ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ «БИКЕЙ И МАУЛЯНА» (ОБЗОР ПОВЕСТИ)

  • docx
  • 03.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок №8 Даль Бикей и Мауляна.docx

УРОК №8

ТЕМА: ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ «БИКЕЙ И МАУЛЯНА» (ОБЗОР ПОВЕСТИ)

Цели:

·         познакомить учащихся с содержанием повести;

·         проанализировать главу 2 «Соседи наши», раскрывающую жизнь  оренбуржцев в плену и побеги из плена;

·         формировать навык аналитического чтения;

·         воспитывать интерес к историческому и литературному прошлому края.

 

Ход урока

I.                    Оргмомент.

II.                 Актуализация изученного. Проверка домашнего задания.

Беседа.

·         Понравился ли вам рассказ В.И.Даля «Осколок льду»?

·         Как 14летняя Маша Чернушкина оказалась в плену?

·         Как приняли пленницу казахские женщины? Какое прозвище она получила?

·         Кому  и для чего была продана русская девушка?

·         Как характеризует Марью её поведение в плену?

·         Можно ли считать избавление Маши чудесным? Почему?

·         Как отнеслись в станице Красногорской к возвращению Маши?

·         Как сама девушка вспоминала годы плена? Возненавидела ли она тех, кто держал её в рабстве? Почему?

III.              Сообщение об истории создания повести «Бикей и Мауляна»

IV.              Краткий обзор содержания повести.

Реальные источники повести В.И.Даля «Бикей и Мауляна»

Через три года после приезда В.И.Даля в Оренбург в1833году в журнале «Библиотека для чтения» появилось одно из его лучших художественных произведений - повесть «Бикей и Мауляна», первое в русской литературе произведение о жизни казахов, называвшихся тогда киргизами или киргиз-кайсаками.
Повесть эта и по сей день остается, пожалуй, самым известным и популярным произведением Даля-писателя. История любви «степных Ромео и Джульетты» пленила современников и давно уже высоко оценена литературоведами. Эта повесть имеет большую этнографическую ценность, поскольку в ней подробно рассказывается о казахах, их обычаях и обрядах, об их приездах в пограничный Оренбург, об отношениях русских чиновников с ними. В повести читатель видит не только чудесные портреты двух главных героев, но и изображения многих людей, с которыми представителям оренбургской администрации приходилось регулярно встречаться по делам службы. Главное достоинство повести – в ее достоверности. Сам Даль писал: «...все происшествие рассказано так, как было, и было в точности так, как рассказано» [1, 140]. «Я пишу не сказку, а быль», - не раз напоминал он читателю по ходу повествования.
В повести описана трагедия, разыгравшаяся в семействе аксакала Исянгильды Янмурзина - одного из старшин богатого казахского рода, известного миролюбием и спокойствием в сосуществовании с уральскими казаками. У старшины было три жены и много детей. Одну из дочерей от первого брака просватали и получили за нее калым, но она умерла, не успев выйти замуж. Нужно было вернуть калым или отдать жениху другую невесту, а у первой жены Исянгильды взрослых дочерей больше не было. Тогда она уговорила мужа отдать дочь от его умершей к тому времени второй жены. Таким образом, как пишет Даль, «отдали птенца из второго гнезда, а калым за него остался в первом» [там же, 113]. Родных братьев и сестер девушки при этом не только ограбили. Для них было позором то, что сестру фактически выдали замуж без калыма, «как рабыню или неверную». И когда повзрослел ее брат Бикей, он восстал против несправедливости отца, стал требовать, чтобы имущество, полученное когда-то в виде калыма, было отдано ему и другим детям его матери.
«Старик Исянгильды, слывший мудрым и справедливым, когда судил и рядил чужую расправу, в собственном своем деле погрешил и покривил, а потом уже сознаться и исправить беды не хотел» [там же], - пишет Даль. Между отцом и сыном возникла вражда, причем на стороне отца, разумеется, были его сыновья от первой жены. Однажды, во время очередной ссоры отец потребовал непокорного сына к себе. За Бикеем поскакали старшие братья и убили его, поскольку он не хотел ехать сними. Когда же известие о происшествии дошло до Оренбургской пограничной комиссии, убийцы объясняли, что Бикей, пытаясь ускакать от них, упал со споткнувшейся лошади и случайно нанес себе смертельную рану собственной саблей.
Даль рассказывает о том, как расследовалось это дело, и о том, в каком затруднительном положении было руководство края. Недопустимо было как полное бездействие, так и слишком суровое отношение к подозреваемым.
Жена Бикея, красавица Мауляна, вышедшая за него замуж по любви и собственной воле, ненадолго пережила его. «Она... умерла от оспы летом 1832года, менее года после убиения мужа, на 22-мгоду от рождения своего» [там же, 236], - такими словами Даль закончил свою повесть.
В Государственном архиве Оренбургской области хранится дело «Об убийстве старшиною Исянгильды Янмурзиным сына своего Бикея» [2]. Познакомившись с ним, нетрудно убедиться, что Даль и в самом деле описал реальный случай, что документы, лежащие в этой папке, действительно дали ему такой сюжет, для которого уже не было необходимости ничего придумывать. В1937 или 1939г. кто-то из работавших в нашем архиве ученых написал на обложке: «Настоящее дело послужило темой для написания Далем повести ′′Бикей и Мауляна′′».
Большинство документов содержат подробности, которые удалось узнать входе расследования. Здесь можно прочитать о том, как поступил Исянгильды, узнав о смерти Бикея. Отец пришел в ужас и решил, что, потеряв одного сына, он должен спасти остальных. Он «разрезал у умирающего сына грудь и окровавленную руку поднес к губам, объявляя предстоявшим, что ненависть их к умершему удовлетворена, но чтобы они не беспокоились о последствиях, ибо он сам сделался убийцею сына и должен ответствовать за все» [2, лл. 5-5 об]. Этот эпизод в документе, пожалуй, выглядит страшнее, чем в повести. Описывая его, Даль немного смягчил краски.

