Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.6

Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.6
docx
11.01.2021
Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Влияние декоративно.docx

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

 

 

 

 

 

Выступление на МО воспитателей. Тема: «Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

                      Подготовила: Герасименко Г.В.,

                                                                                                               воспитатель

 

 

 

 

 

 

                                                        2020 г.

Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

Считается, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.

Одной из форм адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, позволяющей им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности, является творческая реабилитация, предполагающая занятия любыми видами творческой деятельности.

Но трудно говорить о творчестве, когда мир человека ограничен четырьмя стенами. Все равно: будь это дом или интернат. Они стараются не выходить во внешний мир, предчувствуя, что этот мир не особенно хочет их принимать. Для детей – инвалидов очень мало развивающих и обучающих программ.

И поэтому, любая работа, любые экскурсии, занятия в творческих объединениях, выставки - все, что только позволяет ребенку увидеть внешний мир - все на пользу.

Влияние развития мелкой моторики на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для развития мелкой моторики пальцев оказываются наиболее действенными. Шитье, занятия бисероплетением, работа с природным материалом, с пластилином, изготовление кукол это и есть эффективная помощь в развитии мелкой моторики.

Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». «Я со своими детьми познаю мир кончиками пальцев рук».

Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи должны поддерживаться методами стимулирования и поощрения. Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления должна быть нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - принятие ценности ребенка самого по себе. Независимо от общественного сознания; его равного права на жизнь, свободу, выбор, индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального происхождения, физического состояния. Ребенку необходимо давать возможность реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач. Дать определиться: «это я делаю, это я могу». То есть принять ребенка-инвалида как равного себе.

Учебные занятия и игровая деятельность должны составляться с учетом возраста детей, уровня сформированности тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога.

Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагогам необходимо корректировать деятельность каждого ребенка, помогать ему вовремя исправлять допущенные ошибки.

Главное не ранить самолюбие ребенка с ограниченными возможностями, не противопоставлять его другим здоровым детям, давать задание с изменением общей установки, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий. Следить за утомляемостью, вниманием, работоспособностью.

Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо каждое занятие планировать таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое педагог дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.

Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Учитывая уровень знаний и умений, педагогу необходимо предоставить детям возможность самостоятельно придумать, подобрать цвет и форму изделия, выполнить его и оформить работу. Чем больше мера самостоятельности, тем выше их интерес к занятию.

На занятиях декоративно-прикладного творчества педагогу необходимо учитывать следующие психолого-дидактические рекомендации:

-неукоснительно и систематически соблюдать принцип коррекционной направленности обучения на всех этапах работы;

- организовывать дифференцированное педагогическое воздействие, учитывая особенности детей;

-активизировать интеллектуальную деятельность обучающихся в процессе их работы над рукодельным изделием;

-побуждать обучающихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;

- словесно обозначать педагогом демонстрируемый образец и процесс создания (в дидактических целях) изделия;

- обеспечивать оптимальное распределение нагрузки рабочего времени для каждого ребёнка индивидуально, учитывая его психические и физические особенности.

-учитывать чувственное (сенсорное) восприятие мира и стремление познавать мир в игре;

-обеспечивать организацию рабочего места и разумное использование материалов, соблюдение правил безопасности труда и охраны здоровья;

- вводить элементы занимательности и игры в учебно-воспитательный процесс;

- объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно, учитывая непосредственное восприятие мира детьми.

- деление каждого технологического приема на конкретные действия и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде занятий, так как дети с ограниченными возможностями здоровья стремятся подражать наглядному показу действий;

- поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия;

Если физическое здоровье мало зависит от нас, то эмоциональное состояние, психологическое самочувствие в наших руках. В атмосфере добра и любви у любого человека в процессе становления его как личности появится возможность победить болезнь и преодолеть трудности.

Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворное развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны

Независимо от общественного сознания; его равного права на жизнь, свободу, выбор, индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального происхождения, физического состояния

Независимо от общественного сознания; его равного права на жизнь, свободу, выбор, индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального происхождения, физического состояния

Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка

Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка

По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия;

По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021