Визитка-презентация передового педагогического опыта "Системно-деятельностный подход к преподаванию русского языка и литературы"

  • ppt
  • 28.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Визитка-пре зентация ППО Шепеленко Н.Н..ppt

ВИЗИТКА- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Фамилия, имя, отчество

Шепеленко Неля Николаевна

Образование

Полное высшее

Название учебного заведения, год окончания

Донецкий государственный университет, 1971г.

Специальность по диплому

Филолог, преподаватель русского языка и литературы

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 48 города Донецка»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж

51 год

Стаж работы в занимаемой должности

51 год

Квалификация

Специалист высшей квалификационной категории, "учитель-методист"

Единственный путь, ведущий
к знанию –
это деятельность.
Бернард Шоу


Системно-деятельностный подход к преподаванию
русского языка и литературы

Как сделать, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания и показывать высокие результаты по предмету

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок
не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе
собственной учебно-познавательной деятельности. Именно на уроках
русского языка и литературы происходит формирование таких базовых
компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.
Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного
подхода в преподавании русского языка и литературы.
Понять, принять, переработать, уметь применить содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. При переходе на новую модель образования (ГОС), в основе которой положены принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, главной целью учителя становится воспитание будущего гражданина, владеющего универсальными учебными действиями, умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной жизни.

Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, быть востребованными и успешными.
В основе опыта - системно-деятельностный подход, учебный процесс, в котором приоритет отдан активной познавательной деятельности школьника. При этом используются различные
приемы и формы обучения, сфокусированные на
максимальной самостоятельности учащегося.
Идея деятельностного подхода состоит в том,
что новые знания даются детям не в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Уровни активности личности

Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу обучающихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Ученики самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить их и убедиться в правильности исправлений, обучающиеся учатся рефлексировать свою деятельность.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить
на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.

«Мозговой штурм»

Способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

т.д.

Деловая
игра

Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.
Деловая игра направлена на развитие:
- творческого мышления;
- умения анализировать конкретные практические ситуации;
- самостоятельности принятия решения;
- способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.

2. Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

3. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Разыгрывание ролей

Характеризуется следующими признаками:
- наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

4. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Анализ конкретных ситуаций

Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.
Отличительные черты:
- наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
- разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
- обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
- подведение итогов и оценка результатов педагогом.

Критерии выбора метода обучения

Проведение
семинара

Проблемная лекция

Тематическая дискуссия

Презентации

Круглый стол

Олимпиада

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности учителей.
Одно из этих изменений – системно-деятельностный подход – т.е. переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где ученик становится активной частью, субъектом учебной деятельности:
ученик в центре процесса обучения,
преподаватель как тренер, наставник, гид, тот, кто направляет
ученика
ошибки и заблуждения рассматриваются как часть учебного
процесса,
обучение в мультисенсорной среде,
учащиеся не только усваивают содержание, но и создают его
самостоятельно,
во время урока учащиеся работают больше, чем учитель,
цифровые технологии пронизывают весь учебный процесс,
социальное и эмоциональное развитие рассматривается как
часть обучения школьника.





СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !