Виртуальный оркестр

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 17.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для одиночек, у кого есть желание и время создавать музыку, но нет возможности привлекать в свои проекты хороших музыкантов. Для профессионалов, которым приходится создавать аранжировки с малым бюджетом. Вы композитор и (или) аранжировщик, и для того, чтобы ваши произведения услышали люди, у вас есть несколько путей и возможностей: 1. Пригласить профессиональных музыкантов, но это дорого; 2. Собрать состав из любителей, но это потребует времени и сил, а результат может вас не удовлетворить; 3. Найти на свою музыку покупателя или заказчика - вы становитесь профессионалом и зависите от спроса; 4. Создавать музыку с помощью синтезатора; 5. Создавать музыку с помощью сэмплера и компьютера
Иконка файла материала 1.docx
Для одиночек, у кого есть желание и время создавать музыку,  но нет возможности привлекать в свои проекты хороших  музыкантов.  Для профессионалов, которым приходится создавать  аранжировки с малым бюджетом.  Вы композитор и (или) аранжировщик, и для того, чтобы ваши  произведения услышали люди, у вас есть несколько путей и  возможностей:  1. Пригласить профессиональных музыкантов, но это дорого;  2. Собрать состав из любителей, но это потребует времени и  сил, а результат может вас не удовлетворить;  3. Найти на свою музыку покупателя или заказчика ­ вы  становитесь профессионалом и зависите от спроса;  4. Создавать музыку с помощью синтезатора;  5. Создавать музыку с помощью сэмплера и компьютера  Сэмплерная технология, при которой основой является  записанный звук живого инструмента, собранный в библиотеки,  и чем библиотеки обширнее, тем шире палитра звукорежиссера  тире диджея тире композитора. Библиотеки на компакт­дисках  можно недорого приобрести на рынке и в дальнейшем  обмениваться со знакомыми. Еще понадобиться компьютер  посовременнее, к нему ­ саунд­карта, и даже мидийная  клавиатура желательна, но не обязательна. И вы, не играя ни на  одном инструменте, можете создать приятный "исиджаз",  например, если предпочитаете. Недостатком технологии можно назвать повторяемость фраз и рисунков, их линейность,  отсутствие возможности для мелодических и гармоническихпостроений. Фразы и отдельные звуки можно двигать  (транспонировать) в небольших пределах вверх и вниз и по  темпу (до тона ­ на большее значение не рекомендуется из­за  частотных искажений). Но собрать определенную мелодию,  звучащую естественно, крайне сложно, легче пригласить  музыканта и отредактировать запись.  В идеальном варианте соло должен играть хороший живой  музыкант, за неимением ­ редактируем запись игры  посредственного, за неимением и такого ­ собираем соло из  нарезки фраз, подбирая фразы по соответствию тембра и  манеры звукоизвлечения. Напротив, инструменты заднего  плана, которые по музыкальной идее не рассчитаны на  непосредственное внимание слушателя (например, не  солирующий контрабас), партии таких инструментов могут  быть забиты с мидийной клавиатуры и звучать через сэмпл.  Особенно это актуально, когда есть задача имитации хора или  духового оркестра ­ сэмплеры начинают выигрывать у живых  музыкантов, и в организационных, и в финансовых, и в  технических аспектах.  Сэмплер один раз настроил и навсегда, он не врет по ритму ­  все дудки будут играть точно в долю, вне зависимости от  сложности партий и от тональности. Но главное ­ вы получаете  возможности Гайдна, который писал ноты для скрипичного  состава, слушал результат, а затем редактировал ноты, ­ вы  получаете возможность для музыкального эксперимента. И,  если вы хотите написать симфонию, добиться ее исполнения  оркестром в зале консерватории, придется предъявлятьполуфабрикат, и желательно, чтобы он звучал максимально  живо.  