Старик также настаивал на том, что сын нечаянно убился сам. Жена же Бикея утверждала, что все это клевета и что муж ее убит братьями. Повесть заканчивается рассказом о приятеле автора, от которого он узнал, как умирала от оспы, повторяя имя Бикея, легендарная красавица Мауляна. Свидетелем ее смерти был бесстрашный человек, который не боялся подходить к больным, брошенным соплеменниками в степи из страха перед заразой, разговаривать с ними, облегчать страдания умиравших. Ему посвящена почти целая страница. Даль пишет: «У меня есть в Оренбурге товарищ, знакомый, близкий человек, которого я крайне люблю и уважаю. Он из числа людей, коих большею частью называют чудаками, и это поделом: они всегда пекутся только о благе и добре чужом. Он много занимается, читает, особенно путешествия, любит сам быть вечно в разгоне; чем дальше и глубже в новую и не известную ему доселе страну, тем лучше. Он выучился азиатским языкам, знается и братается со всеми нехристями, так что мы его зовем татарином, хотя и мусульмане еще его бранят кяфыром. Я слышал сам, как русские называли его поляком, и слышал, как поляки честили его москалем...» [1, 233-234].
Кто этот замечательный человек? Все, что Даль говорит об отваге, честности, принципиальности друга, о его любознательности, образованности, любви к путешествиям, знакомстве со степью и степняками, указывает на яркую личность Ивана Викторовича Виткевича [3].
Это был один из первых людей, встреченных Далем в Оренбурге, которые помогли ему в его этнографических исследованиях. В результате этих исследований родились повести «Бикей и Мауляна», «Майна», «Осколок льду», «Башкирская русалка» и другие.

V.                Словарная работа

КАЛЫ́М м. у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные; у русских, где есть обычай этот, калым называют кладка, столовые деньги, на стол. || Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода. Калы́н арх. оброк, подать, сбор; сумма на выкуп залога.

БАРАНТА - ж. у азиятских пограничных народов, а более у кочевых, самоуправная месть, по междоусобиям; набег, грабеж; отгон СКОТа, разор аулов, захват людей. баранта тем отличается от военных набегов, что нападающие, из опасения кровомести, идут без огнестрельного и даже без острого оружия, а берут ожоги, вместо копий, обух и нагайку. барантовый, относящийся до баранты. барантовать, идти на баранту; барантоваться, быть во взаимной вражде по баранте. барантовщик м. участник в баранте, разбойничий наездник, грабитель.

КУН - это у тюркских и кавказских народностей выкуп за убийство родственникам убитого, спасающий от кровной мести.

VI.              Комментированное чтение главы 2 «Наши соседи» (в сопровождении презентации)

VII.           Беседа.

·         Что нового узнали вы о прошлом нашего края?

·         Как удавалось пленным подать о себе весточку?

·         Какую помощь оказывало правительство пленным?

·         Что заставляло людей после многих лет рабства стремиться на родину?

·         Как относится автор к происходящим на его глазах событиям? К киргиз-кайсакам?

·         Для чего нужно нам сегодня знать о далёком прошлом?

VIII.        Итог.

Что нового вы узнали на уроке? О чём хотели бы поговорить ещё? Поделитесь услышанным и прочитанным с родителями. Как они оценят поступки героев повести?

VII. Домашнее задание:

·         нарисовать иллюстрацию к произведению

·         или составить викторину по прочитанным произведениям в.и.даля

·         или написать отзыв на прочитанные произведения

1)      Читать балладу С.Т.Аксакова «Уральский казак»


 

Скачано с www.znanio.ru