Работу выполнила:
Учитель русского языка и литературы
Иванова Анна Евгеньевна
МАОУ СОШ п. Сосновка
«ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ».
Современный мир находится в процессе глобальных изменений. В настоящее время Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, поэтому в условиях трансформирующегося социума молодежь предстает как основной социальный ресурс [1]. В мире испокон веков существует одна простая истина: «за молодежью будущее человечества», но при этом многие говорят о том, что молодежь безнравственна. Так ли это?
Ежедневно на школьника обрушивается огромное количество информации, и ему требуется создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Но молодое поколение в настоящее время наоборот направляет свои нравственные ориентиры на духовность, честь, патриотизм, сплочение. Этому конечно способствуют уроки истории, обществознания и литературы, семейное воспитание, воспитательные мероприятия. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении [2]. В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся является одним из важных вопросов, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом.
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания, потому что можно рассмотреть все вопросы на примерах образов и героев произведений. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. К тому же подготовка к итоговому сочинению в старших классах позволяет размышлять и обсуждать проблемы различения добра и зла, жизненных ценностей, гражданственности и патриотизма, терпения и милосердия, совести и долге. Через чтение и анализ меняется взгляд на жизнь и происходит приобщение к общечеловеческим ценностям.
В каждом классе на уроках литературы поднимается вопрос нравственности. Практически все произведения можно рассматривать с точки зрения духовно- нравственного воспитания. Например, в 5 классе читаем сказки и познаем понятия добра и зла, говорим о внешней и внутренней красоте человека. Повесть И.С. Тургенева «Муму» помогает разобраться в человеческих чувствах: доброте глухонемого Герасима, злости и высокомерии барыни, силе характера главного героя. Рассказ – сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб помогает понять важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце может разрушить жизнь человека. В 6 классе изучая былины, мы уже вчитываемся в поучительные высказывания старцев: «Не помысли злом…, не убей в чистом поле христианина» («Илья Муромец»). Роман «Дубровский» ученики в старших классах перечитывают, чтобы разобрать проблемы человеческого достоинства и милосердия в своих сочинениях. Это произведение всегда актуально, потому что месть не решит проблемы в жизни человека. Изучая литературу в 7 классе, мы знакомимся с «Поучениями Владимира Мономаха», которые заставляют задуматься над, казалось бы, простыми вещами: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте». Страницы из литературы Древней Руси напоминают молодому поколению о долге и нравственных ценностях. В небольшом рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель» молодой читатель найдет для себя ответ на вопрос о взаимоотношении родителей и детей. Автор не случайно описывает картинки, висевшие в доме станционного смотрителя Самсона Вырина, на которых изображена библейская притча о блудном сыне. Итак, в слове «блудный» соединились слово «блуждать»-скитаться, сбившись с пути, и переносное значение: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути. Значит, молодая девушка, Дуняша, сбилась с пути истинного, но только после смерти отца она это понимает. Сама же притча о блудном сыне несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный. История сбившегося с пути человека злободневна во все времена, только каждый раз она приобретает свои отличительные черты. Древнерусская повесть о житии Александра Невского учит восьмиклассников быть храбрыми, сильными, мудрыми и никогда не сдаваться. Еще данное произведение утверждает мысль о том, что несмотря на подчинение Орде, на Руси есть князья, которые могут противостоять врагу, а их доблесть внушает страх и уважение окружающим народам. Так же тесно с историей связан роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Часто выпускникам 11 класса приходится перечитывать это произведение, чтобы еще раз убедиться в том, что честь нужно беречь с молоду, а любимых не предавать. Нужно быть честным перед собой и дорожить близкими людьми – вот главные принципы нравственно чистого человека. В старших классах при изучении произведений особое внимание уделяется на постепенное углубление связи между произведением, его интерпретацией, анализом, усвоенным историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Например, роман – эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого раскрывает множество проблем с разных точек: проблема семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм и т.д.
Книги оказывают огромное влияние на молодое поколение - каких героев в них прославляют, а каких высмеивают и осуждают, но если книжные теории расходятся с действительностью, то понятие нравственности всегда остается неизменным. Нравственность – это добровольное исполнение человеком тех или иных обязательств и норм нравственного закона (Закона Божьего) без внешнего оценивающего. Это неизменная основа человечности, неписаный кодекс человеческих отношений на основе взаимной любви, ответственности и справедливости, отражающийся в зеркале совести.
Художественное произведение как обзорное отражение действительности оказывает влияние на мысли, эмоции, воображение детей, отображается на их поведении. К. Д. Ушинский полагал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении» [1, с. 315]. Читая художественные книги, школьники учатся ориентироваться в поведении, смысле поступков людей, чувствовать силу добра, осуждать безобразие, зло и коварство. Ценности прошлых лет совсем не изменились сегодня: добро, справедливость, честь и милосердие по-прежнему стоят в приоритете. Молодое поколение в наш непростой век задумывается о человеческой нравственности и духовности. Понятия «долг», «честь», «патриотизм», «совесть» остаются в приоритете, значит современная российская молодёжь видит свое будущее и понимает, что глобальные изменения в положительную сторону жизни людей зависят только от них.
Список литературы
1. http://doc4web.ru/pedagogika/problemi-nravstvennogo-vospi...remennoy-shkole.html?
2. http://www.referat911.ru/Filosofiya/duhovnost-i-nravstven...-3522831-place1.html?
3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. / К. Д. Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 350 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.