Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу
Оценка 4.8

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
29.03.2022
Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу
Проект_Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3

города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый индивидуальный проект

«Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу»

 

 

 

Выполнил:

Шорохов Никита,

учащийся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки, педагог-библиотекарь

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Галич

2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

      I.            ГЛАВА. Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу               5

1.1. Интерес к родной литературе                                                             5

1.2. Реформа стихосложения                                                                    6

1.3. Литературное творчество Ломоносова (приложение 8)                     8

1.4. Труды Ломоносова в области языка и литературы                          16

1.5. Басни М.В. Ломоносова                                                                   17

1.6. Значение Ломоносова в истории литературы                                   18

   II.            ГЛАВА.  Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии                                                                  19

ВЫВОД                                                                                                       20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         24

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                         25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим»

В.Г. Белинский

Широко известно, что Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик,  астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Кроме этого М.В.Ломоносов ещё и поэт, учёный-филолог, который  утвердил основания современного русского литературного языка,

          В.Г. Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, он был ее отцом, «он был ее Петром Великим», ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе». Невозможно представить развитие в России литературного языка, поэзии, русской грамматики без основополагающих работ Ломоносова.

           В 2021 году исполняется 310 лет со дня рождения крупнейшего учёного своей эпохи, великого сына нашего Отечества. Это событие является не только одним из знаковых явлений  в развитии культуры России, но и  отмечается прогрессивным человечеством во всём научном мире.

М.В. Ломоносов – наша гордость, слава русской науки. Его вклад в развитие языка, литературы не менее значителен, чем вклад в другие отрасли научных исследований и открытий. 

          Актуальность работы продиктована не только отмечаемым знаковым событием в культуре нашего Отечества, но и необходимостью изучения деятельности учёного в области филологии для современного человека, который не может считать себя патриотом, не зная об этом учёном, поэте того, что составляет гордость России.

          Свой проект я решил посвятить изучению вклада Ломоносовым в развитие русской литературы.

Я считаю, что если проанализировать деятельность М.В.Ломоносова как учёного-филолога, поэта на основе некоторых его работ в этой области, то, несомненно, можно увидеть, почувствовать, глубоко осознать неоценимую роль удивительного человека ХVIII века в развитии отечественной и мировой культуры. Это предположение и стало гипотезой моего исследования.

Объектом исследования я взял сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова, а предметом исследования его вклад в литературу.

Цель: раскрыть феномен личности М.В.Ломоносова как поэта, филолога, учёного, отразившего в своих трудах энергию времени, эпохи  ХVIII века и заложившего основы развития многих направлений в науке.

Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:

1.     Познакомиться с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова.

2.     Исследовать вклад М.В.Ломоносова в развитие литературы.

3.     Проанализировать отрывки из произведений М.В. Ломоносова с точки зрения их значимости  для развития филологии в России.

4.     Проанализировать полученную информацию, убедиться в том, что вклад учёного, поэта в разработку русского литературного языка действительно велик.

5.     Оформить обобщение по теме в виде странички виртуальной интерактивной выставки-энциклопедии.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

 Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление школьников о многогранности деятельности М.В. Ломоносова, о роли ученого в развитии филологии.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Эти данные могут быть использованы педагогами и учащимися на уроках литературы, классных часах, в самообразовании.

 

 

I.            ГЛАВА. Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу 

1.1. Интерес к родной литературе

Ломоносов, сын поморского крестьянина, происходил из суровых северных земель, где жили смелые, энергичные люди, занимавшиеся морским промыслом (приложение 1). Здесь не сущест­вовало крепостного права в его традиционных формах. У по­моров, потомков новгородских первопроходцев, была высо­кая книжная культура, уходившая своими корнями в глубокую древность. Беломорский край с его главным портом Архан­гельском издавна играл важную роль в международной тор­говле и мореплавании.

