Макарова Юлия Сергеевна, учитель биологии и химии, МБОУ – СОШ №7 х. Новоселовка
Тема урока: «Витамины и их значение. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах»
Класс: 8
Цель урока: расширить представление учащихся о своём организме.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение: умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
· выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;
· аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;
· анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;
· знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.
Обучающийся получит возможность научиться:
· объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;
· находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
· работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тип урока: семинар – игра; урок усвоения новых знаний.
Форма урока: игровая, групповая, индивидуальная, фронтальная
Технологии урока: технология развития критического мышления.
Необходимое техническое оборудование: презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D).
Структура и ход урока
№ |
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
I |
Орг.момент |
Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
- Доброе утро, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. И поднимите его. - Как много улыбок засветилось. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Учитель отмечает в журнале отсутствующих на уроке. Слайд 1 |
Приветствуют учителя, поднимают смайлик, настраиваются на работу. |
Регулятивные: - волевая саморегуляция; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками. Мультимедийная презентация «Витамины». |
|||||||||||||||
II |
Актуализация знаний |
Цель этапа: повторение изученного материала (фронтальный опрос учеников), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
1.Назовите питательные вещества, необходимые человеку для жизнедеятельности. 2.Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? 3. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? СЛАЙД 2 |
Отвечают на вопросы учителя
Белки, жиры, углеводы
Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.
Минеральные соли, вода, витамины |
Регулятивные: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Личностные: устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. |
|||||||||||||||
III |
Изучение нового материала 1.Введение в тему
2.Цели урока
3.Девиз урока
4.Рассказ специалистов А) Рассказ об истории витаминов.
1.Работа с учебником
2.Лабораторный опыт
Б)Выступление химиков
3.Работа с учебником
В)Выступление биолога
Г)Выступление диетолога
|
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, изученного материала
|
Читает стихотворение С. Лосевой «Что такое витамины? Что такое______________?. Для чего проникли в лук, В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк? Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки. Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки? Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд, Очень маленькие пушки по бактериям палят? Если так, то они мне нужны наверняка. Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока. - О чем же хотел рассказать нам ребенок? - А как вы понимаете, что такое витамины? - Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Работать мы будем в бланках, по ходу нашего урока вы его будете заполнять. Итак, какова же тема нашего урока? Берем ручки и в бланк записываем тему урока. Витамины и их значение. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах СЛАЙД 3
- Какие же цели необходимо нам для этого решить? -познакомиться с понятием витамины -выяснить, где они находятся -Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему -Узнать, как сохранить витамины. СЛАЙД 4 - На уроке будем работать под девизом СЛАЙД 5 «Постоянно нужно есть Для здоровья важно! Фрукты, овощи, омлет, Творог, сыр и масло.» - Чтобы разобраться в теме нашего урока, мы пригласили к нам специалистов. Это историк (Сиденко Иван), химик (Идрисова Мадина), биологи (Владыкин Роман), диетолог – Отрезенко Анастасия) - Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? Кто впервые открыл витамины? (После предположения учащихся, выступает историк, который рассказывает об истории открытия витаминов.)
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
Учитель: Откройте учебник на странице 138 и ответьте на вопрос, что такое витамины? (После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение) - Запишите определение в бланк. Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для жизнедеятельности. Учитель. Пользуясь слайдом № 8-9, озвучивает определение витаминов и их обобщённую биологическую роль. В бланках делается запись определения витаминов. Витамины образуют Ферменты (органические вещества ) (катализаторы обмена веществ)
Не образуются в наших Образуются в наших клетках. клетках. Расщепляют белки, жиры, углеводы. Вопрос : Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму? СЛАЙД 10 Учитель демонстрирует яблоко и томат. Рассмотрим под микроскопом клетки мякоти томата и яблока. 1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (яблока) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой в капле воды и накройте покровным стеклом. 2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Клетки томата и яблока состоят из ядра с ядрышком, цитоплазмы, клеточной мембраны и вакуолей. 3. Отметьте цвет цитоплазмы и вакуоли. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.