Сэмплерные технологии позволяют это, но придется очень  много времени "вышивать крестиком" и читать "хелпы" к  софту. Очень желательно владеть английским хотя бы на  уровне чтения "хелпов", ­ когда читаешь в переводе, смысл  куда­то девается, разобраться очень трудно, наверное, из­за  того, что переводят обычно люди (или программные  переводчики), которые сами не разбираются в проблематике.  Первым делом придется создать виртуальных музыкантов,  которые будут делать то, что вы им прикажите, но кроме  приказаний они ничего не сделают ­ не могут. Пригодится  знание основ звукового синтеза (как работает синтезатор) ­  технология находится на стыке синтеза и сэмплов. С развитием  компьютеров увеличиваются ресурсы, становятся  несущественными ограничения по объему файлов, и действует  правило: чем сэмпл больше весит, тем он качественнее. Дело в  том, что у каждой "живой" ноты свой "портрет" (откройте  аудио­редактор и сравните). Наши уши прекрасно отличают  ноту "ля" трубы от "ля" на той же трубе, но с другим нюансом,  и, если поставить одинаковые ноты близко друг к другу  (повторить запись ноты), будет слышна искусственность.  Практика показывает ­ можно повторить на пятый­седьмой раз ­ человек забывает конкретное звучание, остается только образ.  Здесь существуют два метода:  1. СБОРКА. Создаем на жестком диске библиотеку нот  какого­либо инструмента. Ноты распределяются по высоте,длине, громкости и характеру звучания (рекомендуется эти  параметры указывать в названии Wav­файла, чтобы потом  можно было легко найти, а это проблема, когда их тысячи).  Следующий шаг ­ непосредственно сборка­стыковка в аудио­ редакторе (типа Sonar). Конечно, не так быстро, как играет  музыкант, но, при некотором навыке, совокупно с ожиданием,  пока музыкант явится, пока настроится, пока настроим  микрофон, а потом все равно резать и двигать ­ в сумме можно  время выиграть. Проблему составляет стыковка легатных нот у  духовых (звук не прекращается, а как бы переламывается,  звуковая волна переворачивается), поэтому лучше использовать "живые" стыки, это, правда, существенно увеличивает  библиотеку. Еще проблема в тембральном соответствии нот  друг другу, очень слышно, если использованы ноты из разных  записей и разных музыкантов, желательно резать из одной  записи одного инструмента.  2. СЭМПЛЕРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. Те же ноты затаскиваем  в сэмплер, управляемый по миди, и получаем возможность  "забивать" партии с клавиатуры и другие возможности, как при  работе с синтезатором: управление по громкости (что возможно и в аудио­редакторе), по частотам (с помощью фильтров) и по  высоте. Эти параметры могут управляться во времени, можно  менять громкость в начале атаки, время атаки, время спада,  громкость поддержки и время затухания (бедный русский  язык). Помимо этого выставляется вибрато по трем параметрам соответственно: громкостное, частотное и высотное, его  глубину, скорость и задержку. Всем этим можно управлять с  помощью контроллеров, педалей, колес и джостиков, и все этовместе служит задаче оживления ­ приданию звукам  непохожести и выразительности. Все это не решат проблему  принципиально ­ чем больше нот засунули в сэмплерный  инструмент ­ тем лучше. Вопрос, как их оттуда доставать. Если  у вас есть клавиатура, чувствительная к нажатию, то на каждую  градацию чувствительности можно определить свой звуковой  файл. Мы получаем "бутерброд" из звуков: легче нажал ­ мягче  звучит. Когда вы откроете диск с сэмплами инструментов, вы  можете обнаружить там готовые библиотеки сэмплов,  собранные по инструментам: например, библиотеку  инструментов флейты, где в один инструмент собраны короткие звуки флейты, в другой ­ длинные, в третий ­ от тихого к  громкому, в четвертый ­ тихие звуки, и т.