Проведение практических работ, мини-исследований, небольших ученических проектов в области естественнонаучных дисциплин является неотъемлемой частью работы учителя предметника, руководителя кружка, научного общества, секции. Подбор материала или оборудования для осуществления таких видов деятельности является одним не из простых. В предлагаемой разработке даны материалы для организации викторин естественнонаучной направленности.
Викторина «Решение экологических задач».
Вопросы для участников:
1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают
воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая
не проветривалась, 5 самых больших кадок с тропическими растениями.
Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Ночью фотосинтез
замедляется, а крупные растения при дыхании потребляют много
кислорода. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют
эфирные масла, которые небезопасны для здоровья).
2. Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только
декоративное, но и экологическое значение. Какое? (Растения на стенах
позволяют смягчить колебания температур в зданиях. В домах с
озелененными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так
быстро остывает).
3. Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта, и
детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом поселке, то какие
результаты можно ожидать? (Такие исследования были проведены.
Дети, живущие вблизи аэропорта, болеют в 2 раза чаще и дольше, чем
дети, не подвергающиеся сильному шуму. Наиболее распространенные
болезни – нервные, инфекционные, органов дыхания).
4. Установлено, что не менее 90% курильщиков со стажем воспитывались
в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот
факт? (Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, и
его организм становится зависимым от никотина. У таких людей
потребность курить вырабатывается быстрее).
5. В Московском Кремле с первой половины 16 века до 30х годов 18 века
работал водопровод со свинцовыми трубами. В этот же период
наблюдался высокий уровень смертности и наследственных уродств
среди членов царской семьи. Почему? (Свинец, растворенный в
водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в
тканях, разрушать половые клетки)
6. В Англии в городском храме искусств неимоверно размножились мыши.
Никакие меры не могли их истребить. Но однажды мыши пропали.
Почему? (Мыши не выдержали сильнейший шум после прошедшего там
концерта рок – музыки.
7. Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну
Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал
отравлять растительность, почвы подверглись эрозии. Как можноисправить положение? (Заселить естественных санитаров – навозных
жуков).
8. Чтобы стереть с лица земли варварский, по мнению римлян, Карфаген,
они в 5 веке до н.э. прибегли к такой акции как посыпание наиболее
плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело? (К
засолению почв, резкому снижению урожая, голоду)
9. В средние века существовала казнь под колокол. Кто был палачом? (Гул
колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под
колокол. Предельная норма для громких звуков, 130 – вызывают
болевые ощущения, 150 – непереносимы).
10.Комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок.
Что будет, если удастся каким – либо образов уничтожить всех
комаров? (Нарушится природное равновесие. Личинка комара – корм
для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать
гибель нескольких других видов).