Виртуальная экскурсия
Старшая группа
Тема: «Разнообразие природы Калининского района»
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная
Задачи:
Образовательные:
· Закрепить представления детей о растительном мире ближайшего природного окружения.
· Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
· Активизировать речевую деятельность.
Развивающие:
· Развивать познавательную активность, любознательность.
· Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать.
· Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Планируемый результат:
· расширить знания детей об объектах экологической тропы.
· Прививать желание заботиться о природе
Средства, оборудование, материалы: Плоды-крылатки, ягоды; вентилятор, письмо
Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулках, путешествие по экологической тропе, дидактические игры.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ |
Этап образовательной деятельности |
Ход образовательной деятельности |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
||
Вводная часть |
|||
1. |
Организационный момент |
- Ребята, для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! А вы хотите узнать, от кого пришло письмо? |
Дети подходят к воспитателю
|
Проблемная ситуация (или мотивация), постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности |
Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки, Но зимние метели В меха его одели. - Правильно, это деревья. Какие деревья и кустарники растут в нашем районе? |
Отгадывают загадку
отвечают на вопросы
|
|
2 |
Основная часть |
||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности |
- Вы много назвали, но сегодня я хочу пригласить на экскурсию по Калининскому району и познакомить вас с малоизвестными деревьями и кустарниками. Согласны? - Усаживайтесь удобно, мы отправляемся. |
|
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий |
- Необычный кустарник с белыми ягодами - это снежноягодник белый Приложение №1 - Снежноягодники – кустарники средней величины, не превышающие 1,5 м. Ветви его длинные и изящные, которые при появлении плодов начинают сгибаться, делая гордолюбивый кустарник раскидистым и красивым, с шарообразной формой. - Какие у него листья? - Листья снежноягодника слегка продолговатые овальной формы, зелено-болотного оттенка. В период цветения все растение покрыто небольшими розовыми цветками, которые растут равномерно по всему кустарнику, которые радуют своей красотой на протяжении 1,5-2 месяцев. - Посмотрите на его ягоды. Какие они? Ягоды находятся в кистях, крупные, шарообразные, цветовая гамма варьирует в зависимости от сорта. Они остаются на ветвях и после падения листьев, и могут оставаться до самой весны. Такие качества делают его красивым дополнением в ландшафтном дизайне. - Можно ли есть эти ягоды? Многие люди задаются вопросом, съедобный или нет для человека снежноягодник. Сложно ответить ядовитый или нет, этот куст, т.к. животные лакомятся им с удовольствием, без опасности для жизни, а вот человеческому организму может серьезно навредить. Поэтому людям, употребление плодов снежноягодника не рекомендуется. Приложение №2 - Еще один красивый кустарник – боярышник. - Какого цвета листья у боярышника осенью? - Они стали желтого цвета, немного скрутились в трубочку. - Какого цвета ягоды? Почему они морщинистые осенью? - Ягоды все такого же цвета, но без упругости, они стали скукоживаться, морщиниться, потому что поспели. - Полезны ли ягоды боярышника для людей? Плоды съедобны, вкусны. Ягоды одинаково полезны и для людей, и для птиц и животных. Ягоды идут на повидло, мармелад, можно приготовить варенье, сок, компот. Вкусное и красивое желе получается из боярышника. Хороша начинка для сдобы из целебных ягод. - Это дерево вам хорошо знакомо, растет оно и на территории детского сада. Вы его узнали? Приложение №3 - Как называется плод клена? Почему? Приложение №4 - Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. - Как распространяются семена клена? - Стоит дунуть легкому ветерку, и
множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно
полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола.
Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка
могучий красавец клен - Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери. - А сейчас я предлагаю поиграть «Мы листочки осенние» Мы листочки осенние, Дети идут по кругу, на ветках мы сидим. руки в стороны вверх. Дунул ветер – полетели Бегут по кругу и машут руками, И на землю тихо сели. Приседают, руки опускают на пол Ветер снова набежал Поднимаются, движение руками И листочки все поднял вправо и влево. Закружились, полетели Кружатся на месте И на землю снова сели. Приседают. - Отдохнули? Тогда продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на это дерево, оно также растет на территории детского сада. Давайте познакомимся с ним поближе. Приложение №5 - Это тополь серебристый. У него серо-коричневая кора на стволе достаточно плотная и покрыта небольшими трещинками. Ветви более светлые, коричнево-оливкового оттенка, имеют гладкую поверхность, довольно мягкие и при недостатке влаги становятся ломкими. Листва на ветвях расположена в порядке очереди. Поверхность листа глянцевая, гладкая, в некоторых местах проглядываются сетчатые прожилки. Корни очень мощные и массивные, площадь их распространения выходит далеко за черты кроны, благодаря чему дерево устойчиво и вполне может противостоять даже сильным ветрам. - Интересно, а почему его так назвали? - Серебристым его, наверное, назвали из-за цвета листьев, с обратной стороны они серебристые. Еще такой тополь называют осокорь. Приложение №6 - Это дерево вам хорошо знакомо, но чем-то оно отличается от знакомой всем нам елочки. Чем? Приложение №7 - Правильно, цвет у этого дерева необычный – голубой. Оно так и называется – голубая ель. Голубая ель — вечнозеленая красавица с изысканным серебристым оттенком хвои, которая украшает парки, улицы и приусадебные участки. Именно это дерево растет у стен московского Кремля и стало символом самой главной площади нашей страны. Почему эти ели голубые? - Потому что их хвоя защищена слоем воска, который имеет характерный голубовато-серебристый или дымчато-синий оттенок. Воск защищает дерево от негативных воздействий окружающей среды и придает ветвям незабываемый цвет. Однако если стереть эту природную защиту, иголки окажутся обычного зеленого цвета. Голубая ель – не просто прекрасное и величественное дерево. Для промышленности – это источник древесины (из брусьев и бревен строят дома, корабли, вагоны, делают мебель и бумагу), а для медицины – антисептик и высококачественное эфирное масло. А для обычного человека – ароматерапия, борьба со стрессом и хорошее настроение. Приложение №8 - Посмотрите, какие интересные цветы. Что же это за растение такое? - Это клевер. Народные названия - заячий клевер, кошачий клевер, мышиный клевер — говорят о мягких и пушистых цветках клевера. Научное название клевера - «трифолиум» в переводе на русский язык означает «трилистник». А почему, как вы думаете? Сколько листочков на одном стебельке? - Листочки клевера на ночь складываются вместе. Животные охотно поедают клевер. Среди прочих трав считают его самым вкусным. Клевер — кормовое растение. Что это значит? - Кормовые растения — это те, которые служат кормом для домашних сельскохозяйственных животных. Чтоб было у коровы молоко рекой, Нужен ей для корма, клевер полевой. - Клевер — отличный медонос. Какие растения называют медоносами? - Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд. Еще клевер умеет предсказывать погоду. Об этом есть поговорки: «Цветки клевера склоняются — будет дождь». «Клевер сближает листочки, наклоняется перед ненастьем». «Клевер перед дождем сгибает стебелек и опускает листочки». Там, где растет клевер, почва улучшается, становится рыхлее, на ней лучше растут другие растения. Цветки клевера в народной медицине в виде отвара и чая помогают лечить простуду и другие болезни. Приложение №10 - Я хочу познакомить вас с удивительным растением. Он ядовит, но приносит огромную пользу, так как является лекарственным растением. В конце весны в лесу, а также по сорным местам, около заборов и вдоль дорог появляются на длинных стеблях с красивыми вырезными листьями. Посмотрите внимательно на это растение. Это чистотел. Но запомните: все части этого растения ядовиты! А это значит, что трогать чистотел не нужно. Если это растение надломить, то на изломе появится капелька густого оранжевого сока. Ещё древние греки заметили, что растение расцветает с прилётом ласточек и вянет с их отлётом. Вот и назвали его– «ласточкина трава». А ещё люди узнали о лечебных свойствах этого растения, наблюдая за ласточками, которые лечили своих птенцов чистотелом. Люди научились использовать чистотел для лечения многих болезней: сок чистотела используют для удаления бородавок, сухих мозолей, а настоем из листьев чистотела лечат многие болезни живота. Лекарства из чистотела заживляют раны и уменьшают боль. |
отвечают на вопросы
рассматривают
Рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
Дети выполняют движения
рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
рассматривают отвечают на вопросы
|
|
|
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
-Ребята, а зачем люди высаживают в городе различные растения? - А какую пользу приносят деревья, кустарники и травы для человека? А животным? (кислород, лекарственные, дом для животных, корм для некоторых животных и насекомых, много изделий из дерева, человек строит дом)
|
Отвечают на вопросы |
|
Заключительная часть |
||
3. |
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний |
- А сейчас мы с вами поиграем, проведем опыт «Зачем им крылышки?» Наблюдают за «полетом» крылаток. Взрослый предлагает убрать у них «крылышки». Повторяют опыт, используя вентилятор или веер. Определяют, почему семена клена вырастают далеко от родного дерева (ветер помогает «крылышкам» перенести семечко на большие расстояния"). Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться. |
Дети рассматривают плоды, ягоды и крылатки. Выясняют, что помогает рассеяться семенам-крылаткам. Отвечают на вопросы, делают вывод |
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.