Интерес к родной литературе пробуждался у юного помора по мере его приобщения к грамоте, знакомства с народным творчеством. По свидетельству Н. И. Новикова, Ломоносов еще на родине познакомился с Рифмованной псалтырью Сименона Полоцкого и, читав оную многократно, так пристрастился к стихам, что получил желание обучаться стихотворству (приложение 2). Эти сведения подтверждаются тем. что переложения псалмов, которые-осуществил Ломоносов в 1743-1751 гг., чрезвычайно близки к переводу С. Полоцкого а незаконченное переложение 103-го псалма обрывается у Ломоносова на том же месте что и в Рифмованный псалтырь Полоцкого.

Из деревни Мишанинской, рас­положенной близ Холмогор, на одном из островов Северной Двины, и отправился в поход за знаниями в Москву сын зажи­точного помора (приложение 3).

Дальнейшему увлечению литературой способствовали занятия в Славяно-греко-латинской академии (приложение 4). Здесь, в Москве, формировались художественные вкусы будущего ученого.

Для получения систематического образования ему пришлось скрыть свое крестьянское происхождение. Так девятнадцати­летний Ломоносов оказался в стенах московской Славяно-гре­ко-латинской академии.

Древние языки были необходимы бу­дущему ученому, знание латыни (которая в то время была меж­дународным языком европейской науки) являлось основным условием для занятий наукой. В 1735 г. Ломоносова в числе лучших учеников Спасских школ откомандировали в Академию наук.

Первые ученические стихи Ломоносова написаны в манере силлабического стихосложения, которое господствовало в русской поэзии начала XVIII в. Имеются свидетельства современников, что и в 1736 г. , находясь в Петербургской академии наук, до отъезда за границу Ломоносов упражнялся в стихотворении, но главное состояло в том, что в то время он заинтересовался теорией поэзии.

Уже из Петербурга трое студентов, а в их числе и Ломо­носов, поехали в Германию. Пять лет провел он в универси­тетах Марбурга и Фрейберга, скитался по Европе и вернулся в Россию в 1741 г.

В Германии Ломоносов не только знакомился с художественной литературой читал Путешествие Гулливера Дж. Свифта, сочинения Овидия, Вергилия, трагедии Сенеки и т. д., но не упускал случая проштудировать труды иностранных ученых по теоретическим вопросам поэтики и новейшей немецкой поэзии. Но принципы российского стихосложения вырабатывались у него главным образом благодаря собственной практике в переводной и оригинальной поэзии: он выполнил перевод с французского оды Ф. Фенелона анакреонтической оды “К лире” и др.

Дальнейшая его судьба была связана с Петер­бургской Академией наук, где он сначала стал адъюнктом фи­зики, а затем профессором химии. Неустанные научные труды в различных областях знания Ломоносов сочетал с деятель­ностью по распространению просвещения. Его заботами при поддержке царедворца И.И. Шувалова в Москве был основан университет, Указ об учреждении которого был подписан 12 ян­варя 1755 г. (по старому стилю).

1.2. Реформа стихосложения

В январе 1736 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии, привезенных в Академию наук для отправки за границу, в Петербург приехал и Ломоносов. Здесь он приобрел «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В. К. Тредиаковского и приступил к его изучению (приложение 5). В.К. Тредиаковский первый задался целью создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореем с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины — восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати- и тринадцатисложные, как это делал Тредиаковский.

Силлабо-тоническая система стихосложения – это такая система, когда учитывается количество слогов, количество ударений и места их расположения в строке. Существует пять основных размеров силлабо-тонического стиха: два двусложных (хорей и ямб) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) (приложение 6).

Ломоносов считал самым главным условием национальной поэзии то, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

В приложение к «Письму о правилах российского стихотворства» Ломоносов дал свою первую оду — «Ода на взятие Хотина». Она была написана под впечатлением известий о блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 г. (приложение 7).

По словам современников, ода произвела большое впечатление в Петербурге необычностью своей стихотворной формы: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм создавал впечатление большой ритмической энергии, хорошо согласующейся с содержанием оды, прославляющей подвиги русских солдат-победителей. Новым было и то, что в литературном произведении получило отражение важное событие современности, характеризующееся при этом посредством исторических аналогий: автор напоминал о недавних блестящих победах русских под водительством Петра I и о «смирителе стран Казанских» — царе Иване IV, который «Селима гордого потряс» (Селим — турецкий султан Сулейман II).

