Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Витамины и их значения организма
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать положительные мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке; прививать культуру здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Базовые понятия: витамины; авитаминоз; гиповитаминоз; гипервитаминоз.
Ход работы
I. Организационный момент (30 сек).
Учитель приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок и мотивирует их к уроку.
II. Актуализация опорных знаний (5 мин).
Учащиеся работают по тестовым заданиям, контроль знаний осуществляют путём взаимопроверки.
Тестовые задания:
1. К органическим
веществам относятся:
А) белки;
Б) вода;
В) жиры;
Г) углеводы.
2. Пластический
обмен:
А) превращение энергии;
Б) биологическое окисление;
В) создание в клетках новых соединений и структур.
3. Энергетический
обмен:
А) превращение энергии;
Б) процесс усвоения организмом веществ;
В) транспортировка питательных веществ.
4. Белки расщепляются
до:
А) глицерина;
Б) аминокислот;
В) глюкозы.
5. Сложные углеводы
расщепляются в ротовой полости при помощи:
А) пепсина;
Б) амилазы;
В) трипсина.
Ответы: 1-А,В,Г; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-Б.
Учитель собирает листочки с результатами ответов учащихся и выставляет их в журнал в конце урока.
III. Изучение нового материала (30 мин).
- Сегодняшний урок, ребята, я хочу начать с рассказа об одной экспедиции Колумба, во время которой часть экипажа заболела.
У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай.
Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Как выяснилось позже, от гибели моряков спасли фрукты, они и стали лекарством от цинги.
- Скажите, пожалуйста, что в себе содержали фрукты, что моряки смогли пойти на поправку? (Витамины)
- Правильно! Вот о них мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке.
Учащиеся записывают тему урока «Витамины, их значение для организма»(
Совместно с учащимися формулируются задачи урока:
- изучить что такое витамины?
- узнать, где находятся витамины?
- понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?
- узнать, как сохранить витамины?
- Кто впервые доказал наличие в пище веществ, названных витаминами? На этот вопрос вы получите ответ, прослушав сообщение учащегося.
Витамины были открыты в конце прошлого столетия в 1881 году русским врачом Н.И. Луниным, который произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)
- Что предложил Н.И. Лунин? (учащиеся высказывают версии).
Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.
В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот)
Задания учащимся: Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины?
Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.
- В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется –гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.
Авитаминоз – отсутствие витаминов.
Гипервитаминоз – избыток витаминов.
Гиповитаминоз – недостаток витаминов.
- Витамины очень влияют на здоровье человека.
Вопросы к учащимся:
- Какой витамин самый важный?
- Что является источником витаминов в организме?
- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?
Ответив на вопросы, учащиеся делают вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
- А теперь, ребята проведем небольшое исследование: определим наличие
витамина С в лимоне.
- А какие же правила должен соблюдать человек, чтобы сохранить в продуктах питания витамины? Об этом вы узнаете, прочитав текст параграфа 39 страницу 94, и ответите на вопрос: «Как сохранить витамины при приготовлении пищи?».
После самостоятельной работы с учебником учащиеся делают вывод: неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
· алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
· никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
· кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
· аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
· антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
· снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
(Слайд 14)
IV. Закрепление изученного материала (5 мин).
- Исходя из полученных знаний определите, какие суждения верны:
1. Витамины есть только в овощах и фруктах (-)
2. Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее (-)
3. В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С (+)
4. Витамины нужно принимать только зимой и весной (-)
5. Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям (+)
V. Подведение итогов, оценивание учащихся (2 мин).
- Давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.
VI. Домашнее задание (30 сек):
- выучить теорию параграфа 39, термины ;
- ответить на вопросы стр. 95 ;
- заполнить таблицу по витаминам: К, РP, Е.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.