Александр Николаевич Островский – великий русский драматург и театральный деятель. Без его прекрасных мудрых пьес невозможно себе представить русский театр. Подборка интересных фактов из жизни Островского поможет всмотреться в личность этого удивительного человека, который сам болел театром, и заразил этой прекрасной болезнью миллионы других.
Факты про Островского
Будущий драматург появился на свет 31 марта 1823 года в многодетной семье. Александр был самым старшим из четырнадцати детей. К сожалению, шестеро умерли еще во младенчестве.
Мать Александра Николаевича скончалась, когда ему исполнилось восемь лет. Вскоре отец, Николай Фёдорович Островский, женился снова. На этот раз его избранницей стала баронесса Эмили Андреевна фон Тессин. Она, вопреки расхожему мнению о злых мачехах, окружила детей мужа заботой и вниманием.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование. После поступил в гимназию, по окончании которой вынужден был поступить на юридический факультет Московского университета. К принятию этого решения подтолкнул его отец, и как результат – полный провал экзамена по римскому праву и вынужденное заявление об уходе.
Островский не единожды вступал в спор с отцом. Между ними возник конфликт и из-за связи Александра с бедной простолюдинкой Агафьей Ивановной. Безусловно, он не мог ослушаться родителя, пренебречь требованиями общества, своего положения и жениться на ней. Всё, на что он мог в своем положении решиться – жить с ней в гражданском браке. И он прожил с ней около двадцати лет. Детей у них не было.
В 1947 году в периодическом издании «Московский городской листок» появляется первое произведение Островского – «Несостоятельный должник», которому впоследствии суждено было перерасти в нечто большее – комедию «Свои люди – сочтемся». Так начиналась творческая биография Островского.
Вышеназванная комедия принесла Островскому как признание, так и запрет на постановку. Н. В. Гоголь, И.Гончаров, Т. Грановский высоко оценили произведение и талант начинающего драматурга, а цензура, наоборот – усмотрела в нём насмешку и оскорбление купеческого сословия.
Островский был известным полиглотом. Он владел не только обязательными для образованного человека того времени языками – французским, древнегреческим и латынью, но и свободно говорил на английском, немецком, испанском и итальянском языках. Говорил и переводил как свои собственные произведения, так и мировую классику – М. Сервантес, В.Шекспир, Н.Макиавелли, К. Гольдони.
Александр Николаевич был знатным рыболовом. Рыболовное снаряжение – неизменный атрибут для всех его путешествий. Родные и близкие друзья поддерживали его увлечение, и всегда помогал ему с поиском самых лучших рыбных мест.
Временные проявления слабости и плохого характера свойственны всем. Не был исключением и Островский. О его чрезмерном самолюбии и хвастовстве ходили легенды. Например, он не терпел критики.
Название работы:
Щелыково (Государственный музей
заповедник А.Н. Островского)
Предметная область:
литература
ФИО автора:
Голубева Ольга Леонидовна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Большесосновская средняя
общеобразовательная школа»
Населенный пункт:
село Большая Соснова
Памятник А. Н. Островскому. 1973
Главная (еловая) усадебная аллея
Скульптор А. Тимченко, архитектор В.Ровнов
Имениеусадьба А.Н. Островского находится в одном из
красивейших мест России в селе Щелыково под
Костромой. Здесь ежегодно драматург проводил
длительное время: с мая по сентябрьоктябрь. Щелыково
являлось для Островского не только местом отдыха, но и
источником вдохновения, творческой лабораторией
писателя.
А.Н. Островский
Художник В. Перов
Мемориальный доммузей А.Н. Островского.
Северный фасад
Господский дом, в котором жил АлександрНиколаевич,
находится на горе. Он деревянный, окрашен серой
краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами.
Из воспоминаний К. В. Загорского
Столовая.
Самовар,
принадлежавший семье Островских
Богатырь в кабинете с пером в руках в столовую к
добрым гостям выходил настоящим ребёнком, а
семье всегда предъявлялась им глубокая любовь
к домашнему очагу.
Из воспоминаний С. В. Максимова
Кабинет А.Н. Островского
Резная рамка, сделанная А.Н. Островским,
с фотографиями его друзейактеров
Пьесы я задумал две, не знаю, за которую прежде
возьмусь, но во всяком случае, в деревне одну
какуюнибудь кончу.
Из письма А. Н. Островского М. В. Островской. 1867 г.
Письменный стол А.Н. Островского.
Личные вещи драматурга:
шкатулкасекретер и серебряный
портсигар
Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие
отрасли литературы. Все другие произведения
пишутся для образованных людей, а драмы и
комедии для всего народа.
