

 

«Roast-beef окровавленный», «лимбургский сыр», «ананас золотой», «трюфли», «Страсбурга пирог нетленный», «вино кометы» (в ресторане из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

 

Задание 18:

 

Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (например, «причёска а-ля Софи Лорен») – это предлог. Каким падежом управляет этот предлог? (именительным)

 

Задание 19:

 

1. У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение (И. С. Тургенев, «Ася»). 

2. «Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно»            (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

3. «У бурных чувств неистовый конец,
Он совпадает с мнимой их победой.
Разрывом слиты, порох и огонь,
Так сладок мёд, что наконец и гадок.
Избыток вкуса отбивает вкус.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо
».

(У. Шекспир «Ромео и Джульетта»)

4. А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди? 
Сосуд она, в котором пустота,  

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка») 

 

Задание 20:

 

Эта фраза вобрала в себя множество трудных в правописании слов, в которых часто делаются орфографические ошибки. Она имеет очень много вариантов, когда одни сложные слова заменяются другими, не менее сложными в написании, или, наоборот, – в несколько «облегчённом» виде. Ваша задача: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

На до…атой колос(?)альной тер(?)асе близ коноплян(?)ика (не)без…звес…ная жена под…ячего Агрип(?)ина Сав(?)ична по…чевала (и…)(под)тишка кол(?)ежского ас(?)ес(?)ора Ап(?)ол(?)она Филип(?)овича в…н…гретом с мол(?)юсками под ак(?)омп…немент ак(?)ордеона и в…ол…нчели.

На дощатой колоссальной террасе, близ конопляника, небезызвестная жена подьячего Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

 

 

III. Заключительная часть (рефлексивное подведение итогов):

 

Вот и подходит к концу наша викторина. Вы все очень старались и показали прекрасные знания в области русского языка и литературы. А сейчас слово предоставляется жюри (подсчитывает общее количество баллов, набранных командами).

Команда-победитель награждается дипломом, команда соперников – почётной грамотой за участие.

– Как вы оцениваете собственные знания в области русского языка и литературы?

– В каких областях языкознания у вас есть явные пробелы?

– Всю ли художественную литературу, предусмотренную программой, вы читаете?

Чтобы в знаниях по русскому языку и литературе не было пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь почаще к книгам, к справочной  литературе.  

 

Дорожите родным, милым словом!

Многоликим – большим языком!

Нашей жизни он – первооснова,

Всем народам планеты – знаком!

 

Берегите его от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток – от наречий ручьистых –

Не затмил родника родников!

 

В нём черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов… –

Всё, что дорого сердцу, чтоб слилось

В языке – как основе основ!

                                     Денис Коротаев

До новых встреч!

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Интеллектуальный турнир «Мы знаем всё!» (Зайцева

Интеллектуальный турнир «Мы знаем всё!» (Зайцева

Ход мероприятия I . Вводная часть (организационный момент):

Ход мероприятия I . Вводная часть (организационный момент):

II . Основная часть (проводится в форме работы малых групп – команды письменно отвечают на вопросы в течение минуты):

II . Основная часть (проводится в форме работы малых групп – команды письменно отвечают на вопросы в течение минуты):

Задание 6: Укажите правильную грамматическую форму: не помнят (имя – имени), сколько (время – времени), скажи (более точно – более точнее), (по окончанию – по…

Задание 6: Укажите правильную грамматическую форму: не помнят (имя – имени), сколько (время – времени), скажи (более точно – более точнее), (по окончанию – по…

Третье – приспособление для игры в бильярд

Третье – приспособление для игры в бильярд

Задание 14: Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным пословицам: 1

Задание 14: Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным пословицам: 1

Задание 17: «Загадочное меню», или где попадались следующие блюда? «

Задание 17: «Загадочное меню», или где попадались следующие блюда? «

На дощатой колоссальной террасе, близ конопляника, небезызвестная жена подьячего

На дощатой колоссальной террасе, близ конопляника, небезызвестная жена подьячего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021