п. Конечно, было бы  хорошо все эти звуки использовать при создании партии флейты ­ она звучала бы гораздо живее. Самый простой способ ­  назначить каждый такой сэмплерный инструмент флейты на  отдельный миди­трек (каждый по своему миди­каналу). Тогда  задача сводится к расстановке нот на отдельные треки в миди­ редакторе (например, с помощью команд "копировать" и  "вставить"). К сожалению, миди­каналов всего шестнадцать, и,  если у вас семь из них ушло на флейту, то хватит только на еще  один такой инструмент. Можно, правда, по одному их создавать и сразу переводить в аудио­формат, но тогда вы лишаетесь  возможности совместного редактирования по миди.  Возможные решения:  1. несколько сэмплеров или сэмплер, поддерживающий  много портов.  2. Создание комплексных инструментов. Комплексныеинструменты можно создавать в редакторе сэмплерных  инструментов (типа Giga Editor). Логичнее всего совмещать  тихие и громкие инструменты с тем, чтобы переключение с  одного на другой происходило от разной скорости нажатия на  миди­клавиатуре ("бутерброд" по громкости). Есть  возможность создавать комплексные инструменты большой  сложности, с переключениями при помощи разнообразных  контроллеров, но и создание, и работа с ними переходят в  разряд программирования.  Теперь, как быть с длиной звука. При нажатии клавиши сэмплер начинает воспроизведение записанного звука, пока запись не  закончится, а если звук "закольцован", то пока вы не отпустите  клавишу. Сэмплер отпускание клавиши воспринимает, как  команду начать "затухание", после которого наступает полная  тишина. Это выглядит не так, как в живом звуке, у которого  есть еще резонансное послезвучание, и эти хвосты приходится  достраивать в аудио­редакторе (если не лень). Закольцовывание (Looping) часто используется для инструментов, позволяющих  тянуть звук очень долго без затухания: органов, духовых,  смычковых, хоров и т.п. Кроме того, оно используется для  облегчения веса сэмпла. Недостатком является слышимая  назойливая повторяемость, которая лишает сэмпл живости  звучания (в сольных партиях лучше не использовать).  Еще одна проблема, о которой говорилось выше, ­ стыковка  легатных нот. Сэмплер начинает проигрывать следующую ноту,  доигрывая затухание предыдущей, и получается, как если бы  одна труба замолчала, а в этот момент следующую ноту началадругая. Реальная труба стыкует два звука, один переходит в  другой, не накладываясь. Решением может быть мгновенное  затухание и обрезанное предзвучание, которое возникает в  начале первой ноты при "разгоне" трубы. Но и это не панацея.  Можно, фактически используя сэмплер для поиска­подбора  нот, писать партию в миди с таким расчетом, чтобы затем  срезать промежутки между нотами, стыкуя их, как при сборке.  Выбор метода зависит от двух параметров: от характера  инструмента и от степени правдоподобия, какое вы хотите  получить. Клавишные инструменты очень неплохо имитируются через миди клавиатуру и сэмплер ­ у них сходный характер  звукоизвлечения (фортепиано, органы, ксилофоны, аккордеоны  и т.д.). Ударные инструменты в основной массе тоже, ударил ­  звучит, пока не затихнет. Но игру щетками по ведущему  барабану имитировать не удается. Для ударных оптимальным  видится сочетание сборки из кусков и дописывание акцентов в  тарелках или бочки по миди.  Практический совет. Вы пишете или вводите с миди­ клавиатуры партию контрабаса в редакторе типа Sonar.  Тональность "До" мажор, а стиль ­ кантри. За всю композицию  нота "До" большой октавы повторится 85 раз. Пусть  подавляющее большинство из них будут с сильным щипком (как и бывает) ­ 60 раз. Каким бы комплексным не был ваш  сэмплерный контрабас, звуки очень быстро начнут повторяться  ­ вы будете слышать буквально одинаковый щелчок. Чтобы  избежать одинаковости, можно использовать сэмплы соседних  нот: Bb, H, C# и D ­ вы пишете не ноту "До", а ноту "Си", при  этом с помощью контроллера "Колесо" транспонируете этуноту "Си" вверх на полтона, получается "До", но с другим  звучанием.