Цвет клеток мякоти томата красный, мякоти яблока – жёлтый. В клетках яблока вакуоли прозрачные, а в клетках томата – светло-красные. Капля воды изменила свой цвет, потому что она поступает в клеточный сок, содержащийся в вакуолях.
4. Сделайте вывод.
Вывод: клетки растительных организмов имеют одинаковые основные части – ядро с ядрышком, цитоплазма и клеточная мембрана. Клетка – основная структурная единица живого организма.
СЛАЙД 11 - А теперь, ребята, рассмотрим на какие группы делятся витамины. Об этом нам расскажет ученный химик Идрисова Мадина. (Слово Химикам.)
- К чему может привести недостаток или избыток витаминов в организме человека? Ответ на этот вопрос вы найдете на странице 138. СЛАЙД 12
Взаимопроверка
CЛАЙД 13 - А сейчас слово биологу Владыкину Роману. Вам необходимо будет узнать не только в каких продуктах содержаться те или иные витамины, но и их суточную потребность, чтобы предотвратить данные заболевания.
При выступлении биологов вам необходимо будет заполнить недостающие графы в бланке. Учитель. Итак, мы познакомились с витаминами А В С Д. При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Как же сохранить в ней возможно больше этих жизненно необходимых веществ? Слово Диетологу Отрезенко Анастасии. СЛАЙД 14
СЛАЙД 15 |
Слушают учителя, отвечают на вопрос.
- О витаминах
(Версии учащихся)
Определяют тему урока Записывают тему урока (Приложение 1)
Совместно с учителем формулируют цели
Слушают учителя
Представляются учащимся
Отвечают на вопросы учителя
Слушают выступления историка
До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь , куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши, питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли. - Что же предположил Н.И.Лунин? - Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни. В 1890году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы). Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был, в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов. В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин».
Учащиеся высказывают версии Открывают учебник, находят определение «Витамины», читают его.
Записывают определение
Дополняют информацию, делают записи в бланке
Отвечают на вопрос
Рассматривают под микроскопом клетки мякоти томата и яблока.
1.Готовят микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (яблока) отделяют препаровальной иглой маленький комочек мякоти и кладут его в каплю воды на предметное стекло. Расправляют препаровальной иглой в капле воды и накрывают покровным стеклом.
2.Рассматривают микропрепарат под микроскопом. Находят отдельные клетки. Клетки томата и яблока состоят из ядра с ядрышком, цитоплазмы, клеточной мембраны и вакуолей.
3.Отмечают цвет цитоплазмы и вакуоли. Поясняют, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.
Цвет клеток мякоти томата красный, мякоти яблока – жёлтый. В клетках яблока вакуоли прозрачные, а в клетках томата – светло-красные. Капля воды изменила свой цвет, потому что она поступает в клеточный сок, содержащийся в вакуолях.
4.Делают вывод.
Вывод: клетки растительных организмов имеют одинаковые основные части – ядро с ядрышком, цитоплазма и клеточная мембрана. Клетка – основная структурная единица живого организма.
Все известные витамины по классификации подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые Известно 13 незаменимых витаминов. Витамины обозначают заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин D, а все остальные должны поступать в организм с пищей. Жирорастворимые витамины – A, D, E и К – попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно. К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В). Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.
Работают с учебником; записывают понятия «авитаминоз», «гипервитаминоз», «гиповитаминоз» Авитаминоз – отсутствие витаминов. Гипервитаминоз – избыток витаминов. Гиповитаминоз – недостаток витаминов.