А. Н. Островский
Комната М. В. Островской, жены
драматурга
Милочка Маша, вот уж третий
день как я в деревне; гуляю,
ловлю рыбу и чувствую себя
гораздо здоровее, чем в
Москве.
Из письма А. Н. Островского
М. В. Островской. 1864 г.
Интерьер "старого" дома. Вид из
девичьей в кабинет
Адрес, подаренный драматургу в 1872 г.
Петербургским собранием художников
в честь 25летия его творческой деятельности
Серебряный венок, преподнесённый
А. Н. Островскому в 40летию
Книги из библиотеки музея
История оставила название великих и гениальных
только за теми писателями, которые умели писать для
всего народа, и только те произведения пережили века,
которые были истинно народными у себя дома, такие
произведения делаются понятными и ценными и для
других народов, а наконец и для всего света.
А. Н. Островский
Гостиная. Старинное фортепьяно отца писателя. Фрагмент интерьера
В своей усадьбе Александр Николаевич ходил в
русском костюме: в рубашке навыпуск, шароварах,
длинных сапогах, серой коротенькой поддёвке и
шляпе с широкими полями.
Из воспоминаний К. В. Загорского
Вид на южную террасу и парк Парк. Пруд с островком и
мостиком
У Островского усадьба прекрасная.
Дом стоит на горе, по склону которой разбит сад;
за садом идёт большой луг, примыкающий к небольшой,
но довольно красивой извилистой речке Куекше.
Вид с балкона... чрезвычайно живописен.
Из воспоминаний Н. А. Дубровского
Рыболовное кресло
А. Н. Островского
Река Куекша. Место, где была старая мельница
Жалко, что ты не пейзажист, а то
побывал бы у меня в деревне: подобного
русского пейзажа едва ли гдето найдёшь.
Из письма А. Н. Островского
М. О. Микешину. 1876 г.
Опущены густые лапы елей,
Как старые нахмуренные брови.
...А в ясном небе,
Как жар горит луна, и звёзды блещут
Зима в Щелыкове Лестница по дороге в Бережки
Леса стоят безмолвны, под снегами
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы...
Н. Островский. "Снегурочка"
Никольская церковь. XVIII в.
С балкона открывается не
подлежащий описанию живописный
вид на окрестности в низу горы и с
красивой... церковью Никольского
погоста.
Из воспоминаний С. В. Максимова
Вид с востока
Восточные ворота в ограде Никольской церкви.
Вход в мемориальное кладбище
Дом И. В. Соболева
Я начинаю привыкать к деревне; я
обошёл все окрестности,
познакомился кой с кем из мужиков,
видел крестьянский праздник.
А. Н. Островский
Дом Соболева. Экспозиция
"Крестьянский быт XIX века".
Фрагмент. Красный угол в избе
Национальный театр есть признак совершеннолетия
нации,так же, как академии, университеты, музеи.
А. Н. Островский
Костюм народной
Здание литературно
артистки СССР
театрального музея
Е. Д. Барабошевой.
...только при сценическом исполнении драматический
Малый театр.
вымысел автора получает вполне законченную форму
Постановка 1941 г.
и производит именно то моральное действие,
достижение которого автор поставил себе целью.
А. Н. Островский
Фрагмент экспозиции.
Оформление спектакля
"Правда хорошо, а
счастье лучше" в Малом
театре.
Постановка 1941 г.
Литературное наследие А.
Н. Островского
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку
художественных произведений, для сцены создали
свой особый мир. Вы один достроили здание,
в основание которого положили краеугольные камни
А. Н. Островский. 1923
(проект памятника драматургу)
Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас
Скульптор В. А. Андреев
мы, русские, можем с гордостью сказать:
"У нас есть свой русский национальный театр".
Он по справедливости должен называться
"Театр Островского"
И. А. Гончаров
Голубой дом
Шале
классика
русской
Творчество
литературы дорого нам не только
тем,
большую
прогрессивную роль в развитии
русского общества XIX века, но и
тем, что оно верно служит людям
сегодня, служит нашей культуре.
Вот
называем
Островского
своим
современником.
почему
что
сыграло
мы
С. В. Михалков
Корпуса Дома творчества
им. А. Н. Островского ВТО, находящегося
на территории заповедника
Использованные материалы
• http://www.kmtn.ru/Travel1
• Портрет драматурга. Воспоминания
современников об А.Н. Островском (материал
подготовлен Н.С. Гродской):сб. А.Н. Островский.
Театр и жизнь. – М.: ШКОЛАПРЕСС, 1995