Современность и история были органически объединены в оде Ломоносова, написанной с большим вдохновением, ярким и образным языком, также, несомненно, поразившим первых читателей этого произведения:

Крепит Отечества любовь

Сынов Российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

За холмы, где паляща хлябь,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь,

Что камни с берегов здирает;

Но чтоб орлов здержать полет

Таких препон на свете нет,

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи — равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

В 1740-х гг. Ломоносов работает над «Кратким руководством к Риторике». Одновременно он изучает летописи, степенные книги, хронографы, жития святых, разрядные и родословные книги. Позднее в предисловии к книге «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763) Ломоносов скажет о важности связи и взаимодействия наук: «Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика — химии, физика — математике, нравоучительная наука и история — стихотворству».

1.3. Литературное творчество Ломоносова (приложение 8)

В его поэтических произведениях всегда находят отражение его занятия историей, изучение им памятников древнерусской литературы. Именно в оде возможно было выразить высокие идеи и прославить героические события. Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно…

Родина была высоким идеалом для него, и свое творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его «возлюбленной» — Отчизне. И в его поэтических произведениях патриотизм приобретает главную роль. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов отвечает греческому стихотворцу, певцу любовных утех и веселья:

Мне струны поневоле

Звучат геройский шум

Не возмущайте боле

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Ломоносов в своей поэзии старается запечатлеть величие и обширность Русского государства, силу и мощь русского народа. Он создает и географический образ России, особенно это касается оды 1748 г. «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (приложение 9):

Коль ныне радостна Россия!

Она, коснувшись облаков,

Конца не зрит своей державы,

Гремящей насыщенна славы,

Покоится среди лугов.

В полях, исполненных плодами

Где Волга, Днепр, Нева и Дон,

Своими чистыми струями

Шумя стадам наводят сон.

Эта ода является лучшей среди од Ломоносова. Она посвящена императрице Елизавете Петровне и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября).

В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова.

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

 

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

 

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, т.е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.

Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме – прославлению Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.

Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

 

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

 

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

 

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

 

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки,

К сему монарху говоря:

«Мы с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды».

Монарх к себе их призывает,

Уже Россия ожидает

Полезны видеть их труды.

 

Толикое земель пространство

Когда всевышний поручил

Тебе в счастливое подданство,

Тогда сокровища открыл,

Какими хвалится Индия;

Но требует к тому Россия

Искусством утвержденных рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук.

Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделав это могут люди науки, ученые. Так вводится новая тема в оду – тема науки, подготовки из среды русского народа ученых. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Призывая будущих ученых к плодотворной деятельности, Ломоносов в следующей строфе слагает восторженный гимн науке.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси.

Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.

Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным.

Ломоносов-ученый неотделим от Ломоносова-поэта: он говорит о неизмеримых силах природы, которые должен исследовать и покорить человек. Поэзия и наука органически сливаются в его творчестве. Борьбе за передовое научное миросозерцание посвящена научно-философская поэзия Ломоносова: «Вечернее размышление о божием величестве» (приложение 10), «Утреннее размышление о божием величестве», «Письмо о пользе стекла».

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

О коль пресветлая лампада

Тобою, боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились

Поля, бугры, моря и лес

И взору нашему открылись,

Исполненны твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:

Велик зиждитель наш господь!

(Отрывок из «Утреннего размышления о божием величестве»).

 

“Открылась бездна, звезд полна”

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

 

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

 

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен…

(Отрывок из «Вечернего размышления о божием величестве»).

Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха. Его приемы будут использовать поэты-романтики начала XIX в. Ломоносов обогатил жанр оды новым гражданским содержанием и выработал поэтическую форму, соответствующую этим высоким патриотическим идеям.

В «Риторике» 1748 г. (приложение 11) Ломоносов включил раздел «О изобретении витиеватых речей», в котором рассматривает многообразные виды поэтического олицетворения, что сейчас мы называем художественными средствами выразительности (или тропами). Подобные «изобретения» он проиллюстрировал собственными примерами:

И се уже рукой багряной

Врата отверзла в мир заря,

От ризы сыплет свет румяной

В поля, в леса, во град, в моря.

