Викторина «Наш родной язык – русский»

  • doc
  • 10.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Викторина.doc

Викторина    «Наш родной язык – русский»

Ход мероприятия:

Слово ведущего (учителя):   Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и других великих хранителей красоты и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, предложений, в чистоте, в яркости, образности и выразительности.
 «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, - утверждал К.Г.Паустовский. Но умеем ли мы им пользоваться правильно, знаем ли мы его?
Это мы сейчас и проверим во время этой игры. Сегодня участникам команд
предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри …                                                                                                                                     Командам предоставляется слово для представления команд и капитанов.   Объяснение условий игры. Наша игра будет состоять из нескольких раундов, которые соответствуют различным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. Вопрос к залу: «Какие разделы науки о языке вы знаете?»                                                                                                                  Первый раунд – орфоэпический.                                                                                                                                                                Пусть от каждой команды выйдет по одному игроку, которые получат по листку бумаги, на которых написаны слова. Вы должны расставить ударение в этих словах и сдать жюри: алфавит, квартал, газопровод, жалюзи, звонит, каталог, красивее, кухонный, облегчить, свекла, столяр, щавель, языковая колбаса.
В это время я предлагаю команде выбрать игрока (самого говорливого), который должен будет произнести скороговорку:                                                                                          1 команда «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
2 команда «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь».                                             3 команда «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».                                         Второй раунд – орфографический.                                                                                                                                   На этом этапе мы с вами отправимся в ресторан «Сладкая жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные. Вам представляются блюда для дегустации, но чтобы правильно приготовить блюдо, вам нужно в рецепте вставить пропущенные буквы, а для этого надо вспомнить правило «Н и НН в прилагательных и причастиях».
Рецепт № 1 . Торт «Трюфель».
Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита..ые, соединить. С боков, смаза..ых и обсыпа..ых шоколадной крошкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше.. конфетами, масл..ым кремом и оформлен в виде плете..ой корзинки.
Рецепт № 2. «Клубника со сливками».
Выраще..ую собстве..ыми руками клубнику помыть и очистить от зеле..ых хвостиков. Лучше не использовать клубнику, купле..ую на рынке, также не подойдет для изыска..ого блюда мороже..ая клубника. Очище..ые ягоды, перемеша..ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве..ым сиропом. Подавать охлажде..ыми.
Рецепт № 3. «Фруктовый салат».
Очище..ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря..ое блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привезе..ыми из-за границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только что среза..ую с дерева грушу. Все это заправьте витаминизирова..ым йогуртом.3.
3.Третий раунд – «Лексический». (Приложение 4)
Все вы знаете, что чем богаче наш словарный запас, тем наша речь более выразительная.
А помогают ее сделать такой фразеологизмы. Вопрос к залу: «Что такое фразеологизмы? Приведите пример».
Задание для команд:
Найдите синонимические фразеологизмы (соедините их стрелками):
а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи;
Найдите антонимические фразеологизмы ( соедините стрелками):
а) душа в душу;
б) засучив рукава;
в) играть на руку;
г) положа руку на сердце;
А теперь мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Задания задаются поочередно каждой команде:
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).
2.Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
3.О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
4.Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
5.Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
6.Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).
7. Расшифруйте пословицу-перевертыш: «Даром молвится, что безделье ученика храбрится» (Недаром говорится, что дело мастера боится)                                                             «Темная комната». В этом раунде вас ожидают самые неожиданные вопросы, касающиеся всех разделов русского языка, а также вопросы-шутки, вопросы на сообразительность.

А) Составьте как можно более распространенное предложение, в котором все слова начинаются с буквы П – 1 команда, К – 2 команда, Т – 3 команда.
Б) Разгадайте метаграмму (различные слова, состоящие из одного и того же числа букв):
Я качество товара означаю,
А с «б» я в стенку судна обращусь.
Но если букву «б» на «т» сменяю,
Кондитерским изделием становлюсь.
( Сорт – борт – торт )
В) Решите следующие задачи (в каждой головоломке заключены 2 слова):
- Отделите плод от растения СОШИСНШАКА (шишка, сосна).
- Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА (вода, сахар).
- Уберите горячее – останется холодное КИАЙПЯСТОБЕКРГ (кипяток, айсберг).
- Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное ПООПГАНЕНОККА (поганка, опенок).

Творческий раунд.   Каждой команде предлагается составить и произнести «Похвальное слово русскому языку».                                                                                              Подведение итогов викторины