Витамины и их значения организма
Оценка 4.8

Витамины и их значения организма

Оценка 4.8
docx
биология
8 кл
04.05.2020
Витамины и их значения организма
42.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

 

Витамины и их значения организма

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать положительные мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Базовые понятия: витамины; авитаминоз; гиповитаминоз; гипервитаминоз.

 

Ход работы

I. Организационный момент (30 сек).

Учитель приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок и мотивирует их к уроку.

II. Актуализация опорных знаний (5 мин).

Учащиеся работают по тестовым заданиям, контроль знаний осуществляют путём взаимопроверки.

Тестовые задания:

1.      К органическим веществам относятся: 
А) белки; 
Б) вода; 
В) жиры; 
Г) углеводы.

2.      Пластический обмен:
А) превращение энергии; 
Б) биологическое окисление;
В) создание в клетках новых соединений и структур.

3.      Энергетический обмен: 
А) превращение энергии;
Б) процесс усвоения организмом веществ;
В) транспортировка питательных веществ.

4.      Белки расщепляются до:
А) глицерина; 
Б) аминокислот; 
В) глюкозы.

5.      Сложные углеводы расщепляются в ротовой полости при помощи: 
А) пепсина; 
Б) амилазы; 
В) трипсина.

Ответы: 1-А,В,Г; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-Б.

Учитель собирает листочки с результатами ответов учащихся и выставляет их в журнал в конце урока.

III. Изучение нового материала (30 мин).

- Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с рассказа об одной экспедиции Колумба, во время которой часть экипажа заболела.

У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай.

Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Как выяснилось позже, от гибели моряков спасли фрукты, они и стали лекарством от цинги.

- Скажите, пожалуйста, что в себе содержали фрукты, что моряки смогли пойти на поправку? (Витамины)

- Правильно! Вот о них мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке.

Учащиеся записывают тему урока «Витамины, их значение для организма»(

 Совместно с учащимися формулируются задачи урока:

- изучить что такое витамины?

- узнать, где находятся витамины?

- понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?

- узнать, как сохранить витамины? 

- Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами? На этот вопрос вы получите ответ, прослушав сообщение учащегося.

Витамины были открыты в конце прошлого столетия в 1881 году русским врачом Н.И. Луниным, который произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.) 

- Что предложил Н.И. Лунин? (учащиеся высказывают версии).

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот) 

Задания учащимся: Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины?

Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.

- В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется –гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

Авитаминоз  отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов.



- Витамины очень влияют на здоровье человека.

Вопросы к учащимся:

- Какой витамин самый важный?

- Что является источником витаминов в организме?

- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Ответив на вопросы, учащиеся делают вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

- А теперь, ребята проведем небольшое исследование: определим наличие

витамина С в лимоне.

- А какие же правила должен соблюдать человек, чтобы сохранить в продуктах питания витамины? Об этом вы узнаете, прочитав текст параграфа 39 страницу 94, и ответите на вопрос: «Как сохранить витамины при приготовлении пищи?».

После самостоятельной работы с учебником учащиеся делают вывод: неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

·         алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

·         никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

·         кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

·         аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

·         антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

·         снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

(Слайд 14)

IV. Закрепление изученного материала (5 мин).

- Исходя из полученных знаний определите, какие суждения верны:

1.      Витамины есть только в овощах и фруктах (-)

2.      Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее (-)

3.      В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С (+)

4.      Витамины нужно принимать только зимой и весной (-)

5.      Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям (+)

V. Подведение итогов, оценивание учащихся (2 мин).

- Давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

VI. Домашнее задание (30 сек):

- выучить теорию параграфа 39, термины ;

- ответить на вопросы стр. 95 ;

- заполнить таблицу по витаминам: К, РP, Е.


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с рассказа об одной экспедиции

Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с рассказа об одной экспедиции

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А,

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А,

Давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма

Давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020