А сколько метафор, эпитетов и гипербол в оде, посвященной Елизавете Петровне:

Царей и царств земных отрада

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют,

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Правда, не все современники Ломоносова сумели по достоинству оценить его новшества в литературе. Например, Сумароков резко критиковал его, т.к. был сторонником чистоты и ясности стиля, что было характерно для классицизма. Он написал свои «Оды вздорные», где резко и зло высмеивает яркие метафоры и сравнения Ломоносова. Эта полемика между двумя поэтами была широко известна современникам.

Одним из ведущих жанров классицизма была стихотворная трагедия. В литературном творчестве Ломоносова нашел отражение и этот жанр. Им написаны две трагедии: «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), первая на национально-историческую тему, вторая на сюжет античной истории.

В трагедии Ломоносова «Тамира и Селим» были использованы события русской истории конца XIV в., когда в 1380 г. русские войска под водительством великого московского князя Димитрия Ивановича, позднее названного Донским, разбили полчища хана Мамая на поле Куликовом.

Ломоносов в «Риторике» определил характер литературного вымысла: «Вымыслы разделяются на чистые и смешанные. Чистые состоят в целых повествованиях и действиях, которых на свете не бывало, составленных для нравоучения… Смешанные вымыслы состоят отчасти из правдивых, отчасти из вымышленных действий, содержащих в себе похвалу славных мужей или какие знатные в свете бывающие приключения, с которыми соединено бывает нравоучение».

В собственной практике Ломоносов придерживался «смешанных вымыслов»: в основе его литературных произведений — будь то ода, трагедия или поэма — всегда заключено описание «правдивых действий», всегда находится исторический факт, изученный им на основании источников.

В предисловии к своей поэме «Петр Великий» Ломоносов пишет:

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

К работе над поэмой, посвященной Петру I, Ломоносов приступил в 50-х гг. XVIII в. Поэма «Петр Великий» (приложение 12) начинается с описания поездки Петра I в Архангельск с целью отразить нападение шведской армии. Вторая песнь посвящена осаде Шлиссельбурга русскими войсками. Заканчивая эту песнь, поэт предупреждает, что воздерживается от описания торжеств по случаю взятия Шлиссельбурга, так как впереди — рассказ о более важных победах в истории Северной войны:

Но, муза, помолчи, помедли до трофеев,

Что взяты от врагов и внутренних злодеев:

Безмерно больши труд на предки предстоит,

Тогда представь сея Богини светлый вид.

Но Ломоносов не закончил поэмы, на которую возлагал столько надежд. Литературоведы полагают, что Ломоносов писал по правилам классицизма, а эти правила не позволяли раскрыть индивидуальное своеобразие личности Петра». Требовались новые приемы типизации и обобщения, которые еще не были выработаны русской литературой конца 50-х — начала 60-х гг. XVIII в.

 

1.4. Труды Ломоносова в области языка и литературы

 

Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями.            Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) (приложение 13). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:

 - К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю.

- Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю,господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)».

- К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей,который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий».

«Высокий штиль» составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях».

«Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения.

«Низкий штиль» состоит ис ключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».

Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранщиной. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.

 

1.5. Басни М.В. Ломоносова

 

Помимо теоретических трудов в области стихосложения, литературы и языкознания, известны литературные опыты М.В.Ломоносова в жанре «эзоповского языка».

Принято считать, что в Россию жанр басни пришел в XVIII веке с именем А.Д. Кантемира. М.В.Ломоносов не только продолжил русскую басенную традицию, но и привнес определенную свежесть и новизну.

Басням М.В.Ломоносова присущи острота мысли и необычность слога. В них нашли отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался М.В. Ломоносов. Ему, как настоящему ученому, глубоко порядочному и предельно открытому человеку, претили невежество, лицемерие, ханжество, пустая болтовня, и он честно говорил об этом своим читателям.