Выступление биолога; слушают выступление
Заполняют бланк (Приложение 2)
Выступление диетолога В наш пищевой рацион витамины должны
входить в достаточном количестве. |
Предметные: - получить знания о многообразии витаминов и их роли в организме; Личностные: устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя. Регулятивные: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Познавательные: - формулировать проблему и формулирование познавательной цели; - подбирать критерии для сравнения объектов; - установления причинно-следственных связей, моделирование, оформление постора. - поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
|||||||||||||||
IV |
Закрепление
1. Загадки (1 балл)
2.Проблемные задачи
3.Кроссворд
4.Блиц опрос |
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию; определить успешность усвоения материала. |
Класс поделен на 4 команды. - 1я команда «Витамин А», 2я команда «Витамин В», 3я команда «Витамин С», 4я команда «Витамин Д» - За каждый правильный ответ каждая команда получает 1 жетон. При получении 13 жетонов и более - команда получает оценку 5, 10-12 жетонов – оценка 4, 5-9 оценка 3. То есть от оценки, полученной командой, будет зависеть оценка каждого. Загадывает загадки командам - За правильный ответ команда получает 1 жетон О каком витамине идет речь?. (команде А)
Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами, Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате. Поищите на земле: он в салате, щавеле. Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква. И лимон, и апельсин. В них во всех его едим.
Команде В Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить. Витамин там есть: поможет от рахита защитить.
Команде С Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор. Витамин они имеют и отдать его сумеют. Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков. Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку.
КомандеД Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти? В моркови, печени, желтке он есть. Вообщем, все не перечесть.
- Помогите решить проблему. Правильный ответ оценивается в 1 балл Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? Группе D. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте?
- Следующее задание разгадать кроссворд. За каждые два правильно угаданных слова – 1 жетон. Время для разгадывания 2 минуты. Максимальное количество баллов за этот тур – 4. Взаимопроверка СЛАЙД 16
- Блиц-опрос, кто быстрее ответит. На столах у вас лежат листы №4. Вам необходимо ответить на вопросы «+» и «-». За каждый правильно отвеченный вопрос команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов 7. 1. Витамины способствуют образованию ферментов, которые ускоряют обмен веществ. (да) 2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно. (нет) 3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь. (нет) 4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах. (да) 5.Основным источником витаминов являются растения. (да) 6.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду. (нет) 7.Витамины разрушаются при контакте с кислородом. (да) |
Делятся на 4 команды
Слушают учителя
Отгадывают загадки
(Витамин С).
(Витамин D).
(Витамин В).
(Витамин А).
Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи
( Гиповитаминоз –отсутствие витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).
(Гиповитаминоз витамина В).
(Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).
Слушают учителя; разгадывают кроссворд (Приложение 3)
1.( гиповитаминоз)
2.(зрение)
3.(водорастворимые)
4.(рахит)
5.(лимон)
6.(бери-бери)
7.(цинга)
8.(ферменты)
Отвечают на вопросы (Приложение№4)
|
Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; - работа с информацией; - умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Личностные: морально-этическая регуляция; оценивание усваемого содержания.
|
|||||||||||||||
V |
Подведение итогов |
Цель этапа: закрепление полученных знаний, выявление пробелов в освоении материала осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
- Подсчитаем полученные жетоны. В команде «Витамин А» ____ жетонов; в команде «Витамин В» _____ жетонов, «Витамин С» _____жетонов и команда «Витамин Д»____жетонов. СЛАЙД 18 - При получении 13 жетонов и более - команда получает оценку 5, 10-12 жетонов – оценка 4, 5-9 оценка 3. |
Считают жетоны |
Регулятивные: -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. |
|||||||||||||||
VI |
Домашнее задание |
|
СЛАЙД 19 Если вы набрали 13 баллов и более – найти дополнительный материал о заболеваниях, связанных с недостатком или отсутствием витаминов. 10-12 баллов – повторить бланк и составить рецепт витаминного салата. Укажите продукты, составляющие салат и витамины, в них содержащиеся. Дайте своему салату название. Сделайте вывод, какими витаминами богат ваш салат, на какие органы и системы органов он оказывает положительное влияние. 5-9 баллов – прочитать параграф 31, выучить все определения - Урок окончен. До новых встреч. |
Записывают домашнее задание
Прощаются с учителем |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.