Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе.
Оценка 5

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе.

Оценка 5
docx
18.09.2021
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе.
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе.docx

 

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе

 

       Когда ребёнок только поступает в школу, он погружается в новую для себя атмосферу. Для него ещё всё не привычно и потому интересно. Как правило, первоклассники в начале тянутся к знаниям. Им приятна похвала учителя. То есть в начале ребёнка мотивирует на учёбу интерес к новому. Однако со временем данная мотивация угасает и учёба начинает казаться трудной и нудной. И как же быть? Как педагог может справиться с такой нелёгкой задачей как развитие и поддержание мотивации к учебной деятельности? С другой стороны так ли уж важна ребёнку учебная деятельность?

      Сперва попробуем разобраться с определением учения или по-другому учебной деятельности. Согласно трактовке понятия, учебная деятельность – это труд ученика, суть которого заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества. Одним словом, если ребёнок не будет получать знания, он не сможет стать полноценной личностью. Не сможет общаться с другими людьми. И просто обеспечивать себя самым необходимым в жизни. Но, как уже отмечалось, учение дело трудное, как для педагогов, так и для учеников. Существует множество методов и форм развития учебной мотивации. Каждый из них имеет свою цель и задачи. Так например, форма групповой работы позволяет, во-первых, улучшить успеваемость. Во-вторых, раскрыть систему отношений ученика к миру, к самому себе и одноклассникам. Групповая работа создаёт для учеников условия, когда все школьники включаются в активную деятельность. В группах каждый может высказать своё мнение, поспорить, отстоять свою точку зрения, найти общее решение задачи и многое другое.

       В групповой работе дети объединяются в небольшие составы. Каждый участник команды отвечает за знания, которые подчерпнул из учебного материала. И в то же время помогает другим. В результате сильные помогают менее слабым. А менее слабые, глядя на сильных, стараются преуспеть.

       Выбирая форму групповой работы, педагогу необходимо учитывать ряд факторов. Группы формируются не просто так. Учитываются уровень знаний, темперамент, уровень познавательной активности.

       Различают однородную и дифференцированную групповую работу. При однородной дети делятся на мини группы и выполняют одно и тоже задание. Дифференцированные, также делятся на маленькие составы, но задание у каждой группы своё.

      У данной формы есть свои методы обучения. Выделяют кооперативное, групповую дискуссию и мозговой штурм.

       При кооперативном обучении, учащиеся делятся на маленькие составы и решают общую для всех задачу.

       Групповая дискуссия – это способ организации деятельности учеников под руководством педагога с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.

       При мозговом штурме дети выдвигают свои идеи для решения какой-либо задачи.

       Следует отметить, что в некоторых случаях, особенно в групповых дискуссиях, могут возникнуть конфликты. Поэтому педагогу важно заранее обговорить правила поведения. При этом нужно учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликта. Поскольку умение конструктивно решать конфликты способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач. Дети учатся уважать точку зрения друг друга. В то же время в дискуссии учитель выступает никак носитель единственно верной точки зрения, а как мудрый и опытный коллега общей работы.

      Технологический процесс групповой деятельности выглядит примерно так.

       Сначала ставится, либо познавательная задача, либо проблемная ситуация. Проводится инструктаж о последовательности работы. Раздаётся дидактический материал в подгруппы. Затем проходит знакомство с материалом. Планируется работа в группе. Распределяются задания внутри группы. Выполняются индивидуальные задания. Обсуждаются индивидуальные результаты в группе. Обсуждается общее задания группы. Вносятся замечания, дополнения, делаются обобщения, подводятся итоги общего задания. В конце анализируется вся работа. Выясняется найдено ли решение поставленной задачи или ситуации.

       Во время работы педагог следит как идёт выполнения заданий. Наблюдает за поведением учеников. А именно: следит как ученики сидят, отвлекаются или внимательны, сфокусировано ли внимание на ситуации (задаче) или идёт обсуждение чего-то другого, слушают ли друг друга, демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству, обращает внимание на отклик детей, то есть как они ведут себя во время выполнения задания апатично или проявляют живой интерес.

       При проведении групповой работы ни в коем случае педагог не должен требовать тишины, наказывать ребёнка при помощи отстранения от участия в группе, временной промежуток работы должен составлять не более 10-15 минут в первом классе и не более половины урока со второго по четвёртый.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре у учеников есть возможность проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. И главное, что парная работа вызывает большой интерес у младших школьников, особенно, если они дружат.

        Правила работы в паре практически не отличаются от деятельности в группе. Дети также должны внимательно слушать друг друга, высказывать мнение, исправлять ошибки и дополнять пропуски товарищей. Однако в парах ученикам работается легче. Ведь некоторые дети стесняются отвечать при большом количестве народа. И даже в маленьких группах. А в паре стеснительность, как правило, уменьшается, зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в своих силах.