Среди известных басен М.В. Ломоносова - «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», (1747-1748гг.), «Мышь некогда, любя святыню» (1761-1762 гг.). Творения М.В.Ломоносова необычайно реалистичны, несмотря на присущие жанру аллегоричность и иносказательность.

М.В. Ломоносов использовал сюжеты французского сочинителя Жана де Лафонтена, чья роль в басенной мировой культуре чрезвычайно велика. Так, на отрывок из лафонтеновского произведения «Мельник, его сын и осёл» был выполнен вольный перевод М.В. Ломоносовым «Послушайте, прошу, что старому случилось». И в основе басни «Лишь только дневной шум умолк» лежит работа Лафонтена «Волк, ставший пастухом». М.В.Ломоносов, заимствовав лишь идею, написал совершенно новое произведение, с оригинальным русским наигрышем, с богатым национальным колоритом. Умело используя «эзопов язык», Ломоносов выражал прогрессивные стремления, а его басенные произведения порождали резкую полемику.

Басни М.В.Ломоносова написаны в народном духе. Их слог ясен и понятен. Живой выразительный язык является главным достоинством басенных сочинений М.В.Ломоносова.

1.6. Значение Ломоносова в истории литературы

Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.

Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

II.            ГЛАВА.  Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии

К 310-летию со дня рождения великого ученого мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с его направлениями научной и культурной деятельности. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова-человека, опередившего время» и создать электронную версию: https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova . Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

Электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой.

Соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Мною была оформлена страница “Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу” (приложение 14). Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д. Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

 

ВЫВОД

 

          Прав  был  К.С.Аксаков, когда  в  середине  прошлого  века писал: «Ломоносов  был  автор, лицо  индивидуальное, первый, восставший как лицо из мира национальных  песен, в общем  национальном  характере поглощавших  индивидуума; он  был освободившийся  индивидуум  в поэтическом  мире, с  него  началась  новая  полная  сфера  поэзии, собственно  так  называемая литература».

          А  ведь  в  18  веке  сохранить  своё лицо  было  куда  как  трудно…-

и  в  поэзии, где  требовалось, прежде  всего, умение  подражать непререкаемым  образцам  и  соблюдать  жёсткие правила, предписанные теоретиками, и  в  жизни, где  поэзия  ещё  не  заняла подобающего ей  места, ещё  не  была  обласкана обществом…

Подробно познакомившись с произведениями ученого и литератора, я понял, насколько литературное наследие Ломоносова велико. Он создал про­изведения различных жанров, в том числе торжественные ре­чи, поэтические переложения псалмов, участвуя в стихо­творном состязании с Тредиаковским и Сумароковым (1743), трагедии. Не был чужд он и сатиры. Нельзя забывать о тео­ретических трудах поэта в области филологии. Автор «Рито­рики» (1748), «Российской грамматики» (1755), «Рассуждения о пользе книг церковных в российском языке» (1758), где пред­ложил свою теорию «трех штилей» (высокий, средний, низ­кий), отличавшихся друг от друга соотношением лексических средств, стал подлинным реформатором литературного языка.   

Разнообразные  интересы  М.В. Ломоносова  удивительным  образом совмещались  в  нём  вполне  гармонически.  Его стихи  во  многих лучших  образцах – редкий  вид  высокой  научной  поэзии. М.В. Ломоносов  придавал  прямое  научное  значение  многим  своим  стихам.

          Его  научные  «слова», «рассуждения», трактаты  и  даже  записи для  себя порою  являются  высокими  образцами художественной прозы.     Без  преувеличения  можно  сказать, что  М.В. Ломоносов  был учёным  в  поэзии  и  искусстве  и  поэтом  и  художником  в науке.

Читая  научную  прозу  М.В. Ломоносова, слышишь  голос  поэта, и, наоборот, в  одах  и  поэтических  размышлениях  его  сквозит  философ, физик, химик  и естествоиспытатель  в  самом  широком  и благородном смысле.  Набдюдения за живым языком, его изменениями, изучение языка в его историческом развитии, привлечение широкого сравнительного материала из других «сродных» языков – таков был путь  Ломоносова в решении важнейших и насущных вопросов языкознания.

Влияние   гения, труда  М.В.Ломоносова  неизмеримо. Наш  язык, наша грамматика, поэзия, литература  выросли  из  богатейшего творчества учёного – поэта, деятельность которого подготовила тот расцвет русской культуры, который проявил себя в могучем творчестве Пушкина и других русских писателей и поэтов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

М.В. Ломоносов внес огромный вклад в развитие русского литературного языка. Во всех суждениях о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен и проницателен.     

Он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка, совершенно точно определил круг родственных индоевропейских языков,

составил «Краткое руководство к красноречию», «Риторику», «Российскую грамматику», отчетливо разобрался в звуках нашей речи и значении букв нашей азбуки, дал простые, точные и основательные правила слитного и раздельного написания слов.         

          М. В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный, затем облегчённый пропусками ударений.

Он является основоположником русской торжественной и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.

В  последнее  десятилетие  жизни  М.В. Ломоносова с особой силой  проявился  его  глубочайший  патриотизм, любовь к русскому  народу, русскому  языку, русской  истории, высокое понимание своей миссии как «защитника  труда  Петра  Великого».   

           Нынче, в  21  веке, было  бы  наивно  упрекать  читателей  в прохладном  отношении  к  Ломоносовской  поэзии, если  в  ещё 1825 году Пушкин  писал: «…странно  жаловаться, что  светские  люди  не  читают Ломоносова, и  требовать, чтобы  человек, умерший  70  лет  тому  назад, оставался  и  ныне  любимцем  публики. Как  будто  нужны для славы великого  Ломоносова  мелочные почести  модного  писателя».

          Кто  же  спорит: после  Пушкина  читать  Ломоносова  трудно. Между  прочим, гораздо  труднее, чем  ломоносовских  современников Вольтера  и  Гёте  или  других  зарубежных  поэтов  ещё  более  отдалённого  времени, с  которыми  современный  читатель  может познакомиться  в современных  добротных  переводах. Несмотря  на  то, что  мы  сейчас смотрим  на  Ломоносова  как  на  учёного  по преимуществу, душа-то Ломоносовская, всё  по  тому  же  пушкинскому  слову, была  исполнена страстей. Для  такой  души  обращение  к поэзии  было  совершенно естественным, неизбежным  и  благотворным  одновременно.

С того  времени, когда  жил  и  работал  великий русский  учёный, прошло  более  трех  столетий. Его  имя  живёт  в памяти человечества.   Жизни  и  деятельности М.В. Ломоносова  посвящено  много  книг  и  статей; его  образ  запечатлён  в произведениях живописи, графики, скульптуры; его  имя  носят  в  нашей  стране города и  села, улицы  и  площади, учебные заведения  и школы. Имя  Ломоносова присвоено  открытому  российскими учёными  подводному  горному  хребту  в  бассейне  Северного Ледовитого океана; одному  из  кратеров на  обратной  стороне  Луны.

История, конечно, не  повторяется. И, вероятно, уже  не  будет  людей  с  таким  универсальным  диапазоном  научной деятельности, как  у Ломоносова. Науки  сейчас  ушли  далеко  вперёд, и  одному  человеку  просто  невозможно  достичь  вершин  одновременно  в  нескольких областях  познания. И  всегда  М.В. Ломоносов – учёный, философ, поэт будет  вызывать  глубокий  интерес  как личность, продемонстрировавшая силу  человеческого  разума. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

       История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

       Бобровников Д.О. Басни М.В. Ломоносова в истории русской литературы // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. Том 3. № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/basni-m-v-lomonosova-v-istorii-russkoy-literatury (дата обращения: 29.10.2021 г.)

       Значение творчества ломоносова для русской литературы // Все о творчестве для каждого [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://delo-consult.ru/znachenie-tvorchestva-lomonosova-dlya-russkoy-literatury (дата обращения: 29.10.2021 г.)

       Литературное творчество М.В. Ломоносова // www.ency.info Школьная Энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ency.info/slovesnost/poeziya/istoriya-razvitiya-russkoj-poezii/russkaya-poeziya-xviii-veka/1088-literaturnoe-tvorchestvo-m-v-lomonosova (дата обращения: 29.10.2021 г.)