     Кроме того, работа в парах привлекает учеников тем, что можно сидеть как хочется и разговаривать пусть и на определённые темы.

В парной работе младшие школьники выступают одновременно в двух ипостасях: в качестве учителя и в роли ученика. Поэтому каждый готовится к своей роли тщательно. Для ребёнка в этот момент становится важным, чтобы его спросили.

       В паре ребята также как и в группе учатся организовывать личное пространство, взаимодействовать друг с другом, ориентируясь не на учителя, а на своего партнёра, учатся обмениваться мнениями, обращаться за советом или предложением к партнёру, учатся слушать оппонента, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

       В ходе работы при всех формах обучения важным является озвучивание правил. Причём их необходимо формулировать в ключе что следует делать, а не что не следует. Правила можно закрепить, например, проиграв их при помощи сказочных героев. При этом необходимо обсудить допущенные нарушения и ошибки.

       Другой вариант знакомства с нормами работы. Правила разрабатывают сами ученики. Ведут их обсуждение. Важно чтобы норм было не более четырёх или пяти. Например, можно ввести такие правила:

1.     Говорить тихо и спокойно;

2.      К своим товарищам (партнёрам) относиться с уважением;

3.      Внимательно слушать партнёра;

4.      Стараться не перебивать товарища, выслушивать до конца;

5.      Замечания делать тактично, не грубить.

        В парной работе существует своя последовательность обучения. Так например, ряд авторов предлагает выстраивать обучение так.

      Сначала устраиваются взаимные проверки. Затем идут тренировочные задания. Например, это может быть таблицы сложения и умножения, устный счёт, взаимные диктанты, выполнение заданий по вариантам, с последующей проверкой и т.д.

       Следующий момент, который необходимо учитывать в парной работе это подбор учеников. Объединять детей в пары надо с учётом их личных склонностей.

      В паре успешно работают сильные и слабые ученики. Единственное, следует знать их взаимное расположение друг к другу. То есть, не должно быть сильно выраженных антипатий и конфликтов. Не стоит объединять в пары двух озорников и закадычных друзей, поскольку озорники могут проказничать, а друзья, либо болтать о своём, либо один за другого всё выполнит.

      Чтобы в парах всё получалось надо работать дружно сообща. Об этом педагог объясняет когда впервые применяет такую форму сотрудничества как работа в парах. В качестве примера можно прочитать стихотворение В. Орлова «Кто кого». А потом проработать его в парах. То есть, каждая пара должна стихотворение рассказать. Для этого ребятам даётся время на подготовку. Можно совместно придумать какой-нибудь жест, символизирующий готовность. Потом, либо готовая пара показывает этот жест, либо по истечению времени, учитель подходит к определённой паре и жестом готовности приглашает к рассказу.

Стихотворение В. Орлова «Кто кого».

- Кто кого обидел первый?

– он меня.

- Нет, он меня.

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня.

- Вы же раньше так дружили.

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

           Перед заданием можно обсудить суть стихотворения.

Таким образом, мотивация к учебной деятельности в начальной школе больше всего вызвана интересом. Сначала как к новой деятельности, а потом желанием получить знания и умения. Однако интерес к учёбе проявляется не просто так. Мотивацию необходимо развивать и поддерживать. В начальной школе этим занимаются педагоги.

        Существует многообразие форм и методов обучения, которые призваны сформировать, развить и поддержать в учениках желание учиться.

         Например, такими формами являются формы сотрудничества. К таковым относятся групповая и парная работа. Данные формы могут использоваться как основной метод учебной деятельности и как дополнительный.

        При помощи групповой и парной работы дети учатся коммуникации, самоуважению, регуляции, самоконтролю и многим другим вещам, которые несомненно, пригодятся им в будущей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе. – электронный ресурс: https://infourok.ru/statya-vliyanie-gruppovoy-i-parnoy-raboti-na-motivaciyu-uchenikov-nachalnih-klassov-3083935.html

2.     Е. А. Селюкова, Е. А. Попова Групповая работа в начальной школе как способ мотивации учения. – электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-v-nachalnoy-shkole-kak-sposob-motivatsii-v-uchenii

3.      Е. В. Минаева, Т. И. Булдыгерова, И. В. Фомичева Парная работа в учебной деятельности: журнал «Современно наукоемкие технологии» // статья. – дата публикации. – 01.02.2019. – электронный ресурс: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37366


 

Скачано с www.znanio.ru

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе

В групповой работе дети объединяются в небольшие составы

В групповой работе дети объединяются в небольшие составы

Технологический процесс групповой деятельности выглядит примерно так

Технологический процесс групповой деятельности выглядит примерно так

Однако в парах ученикам работается легче

Однако в парах ученикам работается легче

В парной работе существует своя последовательность обучения

В парной работе существует своя последовательность обучения

Нет, он меня. - Вы же раньше так дружили

Нет, он меня. - Вы же раньше так дружили

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2021