       Павлова Г.Е., Федоров А.С. М. В. Ломоносов - филолог, литератор // NIV [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/bio/pavlova-fedorov-lomonosov/lomonosov-filolog-literator.htm (дата обращения: 03.11.2021 г.)

       Сёмкин В.Д., Разумов Д.Б., Антипенко Е.В. Труды Ломоносова в области языка и литературы // Сайт М.В. Ломоносову посвящается [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://lomonosovsvd.narod.ru/literatura.htm (дата обращения: 05.11.2021 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис.1. Север - родина Ломоносова

Приложение 2

 

Рис.2. Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Рис.3. Юноша Ломоносов на пути в Москву. Картина Н.И. Кислякова. 1948 г.

 

Приложение 4

 

Рис.4. Славяно-греко-латинская академия

 

 

 

 

Приложение 5

Рис.5. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» В. К. Тредиаковского

 

Приложение 6

Рис.6. Силлабо-тоническая система стихосложения

 

Приложение 7

 

Рис.7. ОДА на взятие Хотина (русская крепость в Галиции)

Приложение 8

Рис.8.

 

Приложение 9

 

Рис.9. “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны”

 

Приложение 10

 

Рис.10. «Вечернее размышление о божием величестве»

 

Приложение 11

 

Рис.11. «Риторика», 1748 г.

 

 

Приложение 12

 

Рис.12. Поэма “Петр Великий”

 

Приложение 13

 

 

 

Рис.13. В предисловие к собранию сочинений "О пользе книг церковных в российском языке” сформулировал теорию “трёх штилей”

 

 

 

 

 

Приложение 14

 

 

Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее

ВВЕДЕНИЕ «… с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее

Объектом исследования я взял сведения о жизни и творчестве

Объектом исследования я взял сведения о жизни и творчестве

I. ГЛАВА. Вклад М

I. ГЛАВА. Вклад М

XVIII в. Имеются свидетельства современников, что и в 1736 г

XVIII в. Имеются свидетельства современников, что и в 1736 г

Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца

Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца

Крепит Отечества любовь Сынов

Крепит Отечества любовь Сынов

Родина была высоким идеалом для него, и свое творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его…

Родина была высоким идеалом для него, и свое творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его…

Войне поставила конец; Тебя прияв облобызала:

Войне поставила конец; Тебя прияв облобызала:

С собой возвысил до небес.

С собой возвысил до небес.

Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова

Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова

Когда бы смертным толь высоко

Когда бы смертным толь высоко

Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха

Ломоносов раздвинул границы строго регламентированной поэтики классицизма, раскрыл возможности дальнейшего развития русского стиха

В трагедии Ломоносова «Тамира и

В трагедии Ломоносова «Тамира и

Труды Ломоносова в области языка и литературы

Труды Ломоносова в области языка и литературы

Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения

Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения

Среди известных басен М.В. Ломоносова - «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», (1747-1748гг

Среди известных басен М.В. Ломоносова - «Лишь только дневной шум умолк», «Жениться хорошо, да много и досады», «Послушайте, прошу, что старому случилось», (1747-1748гг

Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента

Разнообразные интересы М

Разнообразные интересы М

Он является основоположником русской торжественной и философской оды

Он является основоположником русской торжественной и философской оды

И всегда М.В. Ломоносов – учёный, философ, поэт будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума

И всегда М.В. Ломоносов – учёный, философ, поэт будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Приложение 3 Рис.3. Юноша

Приложение 3 Рис.3. Юноша

Приложение 5 Рис.5. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

Приложение 5 Рис.5. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

Приложение 8 Рис.8. Приложение 9

Приложение 8 Рис.8. Приложение 9

Приложение 10 Рис.10. «Вечернее размышление о божием величестве»

Приложение 10 Рис.10. «Вечернее размышление о божием величестве»

Приложение 12 Рис.12. Поэма “Петр

Приложение 12 Рис.12. Поэма “Петр

Приложение 14 Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии

Приложение 14 Рис.14. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022